Политические доктрины Древней Греции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 14.09.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Махсетов, Д. Р. Политические доктрины Древней Греции / Д. Р. Махсетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73554/ (дата обращения: 29.10.2020).



Политические мысли, возникшие в Древней Греции, считаются первоисточниками и главными вдохновителями идей и мыслей всех последующих философов. Такие представители политической доктрины как: Гомер, Аристотель и Платон и многие другие являлись прародителями нынешних философских знаний и взглядов, их многочисленные труды изучали все философы и мыслители и на базе полученных знаний выдвигали свою видение мира, взгляды, философские мысли. В то время, когда политические мысли и взгляды были основаны на мифах, легендах, нравоучениях и религии, Древняя Греция создала политическую доктрину, состоящую из теоретической части, опирающиеся на эмпирические познания. Эта статья раскрывает суть политических доктрин, выдвинутые мыслителями Древней Греции.

Ключевые слова: античная философия, философия Древней Греции, политические учения, политические воззрения.

Именно в Древней Греции зародилось понятие «Философия» с греческого переводящиеся как «Любовь к мудрости», которое способствовало дальнейшему развитию философско-политических доктрин. Философия в Древней Греции зародилась из-за кризиса мифологии как понятие политической доктрины, мифология не могла объяснять многие природные явления и ответить на многие вопросы, возникающие у людей с развитием их кругозора, культурных ценностей и высокой политической и гражданской активности среди местного населения. Античные государства, в основе которых лежало неравенство между слоями общества, общей несправедливости побудило философов создавать свои идеальные государства «Утопии», способные уравнять все слои населения, искоренить несправедливость и невежество и обеспечить благо для всех. По этой причине, в большинстве своих трудов мыслители Древней Греции обращали большое внимание на формы правление государств, разделения их на виды, учитывая их преимущества и недостатки. Воспевали идеи ценности свободы, равенства, индивидуализм полноправных граждан Древней Греции противовес рабскому уделу, что сказалось на дальнейших политических учениях и трудов. Один из главных представителей политических доктрин Аристотель, воспевал политику и считал её необходимым во всех сферах жизни человека, ибо только благодаря хорошей политической активности, рождается справедливость и духовный рост человека. Нужно отметит, что в Древней Греции был развит плюрализм, из-за большего количества идей и видении политики, государственного строя и общественной жизни имело быть разногласия между разными видами государственных форм управления и политическим строем, что затрудняло продвижение идей

Самые первые основы древнегреческой политической доктрины, возникли благодаря Гомеру. В своих поэмах «Илиада» и «Одиссея» которые являлись мифами, описывающие Троянскую войну. Основами произведении Гомера были обычные люди или же наполовину божественные существа, задумкой Гомера противопоставленные самим богам, но несмотря на это они глубоко несчастны по причине того, что полностью зависят от богов, которые не озабочены проблемами и жизнью простых смертных. Люди чтобы поручиться помощью богов, приносили жертвоприношения и взывали к их помощи, сами боги иногда были благосклонны к простым смертным приносящие им жертвоприношения и могли дарить разные дары. Главное отличие греческих богов от других религиозных божеств в том, что они были телесны и испытывали боль, также им было присущее смертные грехи, но они обладали вечной молодостью. Однако и боги, и смертные были бессильны против судьбы, судьба была могущественнее всех. По этой причине, по Гомеровскому учению в основах человеческой жизни должна была быть: справедливость и законность, которое означало бы появления разумности и просвещения.

Гомер отделял тело человека и три вида его духа:

1) «Псюхе» — начало жизни и источник движения тела, составляет облик

2) «Тюмос» — комплекс предписаний и установок человека, в котором основную часть составляет дике (справедливость)

3) «Ноос» — разум, просвещённость человека

Человек и боги обладают сразу 3 духами, в то время как животные всего двумя. Так 3 духа, по мнению Гомера должны обеспечивать гарантии справедливости и равенства. Далее переходи к политической этикеСеми мудрецов. Система правления, где опирались на мифы и волю богов изжила себя, и настает новый этап в политической доктрине Древней Греции. Появляется самосознание людей, они уже не подчиняются предписаниям и законам богов и аристократии. Таким образом появляется древнегреческая этика. Название «Семь Мудрецов» получило из-за семи мудрецов: Фалес Милетский, Питтак Милетский, Биант из Приены, Солон Афинский, Клеобул Линдийский, Периандр Коринфский, Хилон Лаконийский. Благодаря, основам этой этики, появляются реформы Салона (638–559 гг. до н.э), который отменил законы Драконта, заменив их более справедливым законами, пытаясь найти компромисс между народом и правящей элитой. Особенностью реформ является сдерживающей силой чрезмерного произвола элиты и простого народа.

Также Солон разделяет положение граждан на четыре класса:

1) Пентакосиомедимы

2) Всадники

3) Зевгитивы

4) Феты

По закону, представители первых трех слоев населения был открыт доступ ко всем политическим должностям, в то время как Феты могли лишь участвовать в народном собрании и народном суде. Появляется Совет Четырехсот, который должен был ослабить влияние аристократов. Солоном был создан сборник законов и правил, получившее название «конституция». Она должна была уравнять права обычного народа и элиты, давая им равные права, это помогло удержать как произвол со стороны демосов, так и аристократов. Политический идеал по мнению Солона — это умеренная цензура, по нему зло являлось безмерность во всем, а добро — самоограничением и чувство меры. Следом идет политические воззрения Сократа. Сократ — является один из самых первых афинских философов, написавших немало трудов. Сократ выдвигал мысль, что поведение человека должно следовать моральным принципам, которые делает различие между добром и злом абсолютным. С точки зрения Сократа — зло это ничто иное, как незнание о доброте и морали, а добро напротив является осведомлённости человека о моральных и культурных ценностях. Сократ создал свой философский метод «Майевтику», которое дало понятие слова «Знание» и смысл этого метода состоит в том, что в познании истины важна обсуждение, определение и формулирование какого-либо предмета. Государство по Сократу делает человека не природным, а общественным существом. По мнению Сократа, государство создается с целью создания нравственных граждан, в основе которых лежит мораль, культура, справедливость. Справедливость — является чертой просвещённых людей, ибо только люди, которые имеют знания, будут взывать к справедливости у недобродетельных людей. Аристократия является для Сократа лучшей формой государственного управления. Под аристократии имеется виду чета людей, которые обладают достаточными знаниями для управления государство, но те, которые пришли к управлению государством по наследственности, путем обмана и жестокости, и были избранными элитой. Но такую форму аристократии он считает неосуществимой, а среди форм правления, которые можно осуществить — это умеренное правление, которое обеспечивало бы для всех одни законы. Самой худшей формой правления по Сократу — Тирания. Те качества, которые существуют в умеренной форме правления, напрочь отсутствует у Тирании, в основу которой лежит жестокость, безнравственность. Платон — являлся ярким представителем Древнегреческой политической доктрины. Платон создатель «объективного идеализма». Согласно объективному идеализму дух, мышление, идеи существуют независимо от сознания человека. Платон противопоставляет 2 понятия:

1) «Прагм» — мир чувственных явлений.

2) «Эйдос» — Мир идей и всеобщих понятии.

По мнению Платона, идеи являются истиной, в то время как вещи неистинные, по причине того, что их существование делает их сущности извращенными. По этой причине все существующие формы правления, являются извращенной версией его концепции Идеального государства. Извращенными государство делает отсутствие справедливости, как и людей. Без правильного и справедливого государства, человек не может быть нравственно совершенным. Политические взгляды и мысли, он выразил в своих трудах: «Государство», «Политик» и «Законы». В своем труде «Государство» он развивает идею Идеального государства, основой которой является справедливость. Справедливость в понятии Платона — это отведение определенного занятия каждому гражданину, где каждый гражданин занимается своим трудом в согласии своими потребностями и сущностью. По Платону должно быть 3 обязательных сословия в идеальном государстве:

1) Правители-Философы

2) Воины

3) Земледельцы и ремесленники

А само идеальное государство опирается на четыре столпа: мудрость, мужество, справедливость и рассудительность. Именно поэтому оно идеально, мудрость обеспечивается мудрыми философами правителями, мужество благодаря воинам, а рассудительностью является повиновение низших слоев общества, а справедливостью является общая для всех цель, занятие для каждого, обеспечивая целостность общества. Чтобы граждане верно исполняли свои обязанности в идеальном государстве, Платон создает миф, который гласит, что все граждане друг другу братья, поскольку их общая мать — земля, однако они не равны, по причине того, что боги когда создавали люди, некоторым людям дали золотом, другим серебро, а остальным железо. Платон разделят формы правления на правильные и неправильные. К правильным формам относятся: Аристократия и Монархия, эти формы правления, озабочены развитием и ростом государства также справедливость в основе этих форм. К неправильным относятся: Тимократию, Олигархию, Демократию, Тиранию, которые последовательно извращается от правильных форм правления. Частная собственность критикуется Платоном. Согласно Платону частная собственность ведет к извращению идеи, разрушает отношения между людьми, и целостность людей. Поэтому в идеальном государстве Платона нет ничего частного, все общее для сохранения целостности общества. Также в идеальном государстве нет семьей, потому что жена и дети вызывают разный спектр эмоции, которые ведут к развращению людей. Аристотель внес большой вклад для формирования философии Древней Греции. Аристотель — древнегреческий философ, является основателем политической науки и логики. Аристотель ввел понятие предмета политическая наука, основанное на государстве и его элементах, а методом предмета политическая наука является метод сравнительного наблюдения. Свои политическая взгляды он выразил в своих трудах: «Политика», «Никомахова этика», «Афинская политика». Аристотель отвергал идеализм Платона, и его понятии двух миров (вещей и идей). Аристотель предложил свои четыре основания начала мира: Форма, Материя, Причина, Цель.

По Аристотелю все в этом мире состоит из материи и формы. Материя — это «то, из чего состоит какой-либо предмет», материя пассивна, и не может ничего создать, она приобретает законченную форму, благодаря действующей в природе целесообразности. Форма (идея) — это сущность какого-либо предмета, и отделает ее как существующую вещь. По Аристотелю главной целью государства является не только в экономическом и политическом росте и обеспечении справедливости, но и в помощи людям в приобретении счастья. А чтобы быть счастливым, человек должен обладать добродетелями: рассудительность, справедливость, мужество, благоразумие. Политика для Аристотеля сфера, в котором люди сосуществуют для благо всех. По Аристотелю человек в природе своей политическое существо, ибо человек от природы имеет потребность к общению и умеет отделять добро от зла, справедливость от несправедливости, в отличии от животных. Основанная цель политика — всеобщее благо. Политическое устройство по Аристотелю включает:

1) Законодательную власть

2) Исполнительную власть

3) Административную власть

4) Власть закона

Главным элементов процветающего государства по Аристотелю является гражданин, который ведет активную политическую жизнь, несет военную службу и служит богам. В отличии от Платона, Аристотель рассматривает 3 вида семьи:

1) Господские (власть доминанта)

2) Супружеские (власть мужа над женой)

3) Родительское (власть родителей над детьми)

Несколько семьей составляют селение, а несколько селений составляет государство. Аристотель разделяет формы правления на правильные и неправильные. К правильным относятся: Полития, Аристократия, Монархия. К неправильным: Тирания, Олигархия, Демократия

Самой лучшей формой правления, является полития, где сильный средний класс. Государство с таким управлением свободна от всякого недостатка поскольку является средней формой правления. Государство среднее во всем: во власти — средний класс, у людей — средний достаток. Однако, по Аристотелю такая форма правления невозможна, поскольку государство никогда не сможет достичь сильного среднего класса. Аристотель в отличии от своего учителя поддерживал частную собственность. Частная собственность по Аристотелю — это необходимость для человека, ибо у человека с рождения природой заложено самолюбие.

Древняя Греция родоначальник всех политических мыслей и идей. В своих идеальных государствах «утопиях», философы Древней Греции выражают волю людей, увидев несправедливость среди общества, их нравственную извращение, моральный упадок. Хотя, мнения философов различались, но главной их целью являлась благо всех. Философы пытались научить людей как жить правильно. Последствия политических доктрин мыслителей и философов Древней Греции мы можем наблюдать и в нынешний день, Конституция и свод законов о равенстве всех и гарантии прав и справедливости является основой любой конституции современного государства.

Литература:

  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. С. 376–644.
  2. Мухаев Р. Т. — История политических и правовых учений
  3. Античная философия: Энциклопедический словарь. — М., 2008. — 896 с. — ISBN 5–89826–309–0 (ошибоч.)
  4. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. — 368 с.
  5. Брамбо, Роберт. Философы древней Греции /Пер. с англ. Л. А. Игоревского. М., 2002. — 347 с. ISBN 5–227–01763–8.
  6. Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и древний Иран. СПб., 2007. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Древняя Греция, идеальное государство, форма правления, справедливость, государство, политическая доктрина, частная собственность, Гомера, какой-либо предмет, политическая наука.


Ключевые слова

античная философия, философия Древней Греции, политические учения, политические воззрения
Задать вопрос