Разговор с воспитателями о мотивации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 15.09.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пронина, С. А. Разговор с воспитателями о мотивации детей дошкольного возраста / С. А. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73570/ (дата обращения: 29.10.2020).



Семинар-практикум для педагогов и специалистов.

Цель: закрепление знаний педагогов по вопросам формирования мотивации детей дошкольного возраста, совершенствование профессиональных умений и навыков.

Задачи:

  1. актуализировать знания педагогов по теме «Мотивация детей дошкольного возраста»;
  2. создать условия для проживания педагогами проблемных ситуаций по теме;
  3. организовать, посредством «мозгового штурма», разработку инновационных методов мотивирования детей.

— Добрый день, уважаемые педагоги. В преддверии нового учебного года я предлагаю вам подискутировать на тему: «Мотивация детей дошкольного возраста».

Следующие вопросы предлагаю к обсуждению:

− Что такое мотивация.

− Виды мотивации.

− Особенности мотивации детей дошкольного возраста.

Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Виды мотивации:

  1. Внешняя (важен не процесс деятельности, а получаемая награда за нее);
  2. Внутренняя (важен и значим сам процесс). Включает:

− Познавательные мотивы. Формируется в раннем возрасте, основывается на врожденном интересе ребенка в познавании мира и своих возможностей. Зависит от особенности нервной системы, психологической обстановки в которой находится ребенок и т. д.

− Социальные мотивы. В основе желание ребенка быть полезным для окружения (семья, общество)

− Мотив избегания неудачи. Если данный мотив становится основным, то ребенок будет ориентироваться на избегание негативных оценок своей деятельности. (или отказ от нее)

− Мотивация достижения. Двигательной силой данного мотива становится желание достижений, получение высоких оценок своей деятельности.

  1. Положительная. Базируется на положительном стимулировании деятельности.
  2. Отрицательная. Стимулом такой мотивации является последующее наказание/нарекание, при неудачном выполнении действия.
  3. Устойчивая.
  4. Неустойчивая.

Предлагаю всем вместе записать те приемы мотивации детей к различным видам деятельности, которые используете вы в своей работе. (Ответы педагогов записываются на флипчарте).

(Обсуждение полученных данных).

Помимо основных видов мотивации, существует стимульный метод мотивации, так называемая «Жетонная система».

В основе ее теория оперантного научения Б. Скиннера (бихевеоральное направление в психологии). Данная система нашла свое применение в отношении пациентов с тяжелыми формами расстройств (аутизм, шизофрения, нарушение социального поведения и т. п.)

Метод направлен на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения желательного поведения.

Цель: изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом.

Компоненты метода:

  1. Систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа.
  2. Составление описания социально требуемого поведения.
  3. Детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида.
  4. Введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии.
  5. Контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена.

Условия для выполнения:

  1. четкое предъявление ребенку требуемого социального образца поведения;
  2. обоснованный выбор такого образца с помощью взрослого как альтернативного асоциальному образу поведения;
  3. обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка;
  4. развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия;
  5. четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения.

Особенно эффективна данная программа оказалась в целях коррекции поведения малолетних несовершеннолетних преступников.

При выборе способов мотивации важно четко осознавать какую в данный момент перед собой ставит цель воспитатель или специалист.

Одной из основных задач педагога является поддержание внутренней мотивации(природной) ребенка к познавательной деятельности. Внешнее стимулирование (поощрение наклейками, оценками) может трансформировать внутреннюю мотивацию в желание получить награду и со временем отказ от деятельности без таковой. В использовании методов стимуляции и поощрения необходимо отдавать себе отчет в том, что результат не будет моментальным.

Чем младше ребенок, тем более чувствителен он к психологическому комфорту, который дают: знание режима, доброе отношение взрослых к нему, гармоничный климат в детском коллективе т. д. и т. п. Дети очень не любят делать то, что им очень трудно и в чем они неуспешны. Поэтому так важен педагогический такт воспитателя, чтобы не отбить навсегда желание пробовать.

Педагоги часто используют такие методы стимуляции, как сравнение детских работ (или найти лучшую работу, которая больше всех понравилась и т. п.), также в условиях дефицита времени часто подгоняют ребят. И появляется слоган «Кто первый», «Кто молодец», «Кто копуша», «Кто быстрее». Могут выдаваться жетоны(наклейки). Это продиктовано добрыми намерениями зародить соревновательный дух, и организовать детей. Только это может сыграть «злую шутку» для ребенка с заторможенными движениями, со слабой нервной системой — со сниженной самооценкой, с отсутствием веры в себя в свои силы.

Детям крайне важно ощущение безопасности! Режим, дисциплина в коллективе помогает, отчасти, становлению ощущения безопасности ребенка, как в семье, так и в детском саду. Когда ребенок знает, что за чем последует, то он перестает жить в ситуации неопределенности — его лимбическая система находится в покое (древнейшая часть головного мозга представляет собой совокупность структур головного мозга.)

Немного расскажу об этой системе. Получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетативные (Вегетативная нервная система — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов) и соматические (она отвечает за почти все сознательные движения мышц) реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение внутреннего и внешнего равновесия.

Функции лимбической системы:

− формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций;

− играет важную роль в обучении;

− обонятельная функция;

− организация кратковременной и долговременной памяти, в том числе пространственной;

− участие в формировании ориентировочно-исследовательской деятельности;

− организация простейшей мотивационно-информационной коммуникации (речи);

− участие в механизмах сна

Как же в условиях детского сада можно создать психологический комфорт ребенку? Перед этим я предлагаю с вами поиграть.

Кейс:

  1. предложить педагогам взять на себя роль детей с разной степенью двигательной активности. (разные виды силы нервной системы). Затем проиграть ситуацию при образовательной деятельности — ответы на вопросы педагога по теме занятия. В завершении обсуждение тех чувств, которые возникали в процессе игры.
  2. Дети после образовательной деятельности испытывают большое желание поиграть. Идут с радостью к игрушкам, только начинают играть, но подходит время для того чтобы пойти на занятие (физ. культура, музыка и т. д.), или второй завтрак, или прогулка.

Как же можно было поступить в этих ситуациях.

1. Заранее проговаривать план на определенное время для детей, используя различные подходы: звонки, часы с высказыванием местоположения стрелки, три звонка в театре и т. п. использованием лексической или темы дня/недели)

2. Подойти к ребенку, которой крайне редко отвечает на занятиях по собственной инициативе, присесть и спросить, как думает он, и затем поддержать его ответ перед всеми.

Обсуждение.

Предлагаю мозговой штурм в решении задачи.

1. «В группе детей старшего возраста есть несколько активных детей (которые быстро одеваются (раздеваются), и 2–3 ребенка, которые медлительны в своих действиях. Ваша задача достаточно быстро одеться на прогулку, чтобы дети подольше погуляли, таким образом, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ущемленным и каким-то не таким. Ваши действия.

2.Что нужно вам, педагогам, для того чтобы замотивировать разных детей в одно время? (Ответы педагогов записываются, подвести к внутренним ресурсам)

3. Как сделать «аутсайдера» группы — «лидером»?

Для того, чтобы вам, педагогам, успешно справляться с поставленными задачами кроме профессионализма необходимо много внутренних ресурсов. Одним из способов накопления внутренних ресурсов и снятия напряжения является искусство. Я предлагаю погрузиться в сотворение рисунка по теме «Мой ресурс» в технике граттаж.

В заключение рефлексия по теме семинара-практикума.

Литература:

  1. Психофизиология/ Под ред. Александрова Ю. И..— 3-е изд. — СПб. Питер, 2011
  2. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б. В., 3-е издание
  3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.:Сфера,2002г.
  4. Психология. А-Я. Словарь-справочник/Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, нервная система, внутренняя мотивация, головной мозг, детский сад, Мотивация детей, образовательная деятельность, Ответ педагогов, психологический комфорт.


Задать вопрос