Библиографическое описание:

Савинкова О. Н., Позднякова А. М., Гревцева Т. А., Золотарева О. В., Золотарева А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №1. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/77/2816/ (дата обращения: 23.02.2018).



Коммуникативная деятельность каждого человека непременно присутствует в любой другой сфере его деятельности. Та же ситуация и с дошкольниками: познают ли они мир, играют или трудятся, занимаются спортом или музицируют — без общения не обойтись.

Каждому педагогу, ну а тем более, родителю, приятно видеть в своем ребенке собеседника. Но гораздо приятнее и, следует заметить, важнее, если твой ребенок-собеседник ЗДОРОВ!

Задача каждого педагога в условиях дошкольного учреждения — создать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья воспитанников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Исходя из этого, педагоги приходят к поиску новых методов и средств повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, а также создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка.

Работа по сохранению здоровья воспитанников должна проводиться системно, планомерно. Рассмотрим основные методики и технологии здоровьесбережения, которые педагог может использовать в непосредственно образовательной деятельности.

Пальчиковая гимнастика. Несомненно, это самый доступный и наиболее часто используемый вид работы. Пальчиковых игр и упражнений придумано до нас великое множество. Задача современного педагога обогащать опыт предыдущих поколений и находить новые упражнения. Следует заметить, что любое детское литературное произведение может быть использовано в данном виде работы. Здесь хорошо сработает принцип интеграции: мы не только работаем с пальчиками, но и знакомим ребенка с образцами художественной литературы. Педагогу стоит лишь внимательно отнестись к выбору: доступность и соответствие возрасту детей — это необходимые условия успешного применения пальчиковых игр. Хорошо, когда такой вид упражнений связан с темой недели, проекта или непосредственно образовательной деятельности.

Предлагаем один из авторских стишков для проведения пальчиковой гимнастики.

Мышки-малышки

Как-то раз в лесном домишке

Поселились чудо-мышки!

Сложить ладошки домиком-крышей

Показать ладошками «фонарики».

Мышка-малышка кивает головкой

«Кивает» мизинчик.

Мышка постарше топает громко.

Постучать безымянным пальчиком по столу.

Средняя мышка любит плясать

Активно шевелим средним пальчиком, изображая его пляску.

И на бумаге круги рисовать.

Средним пальчиком «рисуем» круги в воздухе.

Вот мышка-малышка мышаток ругает

Погрозить указательным пальчиком

За то, что они расшумелись опять.

Вот мышки притихли

Прижать четыре пальчика к ладони

И старший мышонок погладит ребят

Погладить большим пальцем прижатые пальчики.

И уложить их спать.

А.Золотарева

В описанной нами гимнастике не используются предметы-помощники. Но ведь часто их можно добавлять в гимнастику для большего эффекта. Это может быть обычный карандаш, мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов, прищепки. Здесь фантазия безгранична.

Солнышко

Светит солнышко в окошко

Лучиками машет.

Улыбается ребятам:

Свете, Тане, Маше.

Мы прищепочки прикрепим

Солнышко украсим.

Пусть оно всегда нам светит,

Чтоб денек был ясным.

Закреплять прищепки на каждый лучик картонного солнышка.

А.Золотарева

Сочетание ритмического рисунка стихотворения и действия пальчиков дают очень хороший толчок для развития не только мелкой моторики, но и активизирует работу головного мозга. Зная о такой взаимосвязи, педагоги активно используют логоритмику. В издании «Психомоторика:словарь-справочник» В. П. Дудьева дается следующее определение: «Логоритмика — 1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях; 2) система музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений» [1]. Логоритмические упражнения можно использовать в процессе работы по формированию коммуникативных навыков. Всем известная методика Железновых изначально создавалась для раннего музыкального развития детей в начале 90-х годов прошлого столетия. Отличительной особенностью данной программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность. Музыкально-ритмическая деятельность улучшает общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку, укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских неврозов. Однозначным плюсом этой методики является то, что все упражнения и игры систематизированы: пальчиковые, подвижные, хороводные игры, знакомство с буквами. Такое разделение делает материал удобным в использовании. Существует множество других разработок, которые помогают гармонично сочетать развитие внимания, памяти, общей моторики. Главный принцип логоритмической работы для здоровьесбережения — взаимодействие: слов — музыки — движений.

С активизацией различных систем организма отлично справляется самомассаж. Здесь нам на помощь так же, как и в случаях с пальчиковыми играми, приходят игрушки, предметы-заместители и т. п. Игры с массажными мячиками увлекают детей и одновременно улучшают кровообращение, активизируют работу головного мозга, развивают тактильное восприятие. Массажных мячиков сейчас — великое множество: они и резиновые, и силиконовые, и пластиковые. Вариантов упражнений с такими «тренажерами» — масса. Можно прокатывать мячик по дорожке-руке, поочередно здороваясь с каждым пальчиком. Можно поиграть в прятки, сжимая небольшой мячик то в одной, то в другой ладошке.

Мы играем с мячиком колючим.

Мы его катаем между наших ручек.

Может этот мячик и не мячик вовсе?

А колючий ёжик?! С детками смеётся!

Он клубком свернулся и заснул в ладошке.

Просыпайся, ёжик! Поиграй немножко!

А.Золотарева

Не стоит забывать про массажные мячики, созданные своими руками. Это те же мешочки, наполненные крупой. Стоит попробовать найти мешочек с закрытыми глазами. Здесь кроме активизации точек на кончиках пальцев можно говорить и о развитии сенсорики.

Отдельно хотелось бы выделить самомассаж с использованием мячиков Су-джок. Метод Су-Джок объединил мудрость древнего Востока и современной медицины. Стоит заметить, что в ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» — кисть, «Джок» — стопа.

Использование мячиков Су-джок сделает занятия с ребенком более интересными и разнообразными. В играх с Су-джок развивается тактильная чувствительность, обогащаются знания детей о собственном теле. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

На помощь педагогу опять приходят короткие стихи, песенки.

Покатился колобок,

Колобок — колючий бок.

Покатился по дорожке,

Покатился колобок.

Пробежал он по ладошке

По ладошке — по дорожке.

Повстречал он каждый пальчик

Уколол его немножко.

Но колючки не простые -

Станут пальцы ловкими

От массажа и зарядки

Засмеемся громко мы!

А.Золотарева

Использование разнообразных методов, приемов, средств делают занятия продуктивными в плане сохранения и укрепления здоровья детей, создаёт благоприятный психологический комфорт.

Литература:

  1. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник www.psyoffice.ru/6-893-logoritmika.htm
Основные термины (генерируются автоматически): здоровья воспитанников, работу головного мозга, великое множество, образовательной деятельности, мячиков Су-джок, оздоровительной работы, физического здоровья воспитанников, сжимая небольшой мячик, укрепление здоровья воспитанников, здоровья воспитанников должна, вид упражнений связан, коммуникативной деятельности дошкольников, система музыкально-речевых упражнений, Задача современного педагога, Использование мячиков Су-джок, условий безопасной образовательной, эффективности оздоровительной работы, принцип логоритмической работы, Вопросы дошкольной педагогики, использованием мячиков Су-джок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос