Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Бадиков, К. А. Исследование на прочность шарового пальца рулевой сошки автобуса / К. А. Бадиков, В. П. Пелипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71806/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье анализируется шаровой палец сошки рулевого управления автобуса с использованием расчета на статическую прочность, учитывающего конкретные условия и режимы эксплуатации. Прочностные расчеты проводились с помощью метода конечных элементов, реализуемого системой автоматизированного проектирования SolidWorks Simulation.

Ключевые слова: рулевое управление; шаровой палец; прочностной расчет; твердотельная модель.

Ужесточение требований по обеспечению безопасности движения вызывает необходимость дальнейшего совершенствования конструкций и систем автомобилей. В значительной части это касается узлов, агрегатов и систем, нарушение работоспособности которых может привести к аварийным ситуациям, зачастую с тяжелыми последствиями.

Рулевое управление и тормозная система являются основными системами, обеспечивающими управление транспортным средством, любая неисправность в них полностью исключает выпуск в рейс. Именно поэтому проведение прочностных расчетов данной детали, относящейся к системе рулевого управления, является актуальным и направлено на выявление возможного недостатка прочности, которое может угрожать жизни и здоровью не только пассажиров, но и других участников движения.

В данной статье рассматривается анализ прочности шарового пальца рулевой сошки автобуса, эксплуатирующего на одной из автоколонн Волгоградской области. Прочностной анализ был выполнен с помощью программного комплекса SolidWorks.

Шаровой палец сошки рассчитывают на изгиб и срез в опасных сечениях А-А и Б-Б и на смятие. Схема для расчета пальца показана на рис. 1. В случае возникновения излома в этих сечениях или вылета пальца из кожуха может произойти потеря управляемости транспортного средства и в результате произойти аварийное столкновение, что повлечет серьезные последствия для пассажиров автобуса.

Расчетная схема шарового пальца рулевого управления

Рис. 1. Расчетная схема шарового пальца рулевого управления

Необходимость и целесообразность прочностных расчетов становится очевидной при применении систем автоматизированного проектирования и инженерного анализа, например, SolidWorks Simulation, реализующих численные методы решения задач механики деформируемого твердого тела, в частности, метод конечных элементов, не ограниченные ни формой конструкции, ни способом приложения нагрузки.

Моделирование осуществлялось с учетом рассчитанного усилия, которое испытывает шаровой палец сошки для автобуса, оно составило 3105 Н [1]. Для обеспечения возможности выполнения расчетов был проведен анализ сплава, из которого изготовлены пальца при помощи оптико-эмульсионного метода. В результате анализа было установлено, что рулевой палец изготовлен стали, которая по своему химической составу близка к конструкционной легированной стали 18ХГТ, максимальное напряжение изгиба которой составляет 170 МПа. Учет возможного поверхностного упрочнения при расчете не производился. Согласно аналитическому расчету максимальное напряжение изгиба составило в сечении А-А — 44,6 МПа, а в Б-Б — 41,31 МПа.

На рис. 2а показан внешний вид пальца, на рис 2б представлена твердотельная модель рассчитываемой детали, а на рис. 2в — конечно-элементная. Конечно-элементная модель содержит 44641 элементов (65165 узлов).

а) Внешний вид пальца; б) Твердотельная модель; в) Конечно-элементная модель а) Внешний вид пальца; б) Твердотельная модель; в) Конечно-элементная модель а) Внешний вид пальца; б) Твердотельная модель; в) Конечно-элементная модель

Рис. 2. а) Внешний вид пальца; б) Твердотельная модель; в) Конечно-элементная модель

Расчет на статическую прочность шарового пальца является одним из ключевых этапов проектирования и изучения рациональной конструкции детали с учетом конкретных условий и режимов его эксплуатации.

Результаты проведенного статического анализа представлены в виде карты напряжений, максимальное значение равно 84,398 МПа (рис. 3а) и находится в сечении Б-Б. Расхождение полученных данных с аналитическим расчетом связано с учетом в аналитическом расчете только геометрических размеров пальца, тогда как в SolidWorks учитываются и свойства материала.

а) Прочностной анализ (статический расчет); б) Коэффициент запаса прочности

а) Прочностной анализ (статический расчет); б) Коэффициент запаса прочности

Рис. 3. а) Прочностной анализ (статический расчет); б) Коэффициент запаса прочности

Коэффициент запаса прочности показывает способность конструкции выдерживать прилагаемые к ней нагрузки выше расчетных. Наличие минимального запаса в 25–50 % обеспечивает надежность детали. Для исследуемой детали данный коэффициент был определен и его минимальное значение составило 4,8 (рис. 3б), что обеспечивает прочность при возможных перегрузках.

Повторяющиеся операции приложения нагрузки и разгрузки со временем приводят к ослаблению объектов, данное явление называется усталостью материалов. Каждый цикл колебания напряжений в некоторой степени ослабляет объект. После некоторого количества циклов объект становится таким непрочным, что он разрушается. Согласно техническим требованиям рулевой палец должен обеспечивать не менее 1 млн циклов нагружения, поэтому был произведен анализ усталостной прочности детали, выраженный в циклах. Полученные результаты представлены на рис. 4. При расчете на усталость в программе SolidWorks принималось, что напряжения от изгиба шарового пальца изменяются по симметричному циклу (R=-1).

Срок службы (усталостный анализ в циклах)

Рис. 4. Срок службы (усталостный анализ в циклах)

Таким образом, проведенный анализ прочности показал, что рассчитываемая деталь, выдерживает расчетные нагрузки. Однако расчет на усталость выявил, что ресурс в 1 млн. циклов выдержан не будет. Опасным сечением является Б-Б, где d =31 мм, поэтому рекомендательными мероприятиями будет предложение увеличить диаметр пальца в данном сечении. Увеличение диаметра сечения до 34 мм позволит повысить усталостную прочность до назначенного 1 млн. цикла, что положительно скажется на общей прочности детали.

Литература:

  1. Волков В. С. Основы расчета систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения [Текст]: учебное пособие / В. С. Волков. — Воронеж, 2014. — 111 с.
  2. Бадиков К. А. Анализ надёжности рулевого управления автобусов / К. А. Бадиков, М. В. Полуэктов, Т. А. Сторчилова // Мир транспорта и технологических машин. — 2015. — № 2. — C. 3–10.
Основные термины (генерируются автоматически): шаровой палец, рулевое управление, аналитический расчет, Твердотельная модель, шаровой палец сошки, Конечно-элементная модель, Прочностной анализ, рулевой палец, статическая прочность, транспортное средство.


Ключевые слова

рулевое управление, шаровой палец, прочностной расчет, твердотельная модель

Похожие статьи

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы навесного плуга

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Определение оптимальных геометрических параметров шпренгельных балок из LVL с двумя наклонными стойками

Статья затрагивает одну из актуальных проблем в индустрии деревянного строительства, в частности использование шпренгельных балок из LVL как несущих конструкций зданий и сооружений. Процесс исследования включал в себя создание различных расчетных схе...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Расчет на усталость винта с упорной резьбой в программной среде SolidWorks

В статье представлено исследование усталостных характеристик материала винта с упорной резьбой при его многократном нагружении на основании анализа напряженно-деформированного состояния и расчета запаса прочности изделия.

Разработка двухсекционного прототипа манипулятора на гибких связях

Статья посвящена разработке прототипа манипулятора на гибких связях для работы в труднодоступных средах. В работе представлена математическая модель и приводится решение прямой задачи кинематики для манипулятора с управляемым изгибом. Также дается оп...

Методика контроля аэродинамической асимметрии крыльевого отсека с помощью технологий 3D-сканирования

В статье представлены результаты исследования возможностей применения технологии 3D-сканирования для контроля аэродинамической асимметрии (АА) крыльевого отсека управляемого летательного аппарата (ЛА). Показаны аспекты влияния асимметрии на точность ...

Моделирование живучести механической системы на основе риск-анализа конструкций

Статья посвящена моделированию живучести такой механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана на основе риск-анализа конструкций.

Сравнительный анализ расчета шарнирного узла крепления балки к колонне методом конечных элементов с расчетом по серии

В настоящей статье будет рассмотрен расчет шарнирного узла соединения стальной балки к колонне согласно серии 2.440–2 Выпуск 1. «Шарнирные узлы балочных клеток и рамные узлы примыкания ригелей к колоннам» [1]. Данный узел будет замоделирован и рассч...

Аналитический расчет кинематической характеристики подвески колесных транспортных средств с двумя поперечными рычагами

В статье авторы предлагают аналитический аппарат расчета кинематической характеристики подвески на примере подвески с двумя неравными поперечными рычагами.

Похожие статьи

Расчет напряженно-деформированного состояния рамы навесного плуга

В статье рассматривается напряженно-деформированное состояние рамы навесного плуга, полученное в программном комплексе ANSYS.

Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона

В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...

Определение оптимальных геометрических параметров шпренгельных балок из LVL с двумя наклонными стойками

Статья затрагивает одну из актуальных проблем в индустрии деревянного строительства, в частности использование шпренгельных балок из LVL как несущих конструкций зданий и сооружений. Процесс исследования включал в себя создание различных расчетных схе...

Влияние учета реальной работы узлов на напряженно-деформированное состояние элементов башенной конструкции

На примере расчета металлической башни из трубчатых профилей оценена степень влияния конфигурации узлов на напряженно-деформированное состояние элементов. Рассмотрены расчетные модели башен с тремя видами узлов: жесткие, узлы с угловыми шарнирами, а ...

Расчет на усталость винта с упорной резьбой в программной среде SolidWorks

В статье представлено исследование усталостных характеристик материала винта с упорной резьбой при его многократном нагружении на основании анализа напряженно-деформированного состояния и расчета запаса прочности изделия.

Разработка двухсекционного прототипа манипулятора на гибких связях

Статья посвящена разработке прототипа манипулятора на гибких связях для работы в труднодоступных средах. В работе представлена математическая модель и приводится решение прямой задачи кинематики для манипулятора с управляемым изгибом. Также дается оп...

Методика контроля аэродинамической асимметрии крыльевого отсека с помощью технологий 3D-сканирования

В статье представлены результаты исследования возможностей применения технологии 3D-сканирования для контроля аэродинамической асимметрии (АА) крыльевого отсека управляемого летательного аппарата (ЛА). Показаны аспекты влияния асимметрии на точность ...

Моделирование живучести механической системы на основе риск-анализа конструкций

Статья посвящена моделированию живучести такой механической системы как несущая конструкция главной балки металлургического мостового крана на основе риск-анализа конструкций.

Сравнительный анализ расчета шарнирного узла крепления балки к колонне методом конечных элементов с расчетом по серии

В настоящей статье будет рассмотрен расчет шарнирного узла соединения стальной балки к колонне согласно серии 2.440–2 Выпуск 1. «Шарнирные узлы балочных клеток и рамные узлы примыкания ригелей к колоннам» [1]. Данный узел будет замоделирован и рассч...

Аналитический расчет кинематической характеристики подвески колесных транспортных средств с двумя поперечными рычагами

В статье авторы предлагают аналитический аппарат расчета кинематической характеристики подвески на примере подвески с двумя неравными поперечными рычагами.

Задать вопрос