Игра как способ обучения детей школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 17.07.2020

Статья просмотрена: 1684 раза

Библиографическое описание:

Колесникова, А. Я. Игра как способ обучения детей школьного возраста / А. Я. Колесникова, Е. Ю. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72662/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье затрагивается тема альтернативного обучения детей школьного возраста. Как добиться результата, не усложняя программу обучения? Чем живут дети в 21 веке и что важно при обучении? Проведено исследование на основе обучения в игровой форме для детей разного возраста, на примере внеурочного кружка «Инженерный дизайн и аддитивные технологии».

Ключевые слова: игра, игровое обучение, инженерный дизайн, альтернативный способ обучения, детское развитие.

С чего дети начинают своё развитие? С игр в различные материальные объекты. Меньшую часть своей жизни ребенок познает мир вокруг себя и развивается благодаря играм. Взрослея, ребенок идет в школу и там он отдает практически весь свой день познанию точных наук, а игры остаются той маленькой частью детского отдыха. Однако, с появлением новых технологий, дети начинают отдавать большее предпочтение играм, передвигая школу на второй план. Как ни странно, падает интерес к обучению, тяга к знаниям и творческое развитие.

В своё время писатели-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью [1].

Выдвигая гипотезу о том, что игры могут стать не только средством отдыха, а полноценным обучающим процессом для поднятия интереса и желания детей ходить в школу и увлекаться обучением, была поставлена цель внедрения игры в школьную программу на примере внеурочного кружка по инженерному дизайну и аддитивным технологиям.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). В 1977 г. ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети — фундамент будущего, а игра — неотъемлемая часть этого фундамента:

− дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

− игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

− игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;

− игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;

− игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

− игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение [2,c.3].

Для доказательства гипотезы был проведен первоначальный опрос среди 45 школьников разного возраста (рис. 1).

Диаграмма социологического опроса среди школьников разного возраста

Рис. 1. Диаграмма социологического опроса среди школьников разного возраста

Из опроса следовало, что большая часть школьников играют в какие-либо игры независимо от возраста. А это значит, что заинтересованность в занятиях, которые будут подразумевать игровой характер будет велика.

Первые занятия носили ознакомительный характер с программой по моделированию, 3d-ручкой и 3d-принтером.

Дети младшей школы занимались 3d-ручкой, дети среднего и старшего звена моделированием в программе Autodesk Inventor.

Предлагая детям простейшие модели, а иногда самостоятельную работу, в которой каждый вносил какие-то изменения в модель, дети весело и дружно проводили время, показывая друг другу, что каждый придумал. Через несколько индивидуальных занятий подобного характера с усложнением и открытием новых инструментов моделирования, детям был предложен проект по командам. Для того, чтобы оба напарника вносили свою лепту в проект, каждый моделировал какую-то определенную часть общей сборки, добавляя свой элемент, который придумывал дома. А для наибольшей заинтересованности, модели дети должны были создать на сложность и скорость, отсюда следовало, что закончить проект ученики смогут вовремя, придя на все занятия. Затем команды распечатывали на 3d-принтере все модели, а игровой характер приобрел цветовой аукцион. Аукцион представлял собой игру в слова, где соревновательным элементом было большее кол-во названных инструментов для моделирования. Далее имела место обработка напечатанной модели и сборка своего прототипа. А результатом стало выступление в показательных соревнованиях между одноклассниками, где судьями были сами дети, которые высказывая свое мнение, отдавали свой голос за лучшую идею для начальной модели. Результат был ошеломительный: восторг в глазах детей, желание делать еще и еще.

Для детей младшей школы было несколько другое занятие с внедрением игры. Для младших школьников важным фактором являлась усидчивость на занятии, поэтому необходимо было построить кружок так, чтобы дети не устали. Детям был предложен общий проект, под названием: «Мой мир», который был наполнен моделями, сделанными своими руками, при помощи трафаретов и 3d-ручки. Каждый высказывал своё мнение, касательно того, что бы хотел видеть в своём маленьком мире. И все дружно предлагали варианты дизайна модели и цветовой гаммы. Затем все изготавливали свои модели, помогая друг другу в поддержках и соединительных элементах. Для интереса к занятиям, каждый, выбирая свой цвет, представлял животное, которое ассоциируется с этим цветом, и рассказывал, что о нём знает.

При изучении основ моделирования у обучающихся формируется не только образное и абстрактное мышление, навыки работы с трехмерной графикой, но и практические навыки работы с 3D — принтером, которые могут быть применены в компьютерном дизайне, дизайне интерьера, науке, образовании, архитектурном проектировании, в современных системах медицинской визуализации, в подготовке научно-популярных видеороликов, во многих современных компьютерных играх, в мультипликации, Web-дизайне, печатной продукции и во многих других областях.

В конце проектов учеников был проведен еще один опрос, в котором отражались отзывы детей, касательно занятий с внедрением игровой деятельности. Дети остались довольны занятиями, и хотели бы, чтобы все занятия проходили так же весело и легко.

Задания можно усложнять, можно продумывать все до мелочей, ведь желание детей в большей степени зависит от подачи самого материала. Игровой характер занятия, как ни странно, не позволил детям уставать, а это важно для полноценного развития. Такой вариант подходит всем, так как вызванный интерес сопровождается хорошим настроением, поэтому ребенок погружается в занятие с головой и тем самым усиливается мозговая активность. Очень важно уметь работать вместе, так как это воспитывает в ребенке равноценные права и возможность влиться в любой коллектив в дальнейшем Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнёрами, — всё это является стимулом и главной ценностью игрового обучения [3].

Литература:

  1. Взгляды педагогов на игру и обучение [Электрон. ресурс]. URL: http:// studopedia.ru/15_91307_vzglyadi-na-igru-pedagogov-i-uchenih.html (дата обращения 05.07.2020)
  2. Т. П. Авдулова Психология игры, современный подход. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия» -2009г.
  3. Игра в жизни ребенка [Электрон. ресурс]. URL:http//obu4ayka.ru/stati/igra-v-zhizni-rebenka-psihologiya.html (дата обращения 05.07.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, занятие, инженерный дизайн, IPA, внедрение игры, внеурочный кружок, игровое обучение, игровой характер, младшая школа.


Ключевые слова

игра, детское развитие, игровое обучение, инженерный дизайн, альтернативный способ обучения

Похожие статьи

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса

В данной статье рассматривается ролевая игра как одна из новых педагогических технологий. В статье приводятся дефиниции ролевой игры и её использование на фронтальном чтении. Здесь также отмечается роль учителя при выборе текста и подготовке его этап...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка

Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...

Роль геймификации в процессе обучения истории

В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...

Использование иллюстраций на уроках истории

В статье рассматривается роль и значение использования иллюстраций на уроках истории как средства повышения эффективности обучения и развития критического мышления у учащихся. Основываясь на теоретических исследованиях и практическом опыте, авторы де...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников

В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Похожие статьи

Геймификация в учебном процессе по дисциплине «информатика»

Статья посвящена использованию геймификации в учебном процессе по дисциплине «Информатика». Авторы рассматривают геймификацию как метод повышения мотивации и вовлеченности студентов, особенно представителей «поколения Z«, которые привыкли к игровому ...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Ролевые игры как метод интенсификации учебного процесса

В данной статье рассматривается ролевая игра как одна из новых педагогических технологий. В статье приводятся дефиниции ролевой игры и её использование на фронтальном чтении. Здесь также отмечается роль учителя при выборе текста и подготовке его этап...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка

Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...

Роль геймификации в процессе обучения истории

В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...

Использование иллюстраций на уроках истории

В статье рассматривается роль и значение использования иллюстраций на уроках истории как средства повышения эффективности обучения и развития критического мышления у учащихся. Основываясь на теоретических исследованиях и практическом опыте, авторы де...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы

Статья посвящена вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс начальной школы. Авторы рассматривают основные принципы здоровьесбережения, а также приводят примеры успешных практик, которые могут быть использованы в работе учите...

Использование арт-технологий в развитии воображения младших школьников

В статье рассматривается возможность использования арт-технологий в развитии воображения младших школьников. Современные медиа-технологии, компьютеризация не позволяют в полной мере раскрыть у детей их творческий потенциал: мыслить шире, придумывать,...

Использование нетрадиционных техник в обучении рисованию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлен опыт работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития по формированию навыков изобразительного творчества. Автор рекомендует использовать любые творческие средства в изобразительной деятельности. И говорит ...

Задать вопрос