Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников / А. В. Золотарева, О. В. Золотарева, А. М. Позднякова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2816/ (дата обращения: 25.04.2024).



Коммуникативная деятельность каждого человека непременно присутствует в любой другой сфере его деятельности. Та же ситуация и с дошкольниками: познают ли они мир, играют или трудятся, занимаются спортом или музицируют — без общения не обойтись.

Каждому педагогу, ну а тем более, родителю, приятно видеть в своем ребенке собеседника. Но гораздо приятнее и, следует заметить, важнее, если твой ребенок-собеседник ЗДОРОВ!

Задача каждого педагога в условиях дошкольного учреждения — создать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья воспитанников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Исходя из этого, педагоги приходят к поиску новых методов и средств повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, а также создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка.

Работа по сохранению здоровья воспитанников должна проводиться системно, планомерно. Рассмотрим основные методики и технологии здоровьесбережения, которые педагог может использовать в непосредственно образовательной деятельности.

Пальчиковая гимнастика. Несомненно, это самый доступный и наиболее часто используемый вид работы. Пальчиковых игр и упражнений придумано до нас великое множество. Задача современного педагога обогащать опыт предыдущих поколений и находить новые упражнения. Следует заметить, что любое детское литературное произведение может быть использовано в данном виде работы. Здесь хорошо сработает принцип интеграции: мы не только работаем с пальчиками, но и знакомим ребенка с образцами художественной литературы. Педагогу стоит лишь внимательно отнестись к выбору: доступность и соответствие возрасту детей — это необходимые условия успешного применения пальчиковых игр. Хорошо, когда такой вид упражнений связан с темой недели, проекта или непосредственно образовательной деятельности.

Предлагаем один из авторских стишков для проведения пальчиковой гимнастики.

Мышки-малышки

Как-то раз в лесном домишке

Поселились чудо-мышки!

Сложить ладошки домиком-крышей

Показать ладошками «фонарики».

Мышка-малышка кивает головкой

«Кивает» мизинчик.

Мышка постарше топает громко.

Постучать безымянным пальчиком по столу.

Средняя мышка любит плясать

Активно шевелим средним пальчиком, изображая его пляску.

И на бумаге круги рисовать.

Средним пальчиком «рисуем» круги в воздухе.

Вот мышка-малышка мышаток ругает

Погрозить указательным пальчиком

За то, что они расшумелись опять.

Вот мышки притихли

Прижать четыре пальчика к ладони

И старший мышонок погладит ребят

Погладить большим пальцем прижатые пальчики.

И уложить их спать.

А.Золотарева

В описанной нами гимнастике не используются предметы-помощники. Но ведь часто их можно добавлять в гимнастику для большего эффекта. Это может быть обычный карандаш, мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов, прищепки. Здесь фантазия безгранична.

Солнышко

Светит солнышко в окошко

Лучиками машет.

Улыбается ребятам:

Свете, Тане, Маше.

Мы прищепочки прикрепим

Солнышко украсим.

Пусть оно всегда нам светит,

Чтоб денек был ясным.

Закреплять прищепки на каждый лучик картонного солнышка.

А.Золотарева

Сочетание ритмического рисунка стихотворения и действия пальчиков дают очень хороший толчок для развития не только мелкой моторики, но и активизирует работу головного мозга. Зная о такой взаимосвязи, педагоги активно используют логоритмику. В издании «Психомоторика:словарь-справочник» В. П. Дудьева дается следующее определение: «Логоритмика — 1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях; 2) система музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений» [1]. Логоритмические упражнения можно использовать в процессе работы по формированию коммуникативных навыков. Всем известная методика Железновых изначально создавалась для раннего музыкального развития детей в начале 90-х годов прошлого столетия. Отличительной особенностью данной программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность. Музыкально-ритмическая деятельность улучшает общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку, укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских неврозов. Однозначным плюсом этой методики является то, что все упражнения и игры систематизированы: пальчиковые, подвижные, хороводные игры, знакомство с буквами. Такое разделение делает материал удобным в использовании. Существует множество других разработок, которые помогают гармонично сочетать развитие внимания, памяти, общей моторики. Главный принцип логоритмической работы для здоровьесбережения — взаимодействие: слов — музыки — движений.

С активизацией различных систем организма отлично справляется самомассаж. Здесь нам на помощь так же, как и в случаях с пальчиковыми играми, приходят игрушки, предметы-заместители и т. п. Игры с массажными мячиками увлекают детей и одновременно улучшают кровообращение, активизируют работу головного мозга, развивают тактильное восприятие. Массажных мячиков сейчас — великое множество: они и резиновые, и силиконовые, и пластиковые. Вариантов упражнений с такими «тренажерами» — масса. Можно прокатывать мячик по дорожке-руке, поочередно здороваясь с каждым пальчиком. Можно поиграть в прятки, сжимая небольшой мячик то в одной, то в другой ладошке.

Мы играем с мячиком колючим.

Мы его катаем между наших ручек.

Может этот мячик и не мячик вовсе?

А колючий ёжик?! С детками смеётся!

Он клубком свернулся и заснул в ладошке.

Просыпайся, ёжик! Поиграй немножко!

А.Золотарева

Не стоит забывать про массажные мячики, созданные своими руками. Это те же мешочки, наполненные крупой. Стоит попробовать найти мешочек с закрытыми глазами. Здесь кроме активизации точек на кончиках пальцев можно говорить и о развитии сенсорики.

Отдельно хотелось бы выделить самомассаж с использованием мячиков Су-джок. Метод Су-Джок объединил мудрость древнего Востока и современной медицины. Стоит заметить, что в ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» — кисть, «Джок» — стопа.

Использование мячиков Су-джок сделает занятия с ребенком более интересными и разнообразными. В играх с Су-джок развивается тактильная чувствительность, обогащаются знания детей о собственном теле. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

На помощь педагогу опять приходят короткие стихи, песенки.

Покатился колобок,

Колобок — колючий бок.

Покатился по дорожке,

Покатился колобок.

Пробежал он по ладошке

По ладошке — по дорожке.

Повстречал он каждый пальчик

Уколол его немножко.

Но колючки не простые -

Станут пальцы ловкими

От массажа и зарядки

Засмеемся громко мы!

А.Золотарева

Использование разнообразных методов, приемов, средств делают занятия продуктивными в плане сохранения и укрепления здоровья детей, создаёт благоприятный психологический комфорт.

Литература:

  1. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник www.psyoffice.ru/6-893-logoritmika.htm
Основные термины (генерируются автоматически): великое множество, головной мозг, игра, использование мячиков, ладошка, мячик, образовательная деятельность, оздоровительная работа, пальчик, пальчиковая гимнастика, педагог, ребенок, упражнение.

Похожие статьи

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

Занятия с массажным мячиком. Авторы: Лобанова Татьяна Ивановна, Лоншакова Нина Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Пальчиковые кинезиологические упражнениягимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

Ребята особенно любят играть с крупами, массажными мячиками, орехами, резинками для волос, пуговицами. – Театр в руке.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок... По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале... Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним.

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...» мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Пальчиковая гимнастика «Швы». Автор: Якушева Наталья Евгеньевна.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение

мерок, выполнение ручных работ и так далее. Такой подбор упражнений не только даёт возможность...

Похожие статьи

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале...

Занятия с массажным мячиком. Авторы: Лобанова Татьяна Ивановна, Лоншакова Нина Юрьевна. Рубрика: Педагогика.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Пальчиковые кинезиологические упражнениягимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

Ребята особенно любят играть с крупами, массажными мячиками, орехами, резинками для волос, пуговицами. – Театр в руке.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики.

«Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок... По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук.

Занятия с массажным мячиком | Статья в журнале... Имитируя сбор гостинцев, дети тремя пальчиками — большим, указательным и средним.

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются

Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...» мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Пальчиковая гимнастика «Швы». Автор: Якушева Наталья Евгеньевна.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение

мерок, выполнение ручных работ и так далее. Такой подбор упражнений не только даёт возможность...

Задать вопрос