Достижения и проблемы мясной индустрии Республики Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 16.07.2020

Статья просмотрена: 1416 раз

Библиографическое описание:

Козлов, Ю. С. Достижения и проблемы мясной индустрии Республики Казахстан / Ю. С. Козлов, О. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72651/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен обзор современного состояния мясной промышленности в Республике Казахстан. Показаны достижения отрасли и отмечены возникшие проблемы в результате реализации госпрограмм.

Ключевые слова: мясо, мясопродукты, госпрограммы, экспорт, импорт, внутренний рынок.

The article presents an overview of the current state of the meat industry in the Republic of Kazakhstan. It shows the achievements of the industry and highlights the problems that have arisen because of the implementation of state programs.

Keywords: meat, meat products, state programs, export, import, domestic market.

Среди стран Центральной Азии, входящих в состав СНГ и ЕАЭС Республика Казахстан является лидером по производству мяса скота и птицы — около 1100 тыс. тонн в год в убойном весе. Это примерно в 10 раз выше, чем в Азербайджане, Армении, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане. Объем производства мясной продукции в 2019 г. составил 289 тыс. тонн, что на 9,8 % больше, чем в 2018 г. Поголовье КРС на начало 2020 г. составило почти 7,5 млн голов (рост к 2019 году — 4,2 %).

В 2018 г. была принята Программа развития мясного животноводства на 2018–2027 гг. Данная программа создана для того, чтобы облегчить доступ высококвалифицированных фермеров к получению земли, льготных кредитов и лизинга. В ходе реализации этой программы создано 80 тыс. новых семейных ферм на 100 голов КРС каждая. Программа обеспечит рабочими местами около 400 тыс. человек до 2027 г. В основе программы — семейная ферма — легко масштабируемый бизнес с минимальными первоначальными инвестициями, доступный для широких слоев населения. Вместе с тем действует программа льготного кредитования для фермеров — АО «Аграрная кредитная корпорация» и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» выдают кредиты сроком на 15 лет под 4–6 % годовых.

Государством ведется работа по изъятию нерационально используемых сельскохозяйственных земель и упрощению доступа к их получению всем желающим открыть собственное дело и заняться фермерством. [1]

Полным ходом идет переоборудование существующих мясоперерабатывающих предприятий. На ТОО «Семипалатинский мясокомбинат» внедрено новейшее оборудование, автоматизация технологических процессов, что способствует совершенствованию организации обслуживания рабочих мест, значительно повысился уровень технической оснащенности предприятия. На предприятии происходит реконструкция производственных цехов, установлено новое оборудование от мировых лидеров (Россия, Германия, Италия и Франция) для производства, фасовки и упаковки колбасных и мясных продуктов. В том числе запущена новейшая технологическая линия по переработке мяса и производству мясных изделий. На новую технологическую линию установлено 22 единицы современного оборудования австрийской компании «Шаллер» стоимостью $1,3 млн. Уникальность оборудования заключается в автоматическом сенсорном исполнении, легкости в эксплуатации, качественной разработке сырья и готовой продукции, скорости и высокой продуктивности.

Мясокомбинат является специализированным предприятием по переработке всех видов скота и выпуску мясной, колбасной и консервной продукции. Производственная площадка комбината оборудована удобными автомобильными, железнодорожными подъездами, что позволяет снизить транспортные издержки. Вся продукция отличается широким ассортиментом, около 200 наименований мясной продукции.

Продукция проходит ветеринарный контроль на всех стадиях технологического процесса (с момента поставки сырья, переработки, производства и заканчивая ее реализацией). Данный комбинат производит: 35 тыс. банок мясоконсервной продукции в смену; 10 тонн колбасной продукции, фарша и пельменей; 24 тонны продукции реализуется в сутки. [2]

ТОО «Ордабасы кус»являетсякрупнейшим птицеводческим комплексом Южного Казахстана по выращиванию и переработке мяса индейки. Данное предприятие стало экспортировать 35 % от общего объема продукции в страны Таможенного союза (ЕАЭС), предприятие выпускает около 8 тыс. тонн готовой продукции. В ближайший год в планах предприятия — выход на полную производственную мощность, расширение ассортимента до 100 наименований, а также увеличение экспорта до 50 %. [3]

Представители мясного союза Казахстана считают, что рост экспорта мяса — это результат планомерного развития отрасли, которая по итогам 2019 г. почти закрывает внутреннее потребление. За год каждый житель республики потребляет в среднем 72,9 килограмма мяса и мясных продуктов. Что позволяет наращивать объемы продаж за рубеж.

За последние пять лет Республика Казахстан открыла для отечественного мяса международные рынки, включая КНР, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Оман, а также нарастил поставки в страны СНГ, такие как: Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и др. Казахстан на сегодня расположился на 17-м месте с долей 0,01 % среди стран-экспортеров мяса. [1]

Однако рост производства и экспорта, а также импорт не смогли создать в стране платежеспособное потребление мяса, продукт стал менее доступным для широкого слоя населения. Валовое производство мяса в убойном весе покрывает 87 % внутреннего рынка. Рыночная доля экспорта составляет 14,5 %, а это всего лишь 2 % от внутреннего производства.

В более глубокой переработке сырья позиция мясной индустрии Казахстана ещё слабее. Например, импортные колбасы занимают 38 % рынка. Мощности по обработке и хранению мяса простаивают. По мясу специализированные мощности по хранению загружены всего на 38,7 %, а по пищевым субпродуктам из мяса сельскохозяйственных животных наблюдается деградация.

Руководители перерабатывающих предприятий отмечают о существующих препятствиях для дальнейшего их развития. В первую очередь, это нехватка оборотных средств и сырья для переработки. Причем эти проблемы взаимосвязаны: нет денег — нет сырья, и наоборот. Все это выливается в проблему недостаточной загруженности предприятий работой. В среднем по отрасли загрузка предприятий колеблется в пределах 30–40 %. Сложности добавляет еще массовая скупка живого скота предпринимателями из Узбекистана, которые вывозят, перерабатывают и продают в дальнее зарубежье высококачественное казахстанское мясо под видом своего. Переработчики видят решение вопроса в инвестиционных субсидиях для перерабатывающих предприятий. [5]

За последние годы реализованные программы в рамках АПК по животноводству и переработке мяса характеризуется экспертами как период упущенных возможностей. При значительной господдержке качественные показатели рыночных позиций на внутреннем рынке скромные. По валовому объёму производства мяса в убойном весе доля местных производителей на внутреннем рынке увеличилась с 85 % лишь до 87 %. Казахстан по-прежнему остаётся страной — нетто-импортёром мяса. [4]

В рамках трех государственных программ развития агропромышленного комплекса на субсидирование было затрачено порядка двух триллионов тенге, но при этом показатели отрасли не выросли и серьезно отстают от мировых рекордов. Эксперты считают, что по итогам операторам программ развития не хватило компетенций монетизировать ресурсы госфинансирования в качество. А господдержка АПК в сфере мясной индустрии прошла мимо профессионального бизнеса.

Таким образом, наличие разработанных госпрограмм и финансирования не всегда являются залогом успешной реализации поставленных целей.

Литература:

  1. Казахстан в 2019 году экспортировал 63 тыс. тонн мяса. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://foodindustry.kz/kazahstan-v-2019-godu-eksportiroval-63-tys-tonn-myasa/ (дата обращения: 13.07.2020).
  2. Промышленность Казахстана. Переработка мяса. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://365-tv.ru/index.php/analitika/kazakhstan/1165-promyshlennost-kazakhstana-pererabotka-myasa (дата обращения: 13.07.2020).
  3. «Ордабасы кус» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://ordabasy-kus.kz/ (дата обращения: 13.07.2020).
  4. Казахстан не обеспечивает себя даже мясом: импорт 8 раз превышает экспорт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://forbes.kz/stats/kazahstan_ne_obespechivaet_sebya_daje_myasom_import_8_raz_prevyishaet_eksport (дата обращения: 13.07.2020).
  5. Теневой рынок мяса в Казахстане в несколько раз больше официального [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://kursiv.kz/news/otraslevye-temy/2020–01/tenevoy-rynok-myasa-v-kazakhstane-v-neskolko-raz-bolshe-oficialnogo (дата обращения: 13.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): казахстан, внутренний рынок, убойный вес, Узбекистан, готовая продукция, Кыргызстан, мясная продукция, Россия, Таджикистан, технологическая линия.


Ключевые слова

экспорт, импорт, мясо, мясопродукты, внутренний рынок, госпрограммы

Похожие статьи

Стратегия развития мясного животноводства в России

Статья описывает основные стратегии развития мясной отрасли, которая является частью продовольственного рынка России. Рассматриваются проблематика рынка продукции сельского хозяйства, реализации сырья и продовольствия рынка мясной промышленности.

Новые позиции Республики Узбекистан на мировом текстильном рынке

Данная статья раскрывает решения ряда вопросов развития легкой и текстильной промышленности Узбекистана, анализирует экспортные, качественные и технические показатели промышленности за последние восемь лет, включая первое полугодие текущего года. Дел...

Основные тенденции развития хлебопекарной отрасли в современных условиях

В статье раскрываются тенденции развития хлебопекарной отрасли. Также проведена оценка объемов производства хлеба и хлебобулочной продукции. Предложены пути решения проблем рынка хлебопекарной отрасли.

Особенности развития и роста предприятий мясной отрасли в России

В статье описываются основные механизмы развития мясной отрасли, как составной части российского агропродовольственного рынка. Проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия вообще и мясного рынка в частности.

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Основные стратегические направления развития нефтегазовой отрасли Республики Казахстан

Рассматривается и анализируется текущая ситуация на рынке энергоресурсов. Оценка и выводы проведены с привязкой к текущей мировой и внутренней экономической ситуации в данной отрасли, на основе стратегических целей нефтегазовых компаний Республики Ка...

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

Тенденции развития животноводства в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает основные тенденции развития животноводства в Хабаровском крае.

Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной продукции России и Калининградской области

В статье представлена ситуация на рынке рыбоконсервной продукции России и Калининградской области на 2013 - начало 2015 года, проанализированы основные тенденции по динамике производства, структуре спроса; выявлены факторы, обуславливающие текущее по...

Проблемы и перспективы развития обувной отрасли Республики Беларусь

В статье рассмотрены тенденции развития обувной отрасли Республики Беларусь, выявлены актуальные проблемы. Приведены данные о наиболее крупных белорусских производителях обуви. Сделаны выводы о перспективах развития обувной отрасли в Республике Белар...

Похожие статьи

Стратегия развития мясного животноводства в России

Статья описывает основные стратегии развития мясной отрасли, которая является частью продовольственного рынка России. Рассматриваются проблематика рынка продукции сельского хозяйства, реализации сырья и продовольствия рынка мясной промышленности.

Новые позиции Республики Узбекистан на мировом текстильном рынке

Данная статья раскрывает решения ряда вопросов развития легкой и текстильной промышленности Узбекистана, анализирует экспортные, качественные и технические показатели промышленности за последние восемь лет, включая первое полугодие текущего года. Дел...

Основные тенденции развития хлебопекарной отрасли в современных условиях

В статье раскрываются тенденции развития хлебопекарной отрасли. Также проведена оценка объемов производства хлеба и хлебобулочной продукции. Предложены пути решения проблем рынка хлебопекарной отрасли.

Особенности развития и роста предприятий мясной отрасли в России

В статье описываются основные механизмы развития мясной отрасли, как составной части российского агропродовольственного рынка. Проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия вообще и мясного рынка в частности.

Качество молока как основной инструмент повышения конкурентоспособности молокоперерабатывающих предприятий

В статье рассмотрены факторы, формирующие конкурентоспособность молока. Проведен анализ качества молока как основного инструмента повышения конкурентоспособности.

Основные стратегические направления развития нефтегазовой отрасли Республики Казахстан

Рассматривается и анализируется текущая ситуация на рынке энергоресурсов. Оценка и выводы проведены с привязкой к текущей мировой и внутренней экономической ситуации в данной отрасли, на основе стратегических целей нефтегазовых компаний Республики Ка...

Современное состояние и тенденции развития молочного скотоводства Пермского края

В статье представлены результаты анализа рынка сырого молока Пермского края. Рассмотрено современное состояние скотоводства Пермского края: характеристика действующих предприятий, объемы производства продукции, меры государственной поддержки. Определ...

Тенденции развития животноводства в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает основные тенденции развития животноводства в Хабаровском крае.

Состояние и особенности развития рынка рыбоконсервной продукции России и Калининградской области

В статье представлена ситуация на рынке рыбоконсервной продукции России и Калининградской области на 2013 - начало 2015 года, проанализированы основные тенденции по динамике производства, структуре спроса; выявлены факторы, обуславливающие текущее по...

Проблемы и перспективы развития обувной отрасли Республики Беларусь

В статье рассмотрены тенденции развития обувной отрасли Республики Беларусь, выявлены актуальные проблемы. Приведены данные о наиболее крупных белорусских производителях обуви. Сделаны выводы о перспективах развития обувной отрасли в Республике Белар...

Задать вопрос