Теория привязанности в рамках менеджмента личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Озолина, О. Я. Теория привязанности в рамках менеджмента личности / О. Я. Озолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 493-495. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71713/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрена основная цель менеджмента личности — личная эффективность, и ее связь с теорией привязанности. Произведён анализ иностранной и отечественной литературы, исследований в данном научном направлении с использованием метода научной индукции. Спрогнозировано дальнейшее развитие менеджмента личности.

Ключевые слова: менеджмент личности; эффективная личность; менеджмент; личность; теория привязанности.

Менеджмент личности — это система самопознания и самоорганизации личности, направленная на повышение эффективности в делах и качества жизни [1]. Это новое направление менеджмента, которое только начинает развиваться.

Менеджмент личности базируется на таких науках как: менеджмент, психология, философия, биология. Менеджмент личности является частью неоклассической парадигмы менеджмента, расширяя ее.

В данной статье рассмотрена возможность применения теорий и инструментов психологии в рамках менеджмента личности.

Материалом для научного анализа и синтеза являются актуальные исследования в области менеджмента и психологии. Проанализированный материал взят из официальных источников, был использован метод научной индукции.

Основной целью менеджмента личности является становление и развитие эффективной личности. Сначала необходимо ответить на вопрос, что такое личность и, собственно, личная эффективность?

Личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности [2]. Личностью не рождаются, ею становятся в ходе деятельности. Личность формируется и развивается в совокупности социальных связей и отношений, в которые индивид включён.

Личная эффективность — осознание и результативное достижение целей через рациональное управление собой и своими психологическими ресурсами [3].

Личная эффективность — это проявление самоэффективности в конкретной деятельности, поведении человека. Уровень самоэффективности измеряется до начала выполнения человеком какой-либо деятельности, а личная эффективность — уже в результате и при оценке ее выполнения.

Таким образом, личная эффективность человека наиболее высока, если он обладает такими навыками, как: управление стрессом, эффективная коммуникация, саморегуляция, самоорганизация, добросовестность.

Одними из инструментов психологии, применяемых в менеджменте личности, являются майндфулнесс, обучение эмоциональному интеллекту, когнитивно-поведенческие техники. Но эти инструменты не являются универсальными, они не будут столь эффективны с личностями, в психике которых сформирован паттерн ненадежной привязанности.

Теория привязанности, основоположником которой является Джон Боулби — это психологическая модель, которая описывает динамику долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений [4].

Паттерн привязанности формируется в психике ребенка при воспитании его значимым взрослым — человеком, который выполняет функцию удовлетворения потребностей ребенка и развития психики. Этим человеком чаще всего является мать, но отцы и другие взрослые могут с равной вероятностью стать главными фигурами.

Привязанность может сформироваться как минимум четырех типов [5]: надежная, ненадежно-избегающая, ненадежно-тревожная, дезориентированная. Какой тип привязанности сформируется, зависит от того, каким в отношении с ребенком был взрослый: чуткий и отзывчивый или холодный и непредсказуемый.

Ненадежно-избегающая привязанность формируется в результате того, что ребёнок научается тому, что когда у него возникает потребность, чаще всего родитель не будет присутствовать, чтобы удовлетворить эти потребности, но будет активно отвергать и отворачиваться от ребёнка. Тогда ребёнок научается тому, что нельзя обращаться к родителю для удовлетворения потребностей. В итоге он избегает установления близких связей, пытается быть самодостаточным, заботиться о своих потребностях самостоятельно.

Ненадежно-тревожная привязанность формируется, когда родитель был непоследователен в своих откликах. В таком случае ребёнок становится тревожным в отношении родителя и испытывает сомнения, будут ли его потребности удовлетворены.

Дезориентированная привязанность, скорей, является комбинацией двух, описанных ваше. Это ещё один способ попытаться адаптироваться к обстоятельствам, когда родитель переживается как тот, кто автоматически не приводит к удовлетворению потребностей.

Дезорганизация привязанности может привести к нарушению внимания, гиперактивности, увеличению эмоционального стресса. Если в отношениях привязанности присутствует психологическое, физическое насилие, то оно может привести и к посттравматическому расстройству, а также к диссоциации личности [6].

Отношения безопасной привязанности устанавливаются к возрасту примерно 2 лет и служат фундаментом для ребёнка, в конечном счёте, взрослого, чтобы тот имел опыт чувства безопасности и уверенности в мире: когда бы ни возникали стрессовые обстоятельства и проблемы, всегда будут доступны ресурсы извне, а затем, в конечном счёте, и изнутри, чтобы суметь отозваться на потребность и удовлетворить или решить проблему.

Если отношения безопасной привязанности установлены не были, то личность терпит неудачу в развитии психики и психических навыков или возможности развития не возникает совсем [7]. Это накладывает негативный след на представления личности о себе, о других и о мире, тогда больше вероятность того, что личность будет не открыта новому опыту и общению. Это отражается также на способах получать удовольствие, привычке строить отношения, решать проблемы, организовывать деятельность, которые, скорей, не является продуктивными, как минимум по причине того, что ненадежная привязанность приводит к тревожности и неумению чувствовать себя достаточно хорошо наедине с собой, особенно если ребенка не обучали таким навыкам [8].

Личность с паттерном надежной привязанности в психики наиболее эффективна в своей деятельности. Так как больше вероятность того, что такие личности развиты более гармонично и что у них имеются базовые навыки психики, такие, как уже перечисленные ранее: управление стрессом, эффективная коммуникация, саморегуляция, самоорганизация, добросовестность.

В 2010 году в исследовании Натальи Плешковой было обнаружено, что только 7 % детей, участвовавших в исследовании, имели безопасную привязанность [9]. Это говорит о том, что люди сильно нуждаются в том, чтобы им помогли приобрести надежную привязанность внутри себя, они находятся в поиске того, кто дал бы им полезные навыки психики, стать более эффективными и продуктивными. Это мотивирует ещё больше трудиться над изучением данной проблемы.

Таким образом, необходимо проводить дальнейшие исследования в области теории привязанности, и, возможно, применять методы данного теории в рамках менеджмента личности одновременно с другими теориями и инструментами, дабы личность становилась более эффективная, а ее жизнь более продуктивной, благополучной и счастливой.

Литература:

  1. Психология и педагогика [Текст]: В 3 ч. Ч. 1. Психология личности: Учеб. пособие ∕ Волкова М. Н., Истомина О. А., Павловский В. В., Федотова Ю. Ю., Чернобай А. Д., Шатковский А. Г., Шилова Е. В.; Под общей ред. Истоминой О. А., Павловского В. В. — Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. — 347 с.
  2. Щербаков, А. С. Менеджмент личности в рамках неоклассической парадигмы менеджмента / А. С. Щербаков, С. В. Петров, В. Е. Крылов. — Текст: непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018. — № 6. — С. 221–223.
  3. Лощакова, А. Б. О содержании и соотнощении понятий личная эффективность и самоэффективность в психологической науке / А. Б. Лощакова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-i-sootnoshenii-ponyatiy-lichnaya-effektivnost-i-samoeffektivnost-v-psihologicheskoy-nauke/viewer (дата обращения: 11.06.2020).
  4. Боулби, Джон Привязанность / Джон Боулби. — Москва: Гардарики, 2003. — 477 c. — Текст: непосредственный.
  5. Карл, Х. Б. Терапия нарушений привязанности / Х. Б. Карл. — Москва: Когито-Центр, 2012. — 215 c. — Текст: непосредственный.
  6. Онно, Ван дер. Призраки прошлого / Ван,дер Онно, Р,С Эллерт, Стил Кити. — Москва: Когито-Центр, 2013. — 496 c. — Текст: непосредственный.
  7. Вейко, Тэкхэ Психика и ее лечение / Тэкхэ Вейко. — Москва: Канон+, 2012. — 464 c. — Текст: непосредственный.
  8. Винникотт, Д. В. Игра и реальность / Д. В. Винникотт. — Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 120 c. — Текст: непосредственный.
  9. Плешкова Н. Л., Мухамедрахимов Р. Ж. «Качество привязанности у детей, воспитывающихся в Санкт-Петербурге (Российская Федерация)»: Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of attachment in St Petersburg (Russian Federation): A sample of family-reared infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. — 2010. — Vol. 15. — 3. Pp. 361 – 372.
Основные термины (генерируются автоматически): менеджмент личности, личная эффективность, личность, безопасная привязанность, теория привязанности, конечный счет, надежная привязанность, научная индукция, ненадежная привязанность, эффективная коммуникация.


Задать вопрос