Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 28.06.2020

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Ергалиева, Ж. А. Преемственность в воспитании начальных экономических представлений у детей дошкольного возраста / Ж. А. Ергалиева, Г. Б. Джумабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 289-290. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72159/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются причины необходимости, роль и значение соблюдения преемственности в экономическом обучении детей дошкольного возраста, предлагаются отдельные пути его достижения.

Ключевые слова: дошкольный возраст ребенка, знание, воспитание, экономическое обучение, самостоятельность.

Интенсивное развитие современного общества, обусловленное научно-техническим прогрессом, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью формирования активной, творческой личности, способной к самостоятельному мышлению, оценке и действиям. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что наличие у ребенка знаний само по себе еще не определяет успешности обучения. Очень важно, чтобы ребенок умел самостоятельно их приобретать и применять. Поэтому главной целью учебно-воспитательного процесса должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для обеспечения их учебной деятельности, а именно: самостоятельности, инициативности, осведомленности, творческого самовыражения и тому подобное.

Переоценка принципов современного образования на каждом ее этапе требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения. Разделенные на отдельные звенья учебный процесс теряет единство, обязательно отражается как на формировании целостности гармоничного развития личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение преемственности образовательного процесса на всех уровнях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребенка. Преемственность в обучении трактуется как установление необходимой цели и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных этапах его изучения. Понятие преемственности характеризует также требования, которые предъявляются к знаниям и умениям воспитывающихся на каждом этапе обучения, форм, методов и приемов объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работы в процессе его усвоения.

Ученые представляют процесс обучения как единственный путь познания, где новые знания является результатом добавления к уже имеющимся, к ранее полученным. Преемственность в обучении — это процесс развития воспитывающихсяпутем осознания и взаимодействия старых и новых знаний, предварительного и полученного опыта. В процессе развития умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность применения ими ранее полученного опыта. Необходимыми условиями достижения преемственности в обучении психологически и методически обоснованное построение программ и учебников, соблюдение последовательности движения от простого к сложному в преподавании и организации самостоятельной работы воспитывающихся.

Проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием была и остается одной из самых актуальных в современном обучении. Успехи дошкольного обучения существенно зависят от знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов и активности ребенка. Особое значение сейчас приобретает проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Актуальность ее рассмотрения вызвана разрывом преемственности связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения.

Определенная роль при этом отводится изменению требований общества к качеству обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Думаем, это связано с возникновением образовательного пространства дошкольного образования. Именно это требует проведения планомерной, систематической работы усвоением детьми (в детском саду) экономических терминов, понятий в процессе изучения различных дисциплин.

Дошкольный возраст является таким, когда формируются важнейшие черты будущей личности: отношение к окружающей среде, к взрослым, ровесникам; формируется эмоционально-нравственная сфера, способность к сочувствию и тому подобное.

Преемственность в дошкольном образовании не должна рассматриваться как подготовка ребенка к обучению. Учителя младших классов должны внимательно изучить формы и методы работы в дошкольных учреждениях, чтобы сделать переход детей от садика в школу мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, несмотря на то, что психологические различия между детьми шестилетнего и семилетнего возраста незначительны. Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает решение многих задач, связанных с эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков, укреплением здоровья и тому подобное. Основы преемственности в обучении должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Именно потому, что ребенок в первые годы жизни способен запомнить гораздо больше, чем в последующие, им отводится особое место в обучении и воспитании. Дошкольное детство является достаточно коротким, но очень насыщенным познанием окружающего мира.

Обучению детей дошкольного возраста элементам экономики должно отводиться особое место и на это есть ряд причин. Общество нуждается в экономически грамотных его членах, готовых работать в условиях рынка. Также к этому периоду каждый ребенок уже имеет отдельные экономические понятия, а именно: элементарное понятие собственности (моя, мамина или папина вещь), потребности (необходимо поесть, отдохнуть, погулять), ограниченности ресурсов (семья может (не может) приобрести желаемую вещь) и другие.

Углубление знаний по экономике сопровождается изучением детьми этой возрастной группы элементов математики, естествознания, родного и иностранного языков, изобразительного искусства и т. д., которому в этот период отводится особое место. Это вызвано рядом причин, среди которых большое разнообразие информации, поступающей к ребенку, повышение внимания к компьютеризации, желание сделать процесс обучения более интенсивным, попытки родителей в связи с этим как можно быстрее научить считать, решать задачи и тому подобное. Это обусловлено прежде всего достижением главной цели: воспитать детей людьми, которые умеют мыслить, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, и принимать самостоятельные решения.

Выводы. Таким образом, преемственность в работе детского сада должна обеспечиваться, с одной стороны, работой детского сада, который способен лучше подготовить воспитанников к осознанию экономических понятий в школе, а с другой — работой школ, использующих и совершенствующих знания, умения, навыки, полученные детьми в детском саду.

Литература:

  1. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Минск, 2007.
  2. Голубева Е. В. Проблема соотношения экономического и нравственного в воспитании детей. Таганрог, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, детский сад, дошкольное образование, особое место, знание, качество обучения, полученный опыт, процесс обучения, процесс развития, учебно-воспитательный процесс.


Ключевые слова

самостоятельность, воспитание, знание, дошкольный возраст ребенка, экономическое обучение

Похожие статьи

Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.

Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Похожие статьи

Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны формы и методы осуществления преемственности дошкольного и начально образования.

Преемственность в социальном развитии, воспитании и обучении дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема преемственности с позиции социального развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования; описаны этапы преемственности, а также выявлены противоречия в социальном воспитании детей дошкольного и младшего...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Индивидуальные и возрастные особенности детей среднего школьного возраста

В статье авторы пытаются определить взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и их учебных успехов.

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Задать вопрос