В статье авторы исследуют гендерное обучение на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: гендер, дифференцированный подход,эффективность, мальчики и девочки.
В последнее время в российском обществе получили значительную поддержку идеи раздельного образования, т. е. обучения мальчиков и девочек в разных школах или классах. Идеи раздельного образования не только обсуждаются, но и находят практической воплощение в создании кадетских классов, мужских и женских гимназий и т. д. С 2001–2002 учебного года в Ставропольском крае и Республике Коми начался эксперимент по раздельному обучению в младших классах по системе В. Базарного.
Различия мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности учащихся на начальном этапе обучения. В современном образовании в наиболее благоприятных условиях находятся девочки, а мальчикам не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены возникновению школьной дезадаптации.
Воспитание и обучение в школе во многом зависит от того, как обучающиеся того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное — учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и в воспитании. «Бесполое» обучение и воспитание вызывает у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство, так как при этом искажаются воспитание мальчиков и девочек, адекватность способов их обучения, а в итоге — развитие личности [3, с. 271]. Девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то, как правило, ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань) среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85 %) составляют девушки. Юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно-женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т. п.
Практика работы и многолетние наблюдения за учителями физической культуры показывают, что одним из факторов эффективности в обучении и воспитании, положительно влияющем на здоровье, является дифференцированный подход, основанный на индивидуальных особенностях обучающегося. Занятия с классом на уроке физической культуры с учётом гендерных особенностей вызывают определённые трудности для учителя в организации урока и планировании его содержания. Особенно это касается уроков по спортивным играм и контрольных уроков [8, с. 163]. Опросив учителей физической культуры, можно сделать следующий вывод, что разделение на гендерные классы неэффективно, лучший вариант два учителя на классе [7].
Учебный процесс по физической культуре организовывается с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики — с преподавателем-мужчиной. Группа девочек начинает занятия в одном зале, а мальчики — в другом, в зависимости от целей и задач урока. В процессе урока происходит смена мест занятий.
Учет всех психических и физиологических особенностей обучающихся разного пола. Присутствует соревновательный момент [6]. Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек [5, с. 357]. Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.
В возрасте 7–10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта [1, с. 259]. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации младших школьников, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
В учебном процессе необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств. Целесообразно уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются [2, с. 5]. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, т. е. тех качеств, в основе которых заложены разные физиологические механизмы.
Для занятий с младшими школьниками необходимо подбирать динамические упражнения, статические могут вызвать у младших школьников дефекты осанки, в связи с пластичностью опорно-двигательного аппарата. Важно, особенно в младшем школьном возрасте, включать в игры больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты [4, с. 97]. Например, прыжки на правой ноге и на левой, а перетягивание на левой руке, так и на правой руке. Не следует в начале учебного года давать в большом объеме упражнения с большими и предельными напряжениями. Эмоциональный подъем часто не может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.
Гендерное (раздельное) обучение предполагает, прежде всего, применение здоровьесберегающих технологий. Гендерное обучение позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой — избежать переутомления. По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса — тогда обучающиеся лучше адаптируются к учебному процессу [3, с. 134].
Литература:
- Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — СПб: Питер, 2002. — 320 с.
- Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании / И. Н. Евтушенко // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 9/11. — С.3–6.
- Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с
- Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 543 с.
- Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М.: 1969.
- Фокин Г. Ю. Уроки физкультуры в начальной школе. М.: Школьная пресса, 2003
- Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. — М.: «Академия», 2000. — 480с.