Проблема субстанции.
За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Бенедикт Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Рене Декарт, знакомство с трудами которого подвигло Спинозу на занятия философией, обосновывал существование двух сотворенных Богом самостоятельно существующих и не взаимодействующих субстанций: мыслящей и протяжённой (телесной).
Однако дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил затруднения, с которыми Декарт и его последователи картезианцы не справились. Основным недостатком теории Декарта о субстанции Спиноза считал ее дуализм, он видел в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности, то есть субстанции, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то или чем-то иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом и в своем существовании полностью зависит от него. Отсюда противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога. Получившееся противоречие философ попытался решить, выдвигая своё самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:
«не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими субстанциями»;
«существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога»;
«природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы; «Субстанция», «природа», «Бог» — эти понятия у Спинозы равнозначные и взаимозаменяемые».
«только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога»;
«сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима) и неподвижна».
Декарт считал, что он разрешил это затруднение, доказав существование Бога. Он предположил, что совершенный Бог не может быть обманщиком. По его учению, от Бога исходят все наши ясные и отчётливые и потому истинные мысли («идеи»), в том числе и о внешнем мире. Спиноза же утверждал, что есть лишь единственная бесконечная, вечная и неизменная субстанция. Лишь она одна обладает полнотой бытия в собственном смысле слова, будучи причиной самой себя. Спиноза полагал, что он преодолел затруднения Декарта. Исходный пункт его философии — не мыслящий субъект, а объективно существующая субстанция, и потому проблема перехода от мыслей субъекта к внешнему миру отпала.
Этика.
Этика для Бенедикта Спинозы — это физика нравов. Спиноза отвергал свободу воли, он отрицал существование воли, которую отождествлял с разумом. Добра и зла в мире, по его мнению, вовсе не существует; всё действительное само по себе совершенно: добро и зло, активность и пассивность, могущество и бессилие — это лишь различия в степенях, основой добродетели служит стремление к самосохранению; содержание этики указывается познанием.
Спиноза считал, что необходимость не исключает свободу, как свобода не исключает необходимость, они не противоречат. Свобода противопоставлялась не необходимости, а принуждению и насилию. В 4 и 5 частях своего произведения эта тема была раскрыта. Конкретно в 4 части, названной «О человеческом рабстве, или о силе аффектов».. Теорема 24.
«Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».
Абсолютно каждый человек обязан стать свободным, мудрым и радостным и иметь мужество проделать этот путь к совершенству: это — своего рода познание самого себя и собственных усилий, упорствовать в своем бытии и познании Всего сущего.
В конце пути — свобода, избавленная от эмпирических колебаний и реализующаяся в слиянии с человечеством и миром в единое целое.
Однако свобода тоже противоречива. Свобода у Спинозы, достигаемая при помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, — это невозможно. Свобода проясняет их, благодаря осознанию места этих аффектов, в цепи универсальной. Свобода и активна, и пассивна. Активность связана с тем, что человек, развивающий только разумную деятельность, получает возможность управлять своими аффектами, а человек лишен свободы воли, он лишь частичка мировой системы. Свободен только Бог, все его действия продиктованы своей собственной необходимостью. Человек — это часть природы, именно поэтому он включен в необходимость, но он — как утверждает Спиноза, существо особого рода, так как кроме протяжения (атрибут субстанции, выраженный в природе) обладает атрибутом мышления (атрибут субстанции, выраженный в деятельности человека), разумом. Свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода заключается в самоопределении в соответствии с природой.
Спиноза решительно отверг идею свободы воли в своём трактате. Свободная воля как таковая, по мнению Спинозы — фикция; понятие истинной свободы совпадает с понятием внутренней необходимости; его противоположность есть детерминированность извне. Когда люди не знают детерминирующих причин, тогда они воображают, что действуют вообще без причины, по собственной воле; но, как очевидно, это — воображаемая свобода.
Если бы брошенный камень, сознавая свое движение, но игнорируя воспринятый толчок, мог говорить, он сказал бы: ничто не заставляет меня летать, я делаю это по собственному стремлению. Так именно грудной ребёнок относится к молоку матери, разгневанный человек — к мести, трусливый — к бегству; они воображают, что действуют свободно, потому что не знают, какими причинами обусловлены их влечения.
Происхождение государства и права.
Государству предшествует нестабильный и конфликтный характер. Естественное право человека простирается до предела, до которого простирается его мощь. Человек имеет столько прав, сколько имеет силы; интересы людей вступают в противоречия, решаемое борьбой за утверждение своих прав.
Самосохранение человека лучше всего обеспечивается господством разума (разум предписывает человек искать общения с другими людьми, так как он не сможет в одиночку приобрести все, что ему нужно для жизни) (вне общества человек не может быть в безопасности, его естественное право не обеспечено, он подчиняется чужой силе — поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское). Государство — организация, служащая интересам все членов общества (люди соединяют силы и естественные права, создают государственную власть, чтобы жить наилучшим образом; договор следует за действительным объединением сил людей).
Государство наделено большой властью над гражданами, но его полномочия не безграничны (никто не может отказаться от способности суждения; нельзя заставить человека полюбить того, кого он ненавидит, ненавидеть того, кого он любит). Верховная власть не имеет права посягать на свободу мысли и религиозную свободу (подавление мысли и совести со стороны государства — лицемерие, вероломство, обман). Религиозная свобода подлежит ограничениям (не следует терпеть безбожников; религия должна быть обязательной для граждан в определенных пределах). Государство может контролировать религиозные организации и убеждения граждан.
Лучшая форма государства — та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан. Его симпатии на стороне демократии. Провозглашая целью государства свободу, мир и безопасность, он не приемлет абсолютистского государства (его политический идеал — республика).
Естественное право (сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все). С образованием государства создается общее для всех право (обеспечивается мощью всех объединившихся людей; общество и государство возникают, когда люди объединяют свои силы). Мир не есть продукт творения (природа не создана Богом; природа и есть Бог).
Литература:
- Бенедикт Спиноза «Этика». — Текст: электронный // PRO и CONTRA: [сайт]. — URL: http://vzms.org/spinoza.htm (дата обращения: 18.04.2018).
- Философия Спинозы — кратко. — Текст: электронный // Русская историческая библиотека: [сайт]. — URL: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2649-filosofiya-spinozy-kratko (дата обращения: 19.04.2018).