Особенности дистанционного обучения математике в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (325) август 2020 г.

Дата публикации: 30.08.2020

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Беликова, Е. В. Особенности дистанционного обучения математике в средней школе / Е. В. Беликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/325/73385/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор выделяет основные моменты дистанционного обучения, анализирует положительные и отрицательные стороны обучения, опираясь на опыт работы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, знания, обучающиеся, учебный материал.

В связи с эпидемией коронавируса общеобразовательные учреждения были переведены на дистанционное обучение. Поэтому пришлось очень быстро учиться применять возможности систем телекоммуникации для обучения детей на дистанции.

Дистанционное обучение — способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

В основном, выделялись следующие цели дистанционного обучения:

– подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

– подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

– углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или не из школьного курса;

– ликвидация пробелов в знаниях, навыках школьников по определенным предметам школьного курса;

– изучение базового курса школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу систематически или в течение какого-нибудь времени;

– получение дополнительного образования по интересам. [1]

Дистанционное обучение в настоящее время должно опираться на следующие положения:

– основой обучения является самостоятельная познавательная деятельность обучающегося,

– обучающийся с помощью учителя приобретает знания по предмету, используя различные источники информации,

– приобретая знания самостоятельно учащийся должен активно применять их для решения практических и теоретических задач.

Дистанционное обучение может быть эффективным как процесс получения новых знаний с максимальными качеством, которому характерна высшая степень усвоения полученных знаний.

Эффективность обучения возрастает при выполнении условий: разнообразии форм представления учебной информации, высокой степени наглядности подаваемого материала, предусмотренном разнообразии видов деятельности обучающихся при изучении материала, выполнения дифференцированной работы учащимися в зависимости от уровня подготовки и мотивации, рациональное использование времени при выполнении учебной деятельности. [2]

Дистанционное обучение продуктивно, если выполняется личностно-ориентированная деятельность, направленная на получение практических результатов необходимых для самообразования, развитие, использование и пополнение собственного опыта обучающегося.

Для качественного дистанционного обучения должны выполняться следующие этапы:

– систематическое и детальное планирование учебной деятельности обучающегося, ее организация, конкретная и четкая постановка целей и задач обучения предмету, обеспечение необходимого учебного материала;

– возможность оперативной обратной связи, позволяющей обучаемому получать информацию о правильности выполняемой учебной работы, допущенных ошибках и выполнения работы по их исправлению;

– наличие технологической базы для осуществления обучения на расстоянии, опираясь на которую определяется содержание и структура учебного материала;

– поддержание мотивации обучения;

– предоставление возможности группового обучения.

В нашей школе строили дистанционное обучение на основе информационной системы «Виртуальная школа», организовали общение с обучающимися по электронной почте, применяли мессенджер Viber. В он-лайн уроках не смогли многие дети принять участие в связи с отсутствием у них в домашних условиях технических возможностей. В информационной системе «Виртуальная школа» размещались технологические карты уроков подготовленные учителями. В картах урока подробно описывались все этапы урока и действия обучающихся по ним. Этапы урока включали в себя: название темы урока, цели урока, пояснения и инструктивные действия по этапам урока. Для объяснения нового материала я использовала ресурсы «Российской электронной школы»:

– видео-уроки с теоретическим объяснением материала по темам математики, алгебры и геометрии,

– практические интерактивные тренировочные задания,

– контрольные задания двух уровней.

Привлекались видеоролики с объяснением материала учителями по некоторым темам на видеохостинге YouTube. В карте урока для учащихся размещались ссылки к этим ресурсам, которые находил и рассматривал учитель, соизмеряя с уровнем подготовки учащихся того или иного класса.

Опираясь на представленный теоретический материал по теме, рассмотрев примеры, детально разобранные учителем, ребята выполняли практические задания обязательного уровня из применяемого учебника. При возникших затруднениях или вопросах при решении заданий учащийся обращался по электронной почте к учителю. Т. к. уроки проходили по расписанию, то каждый учитель готов был оперативно включиться и проработать вопросы с учениками данного класса. После уроков обучающиеся самостоятельно выполняли домашнее задание, и сфотографировав решение прикрепляли в личном кабинете системы «Виртуальная школа». Если не было такой возможности доставки домашнего задания, то отправляли его по электронной почте учителю. Можно было использовать Viber — мессенджер с информативным интерфейсом. С его помощью обучающиеся отправляли файлы выполненных заданий.

У некоторых детей возникали сложности с материалом на выполнение геометрических построений: параллельных прямых, перпендикулярных прямых, построение серединного перпендикуляра, касательных к окружности. В этом случае приходилось указывать, объяснять ошибки и неточности в чертежах, а ребятам — исправлять чертежи.

Проверка выполненных практических заданий учащихся проводилась учителем по классам в определенное время. Конечно, не все обучающиеся успевали выполнить задание, сфотографировать и отправить к данному времени. Поэтому приходилось проводить проверку полученных файлов с решениями и позднее установленного времени.

Наряду с обязательным уровнем материала по математике, я задавала индивидуальные задания ребятам с высоким уровнем знаний и мотивации. Выборочно по темам подготавливала задания, для решения которых требовалось рассматривать различные способы решения, мыслить нестандартно, оформлять решение с пояснением. Правильное индивидуальное решение, интересный ход рассуждений, нестандартный подход поощрялся отличной отметкой.

Положительными сторонами дистанционного обучения можно назвать следующие:

– ученик самообразовывается, проявляя самостоятельность, организованность, дисциплинированность, силу воли;

– обучение индивидуально, что позволяет конкретизировать и корректировать ошибки;

– применять возможности интернета для привлечения яркого запоминающегося демонстрационного материала;

– дает возможность стеснительным ребятам активнее проявлять себя и раскрывать свои способности;

– обеспечивается возможность получения знаний учащимися в любом месте, при наличии интернета.

Но возможности дистанционного обучения не заменят очного общения с учителем и ребятами. Отсутствует возможность выполнения учебной работы в групповой форме, работы во взаимодействии с другими учениками, что повышает активность каждого ученика и развивает его коммуникативные действия.

К отрицательным моментам дистанционного обучения относятся:

– неэффективность методов обучения при выполнении практической работы (построения чертежей с помощью инструментов и других),

– нет гарантии самостоятельной работы ученика при выполнении заданий,

– количество учебного материала изучается меньше и качественно ниже, по сравнению с очным уроком;

– затрачивается много времени на подготовку и техническую организацию уроков;

– основная работа проводится в письменной форме, что тяжело дается некоторым обучающимся;

– неорганизованность обучающихся ведет к большой потере времени и увеличению нагрузки учителя;

– необходимость систематического доступа к интернету как источнику информации, что возможно только при хорошем техническом оснащении.

Все возможные пробелы в знаниях обучающихся необходимо будет выявлять и корректировать при очной форме учебного процесса.

Литература:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/03/31/distantsionnoe-obuchenie-kak-odna-iz
  2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова Т. А. Методика дистанционного обучения.- М.: ООО Издательство Юрайт, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, электронная почта, обучающийся, учебный материал, учитель, этап урока, домашнее задание, информационная система, школьная программа, школьный курс.


Похожие статьи

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся

Первоочередная задача, которая стояла перед учителями в дистанционном обучении — это выбор платформы, с помощью которой учитель сможет взаимодействовать с обучающимися и проводить занятие.

Похожие статьи

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся

Первоочередная задача, которая стояла перед учителями в дистанционном обучении — это выбор платформы, с помощью которой учитель сможет взаимодействовать с обучающимися и проводить занятие.

Задать вопрос