В статье рассматривается инновационный образовательный конструктор нового поколения «Фанкластик». Раскрываются его возможности в развитии инженерного мышления и технических компетенций. Дается анализ личного педагогического опыта применения конструктора «Фанкластик» в дополнительном образовании.
Ключевые слова: дополнительное образование, техническое мышление, конструктор, виртуальное конструирование.
The article describes an innovative educational designer of the new generation «Finklestein». Its capabilities in developing engineering thinking and technical competencies are revealed. The analysis of the personal teaching experience of application design «Finklestein» in additional education.
Keywords: additional education, technical thinking, constructor, virtual construction.
В настоящее время конструирование прочно входит в образовательную практику российского образования, а по данным правительства РФ сфера инженерии и технологии — сфера наибольшего дефицита российского общества и требует соответствующей подготовки обучающихся. Для формирования инженерного мышления подрастающего поколения существует уже достаточное количество образовательных технологий и приёмов. Возможности образовательного конструктора нового поколения «Фанкластик» не только расширяют содержательную составляющую процесса развития инженерного мышления, но и позволяют начать обучение конструированию на принципиально новом уровне с более раннего возраста — с 6–7 лет.
Российский инновационный трехмерный образовательный конструктор российского производства под брендом «Фанкластик» является одной из новинок за последние годы в сфере конструирования и моделирования (см. рисунок 1). Данный конструктор был создан с учётом недостатков конструктора «Lego» и других блочных конструкторов.
Рис. 1. Конструктор «Фанкластик»
«Конструктор «Фанкластик» полифункционален: он может применяться не только в развлекательных (домашних условиях), но и в образовательных целях. Детали имеют крепления со всех сторон, что позволяет ребенку фантазировать и надстраивать модели во всех плоскостях. Детали конструктора можно соединять тремя способами, а сами соединения можно чередовать в любой последовательности, создавая модели любой сложности. Невысокая детализация элементов конструктора предоставляет ребёнку большой простор для самовыражения и раскрывает его творческие способности» [2, с.235].
Уникальные свойства образовательного конструктора нового поколения «Фанкластик»:
– только детали конструктора «Фанкластик» крепятся разными свойствами;
– только модели из конструктора «Фанкластик» можно достроить со всех сторон: справа, слева, сверху, снизу;
– благодаря прочным соединениям деталей, только модели из конструктора «Фанкластик» можно переносить и использовать в игре, защите проектов и т. п., не боясь сломать;
– только из деталей конструктора «Фанкластик» можно построить крупногабаритные модели быстрее, чем из любого другого конструктора.
Для педагогов дополнительного образования очень важным моментом в использовании данного конструктора является тот факт, что помимо базовых умений (настраиваться и погружаться в работу, эффективно участвовать в процессе обсуждения) у обучающихся формируются специальные умения: находить нестандартные решения творческих задач, которые помогают каждой работе стать индивидуальной и неповторимой.
Конструктор «Фанкластик» формирует у обучающихся:
– линейное образное мышление— при пошаговой сборке модели;
– техническое мышление— при сборке модели по образцу;
– структурное образное мышление— при сборке модели по фото;
– инженерное мышление— при сборке модели по своей схеме.
Важным отличием рассматриваемого конструктора является возможность использования педагогами в своей деятельности не только практических занятий с обучающимися по сборке моделей, но и с помощью специальной программы компьютерного моделирования из деталей конструктора «Фанкластик», разработанной специалистами данного конструктора, проводить в рамках своих курсов еще и занятия по 3D моделированию в «Fanclastic 3D Designer» (см. рисунок 2).
Рис. 3. 3D-моделирование в «Fanclastic 3D Designer»
С помощью программы компьютерного моделирования «Fanclastic 3D Designer» можно:
– создавать виртуальные модели и инструкции по сборке из веб-конструктора «Фанкластик» на экране планшета или компьютера;
– собирать модели по готовым инструкциям;
– анимировать модели;
– участвовать в виртуальных конкурсах.
Основную часть курса составляют практические занятия, которые можно проводить как индивидуально, так и в малых группах.
Практические занятия способствуют углублению теоретических знаний обучающихся, подкрепляют их практикой, развивают способности классифицировать; формируют умение самостоятельного обучения; развивают умение использовать справочную литературу, работать с книгами, читать схемы и чертежи; способствуют овладению обучающимися умениями и способностями выполнять графические задания, расчеты и другие виды заданий.
Таким образом, конструктор «Фанкластик» на современном этапе развития образования является уникальным средством развития технических компетенций обучающихся в условиях дополнительного образования, так как позволяет физические модели переводить в виртуальные, а виртуальные использовать как образцы для конструирования физических, на примере конструирования физических моделей постигать азы моделирования и разработки проектов, а на примере виртуальных — знакомиться с основами программирования и управления проектами в опосредованной среде и т. д. Через работу с конструктором дети обогащают свой опыт в таких областях как геометрия, физика, конструирование, инженерное мышление. Кроме того, создание физических и виртуальных моделей способствует развитию креативности, умения концентрироваться, компетенции решать проблемы, работать в команде и развивать собственные проекты — именно тех навыков, которыми должен владеть конкурентоспособный выпускник школы и будущий специалист ведущих областей экономики и новых технологий.
Литература:
- Никитин Е. С. Учебный курс «Технология игрового конструирования», 2019. — С. 1–37
- Романов А. В. Использование возможностей трехмерного конструктора «Фанкластик» в работе педагогов дополнительного образования // Сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества «Моделирование и конструирование в образовательной среде». — М.: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс», 2019. — С.234–239
- Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии «Инженерное мышление» // Сборник статей международной научно-практической конференции, апрель 2016, Екатеринбург, Россия. — 2016. — С. 3–9.
- FANCLASTIC 3D DESIGNER [Электронный ресурс]: программа по установке. — Режим доступа: https://fanclastic.ru/3d-designer.html