Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ташкузиева, А. З. Преемственность в формировании начальных экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. З. Ташкузиева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/964/ (дата обращения: 16.11.2024).

На современном этапе развития Узбекистана одним из приоритетных направлений системы непрерывного образования и воспитания стала проблема обеспечения преемственности в формировании у детей дошкольного и младшего школьного возраста начальных экономических представлений.

Привитие детям данного возраста начальных экономических представлений способствует дальнейшему формированию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, \способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения.

Однако, результаты научного исследования этой проблемы показали её недостаточную изученность, что означает противоречие между объективными потребностями общества и недостаточностью предпринимаемых научных и практических мер.

Экономические представления у детей формируются под воздействием среды, в которой они воспитываются и развиваются. Первоначальные экономические представления у детей зачастую носят случайный неосознанный характер. Само понятие «представление» в психологическом словаре определяется как форма отражения в виде наглядно-образного знания, одно из проявления памяти, следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия(1).

Представление – это чувственный образ предметов и явлений, с которым уже состоялось реальное знакомство. Оно бывает конкретным и абстрактным.

В практике обучения представления выступают в роли чувственной опоры при формировании различных понятий. Вместе с понятиями представления составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Отсюда очень важно знать, каковы формы, методы и средства формирования начальных представлений об экономических понятиях в детском саду и насколько эффективно их дальнейшее развитие в начальной школе. Какие экономические термины могут усвоить дети 6-8 лет и какие представления могут формировать эти понятия.

Для создания такой образовательной базы необходимо знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, их восприимчивости к воздействию среды. У детей, рассматриваемой нами возрастной категории, ощущения и восприятие характеризуются яркостью и интересом к новизне познаваемого, хотя внимание пока ещё довольно рассеянное, неустойчивое. Мышление 6-8-летних детей трансформируется от наглядно-действенного к наглядно-образному. Они мыслят всеми полученными ощущениями. Представления приобретают уже гибкость и подвижность, речь становится связной и эмоциональной.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольного учреждения должна существовать преемственность. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, пройденное им раннее осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна проходить с учётом дошкольного понятийного уровня ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирования тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.(2).

Центром, координирующим преемственную деятельность воспитателей детских садов, родителей и учителей начальных классов, должна быть школа, специально созданный в ней орган управления, так как школа особенно заинтересована в том, чтобы в её первые классы приходили дети, уже имеющие представления об экономических понятиях, знаниях и умениях.

Ознакомление старших дошкольников и учащихся первых классов с простейшими экономическими понятиями осуществлялось нами не путём введения в учебно-воспитательный процесс дополнительных учебных предметов по экономике или проведения специальных занятий по определённой экономической тематике, а использование для этой цели возможностей уже имеющего арсенала разнообразных форм и методов работы с детьми. Образование и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста должно осуществляться комплексно, когда каждая форма деятельности, выбранная воспитателем и учителем первого класса в соответствии с их учебными программами, должна решать одновременно несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую.

Для обеспечения преемственности в формировании у старших дошкольников и первоклассников был нами использован общий для тех и других перечень экономических понятий. Однако, учитывая появившиеся изменения в сознании и поведении первоклассников, дальнейшее развитие их психических процессов, для расширения их интересов и потребностей нами были внесены соответствующие новшества. К наиболее эффективным в формировании у старших дошкольников и первоклассников начальных представлений об экономических понятиях следует отнести учебные и внеучебные (внеклассные) формы организации деятельности.

В детском саду – это занятия, разнообразные экскурсии в зоне ближайшего окружения. А в первом классе – урок, практические занятия, учебные экскурсии по городу и за его пределами.

Внеучебная работа и в детском саду, и в первом классе включает в себя применение таких методов и форм как рассказ, беседа, работа по картинкам, коллективное рассказывание, сюжетно-ролевые, деловые игры, рисование по заданной теме, упражнение, тестирование для оценки знаний и проверка осведомлённости об экономических понятиях, поощрение лучших из тех, кто умеет их использовать на практике. Например, в состязаниях типа «брейн ринг», «что, как, почему» и др.

Ознакомление детей с простейшими экономическими терминами может быть успешным при наличии определённых педагогических условий, которые способны обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование этих возможностей, их наиболее полную реализацию при обязательном владении самими воспитателями и учителями школ необходимыми экономическими знаниями, их умением донести до детей понимание объективных экономических законов, закономерностей экономического развития общества, роли экономических знаний в жизни и деятельности людей. Здесь важна профессиональная компетентность воспитателя и учителя школы.

К факторам организации процесса освоения детьми начальных экономических представлений относится совместное определение задач, содержания начального экономического воспитания и образования детей разных возрастов, составление программ, доступных для их понимания, формы, методы, средства, обеспечивающие преемственность («от близкого к далекому», «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному»), наличие специальной методической литературы. Стержнем управления обучением, воспитанием и развития детей является мониторинг влияния использованных форм, методов, средств на формирование представлений у детей об экономических понятиях и умениях пользоваться ими.

Для активизации этого процесса нами были привлечены родители для участия в совместной деятельности. Перечисленные принципы были положены в определение содержания программ, экономические понятия и представления интегрированы в учебные занятия в детских садах и в учебные предметы школ начальных классов. С ними были проведены комплексные занятия и уроки, направленные на формирование элементарных представлений об экономических знаниях согласно требованиям к организации учебно-воспитательной работы данных учреждений.

Учителя и воспитатели были обеспечены специально подготовленными для организации учебной и внеучебной работы сценариями по рекомендуемым темам: «Мы живем в Узбекистане и любим свой край родной», «Моё личное хозяйство», «Моя семья», «Золотая осень», «Мой детский сад», «Моя школа», «Мой родной город (село)», «Что такое деньги», «Каждая вещь – труда дочка», «Здравствуй Навруз!», «Что такое реклама?», «Как изготавливается бумага», «Хозяйство страны», «Телефон» и др., которые обеспечивали единство умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, в которых особенное место, как этого требовали задачи исследования, занимало формирование экономических понятий и представлений у испытуемых – закладка фундамента дальнейшего углубления экономических знаний на следующих этапах их развития.

Средствами организации работы служили раздаточные и наглядные материалы, видеоанимационные, мультимедийные формы ознакомления с денежными знаками разных достоинств, плакаты-рекламы, картины, документы о вкладе денег в какое-то дело, чеки, сберкнижки, облигации, ярлыки товаров, макеты, муляжи, «прилавки» с образцами разных товаров, ценники, слайды, диафильмы, мультфильмы, детский киножурнал, стенды, пословицы, поговорки, ребусы, шарады, кроссворды, дидактические игры, посвященные экономической теме, билеты на мероприятия (в театр, музей, цирк, на выставку), квитанции об оплате за различные услуги (электричество, отопление, телефон и др.), билеты, проездные карточки на все виды транспорта и многое другое.

Результаты апробации занятий и уроков, проведённых в пяти детских садах и пяти образовательных школах городов Ташкента и Чирчика, доказали возможность усвоения детьми дошкольного и младшего школьного возраста таких важных экономических терминов как: взнос, вклад, государственная собственность, деньги, долг, доллар, доходы, зарплата, заготовка товаров, личное хозяйство, продажа, пенсия, покупатель, покупка, плата, продукты труда, сберкнижка, продавец, расходы, рынок, реклама, сдача, сбережения, труд, товар, ценник, экономия. Эти термины были отобраны, потому что дети знакомы с этими терминами, они и раньше слышали их от уст старших в семье, в общественных местах, но не понимали значение этих понятий и их экономического значения.

Установлено, что к концу учебного года дети дошкольного и младшего школьного возраста понимают значение данных терминов, умеют давать правильное толкование освоенных экономических терминов.

Проблема формирования у дошкольников и младших школьников начальных экономических представлений – сложная и многоплановая, требующая систематичности в работе воспитателей детских садов и учителей начальных классов школ. Их творческое сотрудничество по обеспечению преемственности в этой работе, использование эффективных форм и методов деятельности позволят реализовать поставленные задачи по освоению детьми начальных экономических представлений.


Литература:

  1. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.

  2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.

  3. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного начального образования //Начальная школа. 2002. №1.

Основные термины (генерируются автоматически): представление, детский сад, ребенок, дальнейшее развитие, знание, младший школьный возраст, внеучебная работа, воздействие среды, занятие, обеспечение преемственности.

Похожие статьи

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста

Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Особенности развития учебно-терминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Актуальность формирования представлений о понимании сохранения количества у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Преемственность устойчивого развития на уровнях дошкольного и начального образования

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Роль учителя в формировании личности детей младшего школьного возраста

Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Особенности развития учебно-терминологической лексики в младшем школьном возрасте в норме

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Актуальность формирования представлений о понимании сохранения количества у детей дошкольного возраста