Правовой статус государственных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 08.06.2020

Статья просмотрена: 968 раз

Библиографическое описание:

Созонова, О. А. Правовой статус государственных учреждений / О. А. Созонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71206/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор освещает особенности правового статуса государственных учреждений на сегодняшний день, показывает динамику их изменений, а также меры реализации, принимаемые для повышения эффективности данных учреждений.

Ключевые слова: правовой статус, государственные учреждения, динамика изменений.

Начиная с 2010 года в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ правительством был обозначен ряд изменений, касающихся правового статуса государственных (муниципальных) учреждений [1]. Данные изменения были необходимы в связи с низкой эффективностью работы государственных учреждений, статус которых оставался неизменным еще со времен советской власти, и, как следствие, деятельность данных учреждений представлялась неконкурентоспособной в условиях рыночной экономики. Поясняя меры реализации данного акта, к примеру, Министерство финансов Красноярского края пишет о том, что: «реформа бюджетной сети, прежде всего, направлена на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений, финансирование конкретного объема государственной (муниципальной) услуги, а не громоздкой сети учреждений» [2]. Так, в своих статьях Матвеев Ю. В. [3], Хайруллина И. С. [4] и другие авторы говорят о широкомасштабных мерах переходного периода 2011 года и проводят сравнительный анализ автономных, существенно изменивших правовой статус бюджетных и вновь образованных казенных учреждений. В число таких изменений входят определение бюджетного учреждения, аспекты, касающиеся финансового обеспечения, права учреждения распоряжаться своим имуществом, объема ответственности учреждения и его собственников, реализации крупных сделок, публикации сведений о деятельности, возможности участия в других юридических лицах в качестве учредителя. Изменения коснулись 18 нормативных актов, в числе которых были Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ [5] и другие. Говоря более подробно о порядке смены типа бюджетного учреждения на казенное, представляется целесообразным сделать отсылку к Федеральному закону «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ [6].

На рисунке 1 представлены сведения Министерства финансов РФ от 01.05.2011 о количестве государственных (муниципальных) учреждений в разрезе типов [7], созданных по итогам реализации реформы.

Рис. 1 Сведения о количестве государственных (муниципальных) учреждений

1 июля 2012 года завершился переходный период, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон № 83-ФЗ), согласно докладу Минфина России в Правительство Российской Федерации от 31.08.2012 «О результатах проведения мониторинга реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с предложениями по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере» [8]. По итогам этого доклада было принято «постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 450 [9], которым установлен порядок осуществления государственными академиями наук полномочий учредителя подведомственных государственных бюджетных и автономных учреждений постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие уставы подведомственных Правительству Российской Федерации учреждений, содержащие положения о том, кто в отношении данных учреждений должен выполнять мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми во исполнение положений Федерального закона № 83-ФЗ». Также в докладе рассматривается вопрос делегирования функций и полномочий учредителя, вопрос о главных распорядителях бюджетных средств — наиболее значимых учреждениях науки, образования, культуры и здравоохранения, вопросы о статусе органов местного самоуправления, как казенных учреждений, формировании единого регистра государственных и муниципальных услуг (работ), порядке определения платы за оказание казенными учреждениями платных услуг (работ), корректировке размера субсидии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания, вопросы предоставления (получения) кредитов (займов) бюджетными учреждениями, вопросы открытости и достоверности сведений об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет и, наконец, иные вопросы совершенствования нормативной правовой базы на основе обобщения практики реализации Федерального закона № 83-ФЗ.

По словам Грушиной А. А., переход к инновационной модели развития Российской Федерации, согласно Стратегии развития РФ до 2020 года [10], должен был «стать основой функционирования не только госуправления, но и всей бюджетной системы» [11]. После 2012 года основными направлениями совершенствования системы государственных учреждений должны были стать разработка и внедрение отраслевых принципов предоставления государственных услуг различными государственными учреждениями. Однако, согласно статье РБК [12], далеко не все задуманные меры принесли успешные результаты. В этой связи Стратегия развития РФ была продлена Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13].

Подводя итог, можно сказать, что реформа о правовом статусе государственных учреждений, нацеленная на развитие качества государственного аппарата и страны в целом была осуществлена, однако, те результаты, которые были достигнуты представляют лишь первые шаги к полноценному переходу государственного аппарата в реалии рыночной экономики.

Литература:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 N 83-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193// (дата обращения 02.06.2020).

2. Определение правового статуса учреждений. Реализация Федерального закона № 83-ФЗ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов Красноярского края. URL: http://minfin.krskstate.ru/reforming/83fz (дата обращения 02.06.2020).

3. Матвеев В. Ю. Изменение правового статуса учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 // Управление образованием: теория и практика. 2011. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-pravovogo-statusa-uchrezhdeniy-v-svyazi-s-prinyatiem-federalnogo-zakona-ot-8-maya-2010-goda-83 (дата обращения: 02.06.2020).

4. Хайруллина И. С. Правовой статус учреждений меняется: больше свободы, больше ответственности // Менеджер здравоохранения. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-uchrezhdeniy-menyaetsya-bolshe-svobody-bolshe-otvetstvennosti (дата обращения: 02.06.2020).

5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/6153bb9e14d998bcd76afc4b4b298aca81d1c896/ (дата обращения 02.06.2020).

6. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 N 174-ФЗ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/ (дата обращения 02.06.2020).

7. Результаты мониторинга реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ в субъектах Российской Федерации. Сеть государственных учреждений субъектов (муниципалитетов) Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/methodology/archive/analytics/ressub/ressubnet/ (дата обращения 02.06.2020).

8. Доклад Минфина России в Правительство Российской Федерации от 31.08.2012 «О результатах проведения мониторинга реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с предложениями по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы в данной сфере» [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/methodology/archive/analytics/ (дата обращения 02.06.2020).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 450 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129553/ (дата обращения 02.06.2020).

10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL:

11. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=308069#001550105379999156 (дата обращения 02.06.2020).

12. Грушина А. А. К вопросу о правовом статусе государственных автономных учреждений // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-statuse-gosudarstvennyh-avtonomnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 02.06.2020).

13. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны [Электронный ресурс]: Официальный сайт «Ежедневной деловой газеты РБК» URL: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68 (дата обращения: 02.06.2020).

14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 02.06.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, правовой статус, учреждение, внесение изменений, правовое положение, бюджетное учреждение, государственный аппарат, мера реализации, рыночная экономика, Стратегия развития РФ.


Ключевые слова

правовой статус, государственные учреждения, динамика изменений

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

В связи с усложнением общественных отношений в сфере товарно-рыночной экономики промышленно развитых стран мира, включая Российскую Федерацию, происходят значительные изменения в структуре законодательства, регулирующего данные отношения.

Государственное регулирование рыночной экономики и право

Наиболее актуальной проблемой рыночной экономики является ограниченность

Рыночная экономика является непостоянной и иногда непредсказуемой и поэтому очень важно

В реалиях настоящего времени можно заявить, что в РФ отсутствует надлежащая правовая...

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Нарышкин, Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ / Д

В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ.

Рыночные отношения предполагают наличие широкой свободы в распоряжении частным...

Федеральное законодательство, регулирующее деятельность...

предпринимательская деятельность, ГК РФ, правовое регулирование, рыночная экономика, отношение, Конституция РФ, Россия, РФ, Российская Федерация, действующее законодательство. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

Правовое регулирование банков России в современных условиях

Изменения в Стратегии развития банковского сектора Российской федерации поставили перед банком России новые задачи, которые требуют качественных изменений в деятельности банков [10]. Антироссийские санкции и их воздействие на банковскую деятельность...

Понятие и правовой статус образовательных учреждений

Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства...

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве. предпринимательская деятельность, ГК РФ, правовое регулирование, рыночная экономика, отношение, Конституция РФ, Россия, РФ, Российская Федерация, действующее законодательство.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям

Так, Министерство экономического развития Российской Федерации отмечает, что данные положения, «основанные на участии...

Правовое положение акционеров | Статья в сборнике...

Правовое положение акционеров в общем виде отражено в статьях 65.2 и 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акционеры акционерного общества имеют следующие полномочия: − участвовать в управлении делами акционерного общества

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов...

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

В связи с усложнением общественных отношений в сфере товарно-рыночной экономики промышленно развитых стран мира, включая Российскую Федерацию, происходят значительные изменения в структуре законодательства, регулирующего данные отношения.

Государственное регулирование рыночной экономики и право

Наиболее актуальной проблемой рыночной экономики является ограниченность

Рыночная экономика является непостоянной и иногда непредсказуемой и поэтому очень важно

В реалиях настоящего времени можно заявить, что в РФ отсутствует надлежащая правовая...

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Нарышкин, Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ / Д

В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ.

Рыночные отношения предполагают наличие широкой свободы в распоряжении частным...

Федеральное законодательство, регулирующее деятельность...

предпринимательская деятельность, ГК РФ, правовое регулирование, рыночная экономика, отношение, Конституция РФ, Россия, РФ, Российская Федерация, действующее законодательство. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской...

Правовое регулирование банков России в современных условиях

Изменения в Стратегии развития банковского сектора Российской федерации поставили перед банком России новые задачи, которые требуют качественных изменений в деятельности банков [10]. Антироссийские санкции и их воздействие на банковскую деятельность...

Понятие и правовой статус образовательных учреждений

Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства...

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве. предпринимательская деятельность, ГК РФ, правовое регулирование, рыночная экономика, отношение, Конституция РФ, Россия, РФ, Российская Федерация, действующее законодательство.

Особенности правового положения государства-акционера

Позиция Российской Федерации как акционера отражается в директивах, выдаваемых Росимуществом наряду с доверенностями представителям

Так, Министерство экономического развития Российской Федерации отмечает, что данные положения, «основанные на участии...

Правовое положение акционеров | Статья в сборнике...

Правовое положение акционеров в общем виде отражено в статьях 65.2 и 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми акционеры акционерного общества имеют следующие полномочия: − участвовать в управлении делами акционерного общества

Государственное регулирование регионального развития...

Как правило, под государственным регулированием понимают комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов...

Задать вопрос