Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.06.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Ильинская, Я. А. Формирование мотивации к УУД у учащихся младших классов на уроках английского языка с помощью эмотивных сказок / Я. А. Ильинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 609-612. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71319/ (дата обращения: 09.07.2020).



Особое место в основе воспитательного и образовательного процесса занимает формирование универсальных учебных действий учащихся за счет мотивационной сферы. Наиболее благоприятным периодом активного формирования сферы мотивов является младший школьный возраст, который, в свою очередь, характеризуется как исходная точка систематического обучения. Изучив теоретический материал по данной теме, мы определили основные особенности формирования мотивов изучения английского языка, также была выявлена и проанализирована специфика становления универсальных учебных действий. В статье мы рассматриваем использование эмотивных волшебные английских сказок, как один из факторов формирования мотивов изучения английского языка в школе, механизмом удержания познавательного интереса учащихся и средством дальнейшего повышения мотивации детей к освоению УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, мотивация, мотивы обучения, младший школьный возраст, эмотивные сказки.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает становление и развитие личности, так как они являются главной основой воспитательного и образовательного процесса. Возможность успешного самостоятельного постижения новых умений, знаний и компетентностей происходит за счет овладения школьником универсальными учебными действиями — усвоении умения учиться [1, с.47].

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» произошло из-за изменения концепции образования: целью стало развитие личности учащегося, в то время как овладение умениями, знаниями и навыками отошло на задний план. ФГОС общего образования понимает УУД как «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса», «…умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [4]. Исходя из этого, можно сказать, что в понятии «универсальные учебные действия» заложен комплекс способностей к саморазвитию, совершенствованию полученных знаний, при активном и сознательном получении социального опыта. УУД — это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностных, смысловых и операционных характеристик. При изучении УУД следует обратиться к мотивам обучения, которые в свою очередь запускают процесс познания.

Мотивация является одной из главных фундаментальных проблем зарубежной и отечественной психологии и педагогики. Являясь сложным многоуровневым регулятором человеческой жизнедеятельности, мотивационная система человека имеет сложное строение. Мотивация включает в себя: область идеального, автоматически осуществляемые установки и актуальные стремления человека.

Мотивация, являясь многоуровневой системой побудителей, включает в себя потребности, интересы, стремления, идеалы, установки, мотивы и эмоции. Любая деятельность человека является полимотивированной, что означает, что все мотивы проявляют себя вне зависимости друг от друга, более того, они взаимодействуют и даже могут выступать в отрицательной форме. Определить преломление в сознании ученика и проблем, связанных с ним, а также определить побуждения и стремления во время деятельности учения — одна из важнейших задач педагогики. Учение подразумевает под собой систематический процесс усвоения человеком конкретного количества знаний и умений, а не просто процесс овладения частным или общим навыком. Согласно И. П. Подласому, результат обучения обусловлен интересом, мотивами обучения и пониманием цели обучения [9, с. 373]. По мнению А. К. Марковой: «мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [7, с. 48].

Проанализировав процесс обучения, можно выделить следующие функции учебных мотивов:

− побуждающую функцию, отражающую направленность энергии мотива на конкретный объект. Здесь происходит выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению определенных познавательных целей. Побуждающая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

− регулирующая функция, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося, либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация регулирующей функции всегда тесно связана с иерархией мотивов.

Л. И. Божович обращает внимание на то, что иерархия мотивов побуждает учебную деятельность школьников, в которой доминируют либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общества [2, 3].

Важно отметить, что изучение развития учебной мотивации у младших школьников заключается в определении отношения к учению и учебным предметам, ведущих мотивов и потребностей в структуре мотивации. Младший школьный возраст является началом целенаправленного воспитания и обучения, учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и играет главную роль в формировании и становлении, а в последующем развитии всех психических свойств и качеств ребенка [6, с. 215].

Этот возраст обладает большими резервами для формирования мотивационной сферы учения. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст является своего рода «базисом» для становления учебной мотивации, от которого во многом зависит развитие мотивации в течение всего школьного возраста [10, c. 169].

Проблема формирования и поддержания учебной мотивации напрямую связана с проблемой интереса к обучению и проблемой потребности в познании. Познавательный интерес играет большую роль в развитии личности учащегося вследствие того, что познавательная деятельность в данной предметной области активизирует психические процессы личности под влиянием интереса к ней, и приносит личности глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Все это говорит том, что познавательный интерес является важным мотивом активности личности и ее познавательной деятельности.

К. Д. Ушинский понимает заинтересованность как основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться и стремиться к самосовершенствованию.

Чрезвычайно значимые для познавательного интереса компоненты, которые вызывают чувство удивления, становятся, как известно, началом всякого познания, и мы полагаем, что их можно найти в эмотивных сказках. Занимательность эмотивных сказок как учебного материала связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на персонажа и на школьника. В психолого-педагогическом словаре использование эмотивных сказок в обучении заключается во включении в обучение различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного иллюстрационного и иллюстративного материала.

Способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией процесса обучения могут восприниматься учащимися как необычное, удивительное, неожиданное, комическое, вызывают интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Изучив литературу по проблеме развития учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка, мы выяснили, что младший школьный возраст является основным периодом для её формирования, так как дети в этом возрасте обладают высоким стремлением и уверенностью в собственных силах по отношению к любой деятельности.

Для того чтобы учебная деятельность на уроках английского языка в младшем школьном возрасте носила положительный характер, необходимо формировать и поддерживать учебную мотивацию у учащихся. Ведь именно она является важным условием успешного обучения школьников, а также процессом, запускающим, направляющим и поддерживающим усилия, которые нацелены на выполнение деятельности учения. В этот период главной задачей педагогов является поддерживать стремление и желание учиться у младших школьников.

В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих. В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается целой группой мотивов: мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребёнка со сверстниками [9, с. 236].

Для развития учебной мотивации на уроках английского языка необходимо повышать интерес и внимание к учебному материалу у младших школьников. Использование эмотивных волшебных сказок, возбуждающих интерес и внимание учащихся на уроке представляют собой занимательный материал. Использование сказок в психолого-педагогической литературе на разных этапах урока может способствовать развитию познавательных мотивов учебной мотивации у младших школьников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при создании благоприятных условий, при использовании оптимальных методов, приёмов и средств, развитие учебной мотивации у младших школьников на уроках английского языка будет эффективным, за счет чего произойдет формирование универсальных учебных действий.

Литература:

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 349 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография/ Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. 400 с.

4. Государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] // Российское образование федеральный портал URL: http://www.edu.ru/documents/ (дата обращения: 20.09.2019).

5. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учебное пособие/ И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. 160 с.

6. МакКеланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2007. 665 с.

7. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников/ А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. № 5. 47- 59 с.

8. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу. 3-е изд.СПб.: Питер, 2006. — 352 с.

9. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов:Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999. 576 с.

10. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. Издание 2-е, стереотипное. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьный возраст, английский язык, учебный материал, мотив, школьник, действие, мотив обучения, познавательная деятельность, образовательный процесс.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Мотивация учебной деятельности школьника

Ахмедова, А. М. Мотивация учебной деятельности школьника / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова.

В разные времена человеческой жизни ученые интересовались, что движет человеком при выполнении каких-либо действий, что побуждает к этому действию.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Повышение мотивации на уроках английского языка...

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем современной...

Психолого-педагогические условия формирования мотивации...

Проблема формирования учебных мотивов в школьном возрасте широко рассмотрена в

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности.

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

В старшем школьном возрасте познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности учебного предмета. Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с...

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

В данной статье раскрывается суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация» в трудах отечественных психологов. Показана взаимосвязь учебной деятельности и необходимости формирования учебной мотивации у младших школьников...

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в...

Мотивация учебной деятельности школьника

Ахмедова, А. М. Мотивация учебной деятельности школьника / А. М. Ахмедова, Ф. А. Махмудова.

В разные времена человеческой жизни ученые интересовались, что движет человеком при выполнении каких-либо действий, что побуждает к этому действию.

Формирование мотивации и познавательной активности...

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей.

Формирование учебной мотивации младших школьников...

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного̇ обучения̇. Одной̇ из̇ задач̇, которые должны решаться в начальной школе, является создание̇ условий̇ для̇ формирования̇ положительной̇ учебной̇ мотивации̇ и̇ дальнейшего̇ её развития у младших...

Повышение мотивации на уроках английского языка...

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Проблема мотивации учебной деятельности относится к числу базовых проблем современной...

Психолого-педагогические условия формирования мотивации...

Проблема формирования учебных мотивов в школьном возрасте широко рассмотрена в

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности.

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность...

Мотивация в обучении английскому языку | Статья в журнале...

Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация имеет особую значимость для всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

В старшем школьном возрасте познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности учебного предмета. Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с...

Задать вопрос