В статье представлены результаты адаптации концепции и организации тайм-менеджерского клуба «ТМ-skills» на базе КГА ПОУ ГАСКК МЦК как механизма формирования у участников образовательного процесса навыков эффективного управления временем. Приведен анализ изучения истории тайм-менеджмента, его основных принципов, исследование сформированности тайм-менеджерских навыков в образовательной среде колледжа. Разработана тематика пилотной программы клуба, которая вызвала заинтересованность и поддержку со стороны стейкхолдеров и администрации колледжа.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, тайм-клуб, тайм-навыки, самоменеджмент.
Доступный нам капитал времени, оставшегося до конца жизни взрослого человека, составляет примерно 200–400 тысяч часов. И самое главное — время невосполнимо! Потерянное время, в отличие от потерянных денег, нельзя вернуть. В области времени нет миллионеров! Поэтому исключительную важность приобретает умение рационального использования этого ценного ресурса на любом уровне — личном, командном, корпоративном.
Погружаясь в данный вопрос, была определена цель: изучить данную проблему и предложить механизм по внедрению техник тайм-менеджмента в образовательное пространство. Прямой перевод термина «Time Management» с английского — «управление временем». В прямом смысле управлять временем невозможно: реальная функция тайм-менеджмента — использовать время своей жизни с максимальной эффективностью.
Наиболее точное определение тайм-менеджмента звучит так: тайм-менеджмент — это учёт, распределение и оперативное планирование собственных ресурсов времени. Научный подход к организации времени — проблема не новая. История тайм-менеджмента уходит корнями в далекое прошлое, еще 2000 лет назад в Древнем Риме известный мыслитель Сенека предлагал вести письменный учет времени и оценивать его с точки зрения «Заполненности».
Часто тайм-менеджмент воспринимается как чисто западная технология. Однако отечественная школа научной организации труда и личного времени имеет ряд собственных достижений, не имеющих аналогов в западной науке. Более того, многие из разработок отечественных исследователей организации времени (А. К. Гастева, П. М. Керженцева, Д. Гранина) были позаимствованы западными специалистами.
Современный этап развития тайм-менеджмента в России связан с именем Глеба Алексеевича Архангельского, основателя и бессменного руководителя тайм-менеджерского сообщества в России.
Предметом исследования стали тайм-менеджерские навыки как фактор личной эффективности и конкурентоспособности современного специалиста. Был проведён социологический опрос с целью изучения состояния сформированности тайм-менеджерских навыков у участников. Опрос проводился с помощью анкеты, разработанной нами на платформе https://ru.surveymonkey.com, ссылка на опрос была выложена в групповые и индивидуальные чаты соц. систем WhatsApp и ВКонтакте.
Материалом исследования послужили данные опроса трех фокус-групп (всего 371 респондент): студенты 1–2 курса, студенты 3–4 курса КГА ПОУ ГАСКК МЦК, педагогическое сообщество (МОУ СОШ № 53, КГА ПОУ ГАСКК МЦК, КнАГУ), родители.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
в настоящее время большинство студентов и взрослых считают себя организованными людьми (более 70 % опрошенных), но при этом принципы тайм-менеджмента, без соблюдения которых невозможно назвать себя организованным человеком, не для всех являются обязательными, а именно
цели четко не сформулированы у более 50 % респондентов;
большинство опрошенных не планирует свой день;
а те, кто планируют — часто отступают от задуманного;
эффективно используют свое время около 20 % опрошенных, при этом «впустую» тратят время — более 50 %.
Резюмируя итоги опроса, мы пришли к выводу о низком уровне владения ТМ-навыками, слабой сформированности ТМ-культуры как у студентов, так и у опытных взрослых.
Нас вдохновил тот факт, что в процессе диагностики, мы нашли единомышленников (более 50 % респондентов), готовых развивать необходимые навыки тайм-менеджмента, ведь этим невозможно заниматься в одиночку. Мы предположили, что наиболее подходящим форматом работы по совершенствованию в этом направлении является организация ТМ-клуба. Именно клубная модель позволяет создать максимально эффективное пространство саморазвития, где каждый участник может улучшать свои ТМ-навыки в дружественной атмосфере, обмениваясь опытом и подпитываясь энергией коллег по клубу.
Впервые формат ТМ-клубов (неформальное объединение людей, желающих усовершенствовать свой личный и командный тайм-менеджмент) предложило Общероссийское общественное объединение Лига «ВРЕМЯ», которое распространяет культуру бережного, уважительного, эффективного отношения ко времени в России и за рубежом. Председателем объединения является Глеб Архангельский.
Изучив географию ТМ-клубов на территории нашей страны, мы увидели, что основная концентрация таких объединений находится в центральной части России. На Дальнем Востоке такой формат встреч организован только в г. Комсомольске-на-Амуре, это ТМ-клуб КнАГУ под руководством Татьяны Ивановны Токтаровой, а с декабря 2019 года и наш клуб «ТМ-skills» ГАСКК МЦК.
14 Декабря 2019г. состоялось открытие TM-клуба на площадке образовательного учреждения ГАСКК МЦК. Работа клуба осуществляется в соответствии с разработанной нами пилотной программой.
Таблица 1
Пилотная программа клуба «ТМ-skills»
Тема встречи |
Краткое содержание |
Акад. часы |
Сроки проведения |
«Если у тебя есть план дня — ты вооружен!» |
Планирование дня в изменчивом мире |
3 |
декабрь 2019 |
«Съешь «лягушку» с утра!» |
Как заставить себя выполнять мелкие неприятные или психологически сложные дела |
3 |
Январь 2020 |
«Нарезаем слона на бифштексы!» |
Технология работы по масштабным, длительным проектам |
3 |
Февраль 2020 |
«Как себя замотивировать?» |
Самомотивация и полезные привычки, тайм-ритуалы |
3 |
Март 2020 |
«Учись достигать цели!» |
Инструменты целеполагания |
3 |
Апрель 2020 |
«Отдыхать нужно грамотно!» |
Технологии грамотного отдыха |
3 |
Май 2020 |
На премьерной встрече «Планирование дня в изменяющемся мире» участники клуба оценили свой капитал времени, познакомились с понятием «Тайм-менеджмент», прокачали навыки гибко-жесткого планирования. Присутствующие поделились своими способами и техниками планирования дня. Результатом встречи стало принятие TM — договорённости на внедрении техники гибко-жесткого планирования в свою жизнь.
18 Января 2020 г. прошла очередная встреча нашего клуба. Темой изучения стал TM-приём «поедание лягушек». Лягушка в тайм-менеджменте — мелкое неприятное дело, которое часто откладывается. Итогом встречи стало тайм-обязательство — сесть на «лягушачью» диету, и съедать по 1 лягушки ежедневно в течение 21 дня, т. к. известно, что именно столько времени формируется привычка.
8 февраля 2020 г. на заседании клуба «TM-skills» участники разнообразили свои техники новым TM-приёмом «разрезанием слона на бифштексы». Слон в тайм-менеджменте — большая, объёмная и сложная задача. Важно слона разбивать на части до самых простых и легко выполнимых шагов. Мы приняли TM-договорённость на уничтожение части «слона» до следующей встречи.
Рис.1. Пошаговый слон, как задача тайм-менеджмента
14.03.2020 г. участники клуба погрузились в тему «Самомотивации и полезных привычек». На этой встрече «зараженные ТМ-бациллой» пополнили свой арсенал техниками самомотивации «швейцарский сыр». «якорь», «промежуточная радость».
Режим самоизоляции и дистанционного обучения не повод ограничивать процесс саморазвития и личностного роста. Есть повод задуматься и сделать то, на что ранее не хватало времени, а именно превратить свои мечты и желания в жизненные цели! Как это сделать? Разобрались на очередной встрече клуба TM-skills, посвященной теме «Инструменты целеполагания», которая впервые прошла дистанционно посредством конференцсвязи на платформе zoom.us.
Все отчеты о работе нашего клуба представлены в сетевом пространстве: на официальном сайте «Лига «Время», на сайте колледжа, страничка Instagram и Facebook.
Мы можем констатировать, что созданный тайм-менеджерский клуб «ТМ-skills» является механизмом достижения цели проекта — формирования навыков управления временем, как необходимого условия личной эффективности и конкурентоспособности современного специалиста. Диагностику и анализ промежуточных результатов внедрения проекта планируем осуществить после реализации пилотной программы. Это позволит обозначить направления развития деятельности клуба, сформировать вторую часть программы работы, описать мультипликативность проекта. Время быть эффективным! Присоединяйся к сторонникам тайм-движения и будь успешен!
Литература:
1. Архангельский Г. Тайм-драйв: как успевать жить и работать, Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений. — Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 256 с.
2. Кови C. Семь навыков высокоэффективных людей. — Альпина Бизнес Букс, 2017. — 396 с.
3. Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. «Речь», 2006. — 270 с.