Некоммерческие организации в обществе: анализ основных проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 774 раза

Библиографическое описание:

Егорова, Е. В. Некоммерческие организации в обществе: анализ основных проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями / Е. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71240/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена некоммерческим организациям, а именно анализу основных проблем взаимодействия государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями.

В статье рассматриваются: понятие и формы некоммерческих организаций; анализ проблем взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти; определение понятия «третьего сектор» и предпосылки его развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: некоммерческие организации, общественные организации, третий сектор, гражданское общество.

The article is devoted to non-profit organizations, namely, the analysis of the main problems of interaction of state and local government with non-profit organizations.

The article discusses: the concept and forms of non-profit organizations, analysis of problems of interaction of non-profit organizations with government authorities, definition of the concept of the «third sector» and prerequisites for its development in the Russian Federation.

Keywords: non-profit organizations, public organizations, third sector, civil society.

В современном гражданском обществе РФ взаимодействие общественных объединений и государственных органов связано прежде всего с тем, чтобы найти пути решения и достижения политического и гражданского согласия в отношениях между государством и обществом. Основная цель данных взаимоотношений — это формирование более эффективного механизма. В решении основных задач формирования и функционирования гражданского общества основную роль играют негосударственные некоммерческие организации, которые образуют «третий сектор». Почему же негосударственные некоммерческие организации следует отнести к «третьему сектору»? В странах, где существует частная собственность, существует рыночная экономика, юридические лица подразделяются на три сектора. Первый сектор — объединяет государственные и муниципальные организации. Имущество в данном случае находится в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор — это частные коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли, как основную цель своей деятельности. Имущество таких организаций не находится в государственной или муниципальной собственности. Третий сектор — это частные некоммерческие организации. Первый и самый основной отличительный признак организаций «третьего сектора» является то, что они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют ее среди своих участников. Второй отличительный признак организаций «третьего сектора» — имущество данных организаций не находится в государственной или муниципальной собственности. Все эти три сектора можно назвать, как Государственные, Коммерческие и Некоммерческие. Российское законодательство, в свою очередь, делит юридические лица в основном на коммерческие и некоммерческие организации. Но среди данных коммерческих и некоммерческих организаций могут быть и государственные, муниципальные, частные организации. Некоммерческие организации могут функционировать в разных организационно — правовых формах. Это может быть потребительский кооператив, общественная или религиозная организация, фонд, учреждение, автономная некоммерческая организация и другие. Данные учреждения могут быть государственными, муниципальными, частными. Государственные и муниципальные учреждения относятся к «Первому сектору». А те учреждения, имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности, а принадлежит гражданам или юридическим лицам, относятся к «Третьему сектору».

Некоммерческие организации совместно с государством и бизнесом составляют основу и систему рыночных отношений. Развитие рыночных отношений и их функционирование невозможно без участия некоммерческих организаций.

Последние работы в направлении изучения общественных объединений как формы гражданского участия принадлежат Ю. П. Дубровченко, В. А. Зеленеву, И. М. Искакову, М. П. Ненашеву, Н. А. Рудыка, К. С. Сердобинцеву, А. Г. Троегубову, А. В. Шулепову. Рассмотрению институтов гражданского общества в контексте социальной трансформации российского общества посвящены труды В. И. Жукова, Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, М. В. Ромма.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. По состоянию на 2020 год органами юстиции Российской Федерации зарегистрировано более 220 тысяч некоммерческих организаций. Сейчас происходит хотя и незначительное, но развитие социально-экономических отношений между государственной властью и некоммерческими организациями. Формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяет ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Следует отметить, что при увеличивающемся количестве некоммерческих организаций, расширении волонтерского движения гражданское общество недостаточно информировано об их деятельности, поэтому доверие к ним остается очень низким. Существует несколько форм некоммерческих организаций:

  1. «Общественные и религиозные объединения». Объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Объединения справе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
  2. «Фонды». Это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели и задачи. Фонды используют имущество для целей, определенных своим уставом. Фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых данный фонд был создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
  3. «Государственная корпорация». Государственная корпорация — это некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных функций. Государственная корпорация создается на основании ФЗ. Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, который предусматривает создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она была создана.
  4. «Некоммерческие партнерства». Некоммерческое партнерство — это некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных ФЗ.
  5. «Учреждения». Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций и финансируемая полностью или частично самим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
  6. «Автономная некоммерческая организация». Автономной некоммерческой организацией считается организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и иных услуг. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых была создана. Таким образом, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, а также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей гражданского общества, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение определенных общественных благ.

В таких условиях одним из основных направлений взаимодействия государства и некоммерческого организаций становится государственная поддержка. Она может оказываться и на федеральном уровне, и в субъектах РФ. Поддержка деятельности некоммерческих организаций возможна и муниципальными образованиями. Одним из последних изменений в области государственной поддержки некоммерческим организациям является формирование института некоммерческих организаций, оказывающих общественно полезные услуги. Данные поправки в Закон о некоммерческих организациях были внесены в 2016 году. В данном Законе были выделены некоммерческие организации, которые оказывают общественно полезные услуги и которые на протяжении одного года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества, не являются некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, и не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством РФ обязательным платежам. Каких- то специальных мер государственной поддержки некоммерческим организациям, которые оказывают общественно полезные услуги, законодательством не предусмотрены. Да, данные некоммерческие организации имеют право на приоритетное получение мер государственной поддержки (но корреспондирующая ей обязанность органов государственной власти учитывать данное приоритетное право в Законе о некоммерческих организациях не предусмотрена. Решение данных вопросов переносится на уровень конкретных нормативных правовых актов, которые определяют предоставление мер государственной поддержки.

На сегодняшний день в современной России полностью отсутствует модель взаимодействия некоммерческих организаций с государственной властью на любом уровне. В данном случае необходимо разработать федеральный закон, который будет регламентировать формирование при органах власти соответствующих «переговорных площадок». Расширение сети «переговорных площадок» позволит некоммерческим организациям приступить к формированию системы экспертного участия в выработке именно управленческих решений, а не выступать в роли просителей перед органами государственной власти, как это происходит сейчас. В качестве данной модели можно рассмотреть систему взаимодействия некоммерческих организаций при губернаторах, Законодательном собрании, мэрии, региональных представительствах различных федеральных структур.

В такой ситуации конкуренция будет уже не у некоммерческих организаций, а у структуры власти.

Совершенно очевидно, что некоммерческие организации все больше влияют на жизнедеятельность общества, которые вносят ощутимый вклад в экономику страны. Некоммерческие организации замещают ряд направлений деятельности государственных структур, не реализуемых до сегодняшнего времени по разным причинам. Некоммерческие организации, являясь сообществами, отличаются более высоким качеством предоставляемых услуг, в связи с высокой осознанности своих действий и социальной ответственности. Основные недостатки во взаимоотношениях между государственной властью и некоммерческими организациями –это несовершенство законодательной базы, недоверие, недостаточное финансирование, несовершенство надзора за их деятельностью.

Литература:

  1. ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменением от 23.12.2003 г.
  2. ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изменением от 08.12.2003 г.
  3. «Власть» № 1/2006 С.26 Брянцев И. И. «НКО и Власть: проблемы взаимодействия».
  4. «Власть» № 7/2005 С.86 «Государство-Бизнес-НКО»
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, государственная корпорация, государственная поддержка, гражданское общество, некоммерческая организация, предпринимательская деятельность, муниципальная собственность, сектор, автономная некоммерческая организация, извлечение прибыли.


Похожие статьи

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Некоммерческая организация как модель экосистемы

В статье рассматривается некоммерческий сектор в понятии экосистема. Отражается основные виды деятельности и виды проектов некоммерческих организаций, рассматриваются показатели, характеризующие инновационное развитие организаций. Приводятся методы о...

Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования

В статье исследуется специфика психологических особенностей управленцев (мужчин и женщин) в рамках управления образовательной организацией. Обоснована актуальность проблемы, выявлены общие направления изучения психологических характеристик, проанализ...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации

Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют историю развития законодательного процесса, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество, и предлагают пути его усовершенствова...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Статья посвящена рассмотрению роли некоммерческих организаций в спортивном менеджменте. Спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Руководители спортивных организаций не имеют достаточно опыта в эффективном...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Похожие статьи

Предпринимательская деятельность в международных организациях: правовое регулирование

В статье рассматриваются критерии разделения организаций на коммерческие и некоммерческие, а также различные аспекты предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Ставится вопрос разграничения общественно полезной и предпринимательской...

К чему приведет упразднение местной власти

Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, опис...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Некоммерческая организация как модель экосистемы

В статье рассматривается некоммерческий сектор в понятии экосистема. Отражается основные виды деятельности и виды проектов некоммерческих организаций, рассматриваются показатели, характеризующие инновационное развитие организаций. Приводятся методы о...

Психологические особенности мужчин и женщин в контексте управленческой деятельности в системе образования

В статье исследуется специфика психологических особенностей управленцев (мужчин и женщин) в рамках управления образовательной организацией. Обоснована актуальность проблемы, выявлены общие направления изучения психологических характеристик, проанализ...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации

Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют историю развития законодательного процесса, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество, и предлагают пути его усовершенствова...

Роль некоммерческих организаций в спортивном менеджменте

Статья посвящена рассмотрению роли некоммерческих организаций в спортивном менеджменте. Спортивный менеджмент является сравнительно молодым направлением менеджмента в России. Руководители спортивных организаций не имеют достаточно опыта в эффективном...

Анализ концепций образования и развития организационной культуры в коллективе

В статье проанализированы теории возникновения организационной культуры в педагогическом и ученическом коллективе. Рассмотрены теории формирования коллектива и содержание понятия «организационная культура».

Задать вопрос