В настоящее время все больше компаний по всему миру пытаются найти эффективный источник финансирования для того, чтобы стать более конкурентоспособными и прибыльными в разных странах и регионах. На современном рынке существует множество форм финансирования фирм: корпоративное кредитование, венчурный капитал, выкуп с привлечением заемных средств, секьюритизация, тогда как многие компании предпочитают использовать один из наиболее финансово — эффективных форм финансирования — лизинг. В данной статье рассмотрена история возникновения лизинга, а также механизм лизинга в зарубежных странах (таких как Соединенные Штаты Америки, Китай, Япония и др.), его особенности, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: лизинг, развитие лизинга, лизинговые услуги, лизинговые операции, зарубежный лизинг.
Currently, more and more companies around the world are trying to find an effective source of funding in order to become more competitive and profitable in different countries and regions. In today's market, there are many forms of financing firms: corporate lending, venture capital, leveraged buyouts, securitization, while many companies prefer to use one of the most financially effective forms of financing — leasing. This article discusses the history of leasing, as well as the mechanism of leasing in foreign countries (such as the United States of America, China, Japan, etc.), its features, advantages and disadvantages.
Keywords: leasing, development of leasing, leasing services, leasing operation, foreign leasing.
По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались в древнем Шумере и датировались государством примерно 2000 годом до нашей эры. Так, глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, Земли, водных источников, скота и других животных.
Историки также утверждали, что Аристотель ссылался на идею аренды трактата «богатство находится в пользовании, а не в собственности”, написанного около 350 г. до н. э., английский автор Т. Кларк утверждает, что аренда была известна задолго до того, как Аристотель жил: он находит несколько положений об аренде в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н. э. Римская Империя также не осталась в стороне от проблем аренды — они нашли свое отражение в институтах Юстиниана.
Введение в экономический лексикон термина «лизинг” (lease — брать и передавать имущество во временное пользование) связано с деятельностью телефонной компании Bell, руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефоны, а сдавать их в аренду.
Древняя Греция была первой страной, разработавшей договоры аренды рудников (предприятий по добыче полезных ископаемых, в основном руд, подземным или открытым способом). Рудники различных размеров в Афинах принадлежали государству и сдавались в аренду через единый орган горнодобывающим компаниям на срок от 3 до 7 лет. Древняя Греция также была пионером концепции лизинга.
В данной статье мы рассмотрим, как развивался лизинг в разных странах раньше и насколько применим сейчас.
Великобритания
Одним из первых законов, упоминающих лизинг в Великобритании, был Статут Уэльса, написанный в 1284 году. Статут использовал существующее земельное законодательство в качестве правовой основы для сдачи в аренду недвижимого имущества, такого как сельскохозяйственная техника. С появлением железных дорог в середине XIX века мелкие предприятия вкладывали свои капиталы в угольные вагоны и, в свою очередь, сдавали их в аренду горнодобывающим компаниям. Договоры лизинга часто давали лизингополучателю право приобрести оборудование по истечении срока его действия.
Лизинг в Великобритании можно разделить на:
- Финансовый лизинг;
- Оперативный лизинг;
- Соглашение по аренде товаров с опционом покупки
Для лизинговых компаний в Великобритании обязательны для уплаты такие налоги как:
- Корпорационный налог
- Налог на капитал (как правило 1 %, от вырученной суммы от выпуска акций)
- Налог на добавочную стоимость (15 %)
- Местные налоги (в основном на недвижимость)
Если говорить о лизинге в более современном виде, одним из первых примеров можно привести компанию «Mercantile Leasing Company», которая была создана 8 июня 1960 года
Стимулом для развития лизинга в Великобритании стало введение налоговых льгот. В 70 — е и начале 80 — х годов компании имели право вычитать инвестиции из налогооблагаемой прибыли в том году, в котором они были сделаны, однако только в конце отчетного года. Данная льгота стимулировала развитие лизинга, но не была безвозмездной, так как возвращались обратно через налоги на лизинговые платежи в виде корпорационного налога, ставка которого тогда составляла 52 %.
Лизинг в Великобритании во второй половине девяностых годов стал очень популярен и пользовался спросом. В 1996–2000 годах ежегодно заключались договоры на сумму от 21,8 до 23,1 миллиарда фунтов.
Лизинговые продукты являются важнейшим системообразующим фактором макроэкономической политики страны, хотя их доля в общем объеме инвестиций в 1995–2000 гг. снизилась с 36 % до 25,2 %. Однако среди наиболее экономически развитых стран мира Великобритания занимает второе место по этому показателю после США.
В наше время в Великобритании сформирована «Ассоциация финансов и лизинга» — это ведущая торговая ассоциация для секторов потребительского кредитования, автофинансирования и финансирования активов Великобритании и крупнейшая организация такого типа в Европе. По данным на 2000 г. В составе ассоциации была 71 организация, которые держали 93 % стоимости всех лизинговых операций в стране.
Соединенные Штаты Америки
Пол Гетти — один из первых долларовых миллиардеров, сказал: «Покупайте то, что дорожает, арендуйте то, что обесценивается». Сегодня более 30 % всего оборудования, приобретенного в США, приобретается по договору лизинга. Это делает лизинг единственной крупнейшей формой внешнего корпоративного финансирования в стране. Сейчас более 80 % компаний от небольших стартапов до крупнейших мировых компаний сдают в аренду часть или все свое оборудование на общую сумму почти 300 миллиардов долларов в год.
Финансовый лизинг в его современной форме возник в США. Первая американская лизинговая компания «Юнайтед Стейтс Лизинг Корпорэйшн» была основана Генри Шофелдом в 1952 году. В результате этого лизинг отделился как новый вид предпринимательской деятельности и стал со временем отдельной отраслью экономики — лизинговой индустрией. Компания была создана для обслуживания железнодорожного транспорта. В конце 1950-х-начале 1960-х годов в Европе стали появляться больше собственных лизинговых компаний.
Технический прогресс привел к тому, что предприятия стали чаще обновлять свои капитальные активы. Лизинг позволил предприятиям приобретать активы на более выгодных условиях, чем просто приобретение оборудования. Благоприятная конъюнктура процентных ставок 1950-х годов работала совместно с более благоприятным налоговым режимом, чтобы резко увеличить число договоров аренды по всему миру.
Сейчас значительная часть американского оборудования сдается в аренду, а не покупается.
В 1961 году была создана ассоциация лизинга оборудования (Equipment Leasing and Finance Association, ELFA), в ее состав входят структуры, которые занимаются финансированием проектов. Сейчас в состав этой ассоциации входят более 750 членов (брокеры, поставщики оборудования, банки и др.)
Учет лизинга в США регулируется Советом по стандартам финансового учета (FASB) в соответствии со стандартами финансового учета № 13 (Financial Accounting Standards Number 13). Эти стандарты вступили в силу с 1 января 1977 года.
В 1980-е гг. в США приобрела распространение лизинговая авиация. За эти годы корпорации MacDonnell Douglas удалось с помощью новой финансовой политики посредством лизинга завоевать рынок сбыта для своих моделей самолетов в конкурентной борьбе с Boeing.
Лизинг в США можно разделить на два типа:
- Операционная аренда — она позволяет арендатору использовать оборудование, но право собственности остается за арендодателем.
- Финансовая аренда — в этом случае арендодатель юридически владеет оборудованием, а арендатор сохраняет фактическое право собственности, поскольку финансовая аренда полностью амортизируется.
США — мировой лидер в сфере лизингового бизнеса и долго им будет оставаться. Объем лизинговых операций в США увеличился с 180 миллиардов долларов США в 1997 г. до 194 миллиардов долларов США в 2010.
Германия
Сегодня в Германии почти пятая часть инвестиций в основной капитал в предпринимательском секторе финансируется за счет лизинга, основной упор делается на автомобили. Эта особая форма внешнего финансирования в стране является альтернативой банковскому кредиту и дополняет его. В Германии создано множество лизинговых компаний, которые организуются в лизинговые ассоциации. Популярен в Германии финансовый лизинг с полной выплатой (при этом в договоре указывается срок действия без возможности расторжения, платежи при этом покрывают затраты на приобретение имущества и основные издержки рефинансирования).
Первая лизинговая компания в Германии была создана в 1968 году в Дюссельдорфе — Locfllease Mietfinanzierung GmbH.
В Германии в 1971 году принимают законодательный акт под названием «Постановление о лизинге движимости». В данном постановлении указаны необходимые признаки договора лизинга, сроки, стоимость платежи, признаки собственности в случаях договора лизинга. Также 21 марта 1972 года был выпущен «Декрет по недвижимости», который регламентирует договор лизинга недвижимости с неполной выплатой. В остальном, четких законов регулирующих правовые особенности лизинговой сделки нет, регулируется исходя из судебной практики и постановления налоговых служб.
В «Постановлении о лизинге движимости» различаются три вида договоров:
- С правом продления договора
- Без права продления
- С правом покупки
В Германии вышло постановление о договоре лизинга «Постановление о частичной амортизации», оно предусматривает частичную амортизацию оборудования в течение основного срока договора.
Как правило, лизинговые договора в Германии для оборудования составляются на 2–5 лет, а недвижимости с 8 и бывает превышают 20 лет.
Япония
Япония — развивающаяся и процветающая страна. Сейчас Япония на втором месте после США по количеству лизинговых операций. Процесс лизинга в Японии очень выгоден, так как используется удобный налоговый режим, который заключается в экспорте налоговых льгот из одной страны в другую.
Если лизинг является сделкой по производству товаров, то клиент имеет право на налоговую амортизацию. В противном случае лизинговая компания будет иметь аналогичное право.
Такой механизм производства товаров выгоден производителям, так как такая сделка финансируется по лизинговой схеме. Лизингополучатели также имеют преимущества от такого вида сотрудничества благодаря тому, что финансирование происходит по более низким процентным ставкам.
Китай
В то время как в развитых странах лизинговая отрасль, возможно, уже созрела, она все еще развивается и растет в Китае. Китайский лизинговый рынок продемонстрировал двузначный рост в последнее десятилетие и все еще имеет потенциал для поддержания этого быстрого роста в следующем десятилетии или после него. Несмотря на то, что китайский лизинговый рынок пережил период резкого роста, он все еще обладает огромным потенциалом, поскольку его коэффициент проникновения на рынок по-прежнему находится на очень низком уровне. Несмотря на эти проблемы, китайская лизинговая отрасль вступает в свою золотую эру, чему способствовали китайские правительства как на центральном, так и на провинциальном уровне, в беспрецедентной степени, наряду с созданием корпоративной кредитной информационной системы.
Начиная с 2014 года, ряд благоприятных политических мер побудили китайскую отрасль финансового лизинга развиваться быстрыми темпами. По состоянию на июнь 2017 года в Китае насчитывалось 8 218 предприятий финансового лизинга, которые осуществили сделки на сумму 5,6 трлн юаней, что в 8 раз и 2,7 раза больше, чем в конце 2013 года соответственно.
В соответствии с регулирующими органами, финансовые лизинговые компании в Китае можно разделить на банковские лизинговые компании, отечественные лизинговые компании и иностранные лизинговые компании; при этом иностранные лизинговые компании составляли до 96,5 % от общего числа на конец июня 2017 года, с числом почти 8000; но банковские лизинговые компании внесли 37,8 % в объем бизнеса на конец июня 2017 года благодаря сильной финансовой силе, опережая два других типа компаний. В будущем банковские лизинговые компании по-прежнему будут основной силой для отрасли.
До 2014 года финансовые лизинговые операции Китая происходили в основном в сфере транспорта, общего оборудования, промышленного оборудования и других традиционных отраслей промышленности. Под влиянием экономической реструктуризации, структурной реформы со стороны предложения и других факторов спрос на финансовый лизинг со стороны традиционного производства оборудования в Китае в последние годы снизился, в то время как спрос со стороны аэрокосмической, автомобильной, медицинской и медицинской промышленности, морского машиностроения, зеленой энергетики и других секторов вырос, особенно в энергетическом оборудовании, его финансовые лизинговые активы выросли с более чем 30 млрд юаней в 2014 году до более чем 200 млрд юаней в 2016 году.
По регионам услуги финансового лизинга Китая в основном доступны в Пекине, Тяньцзине, Шанхае и Гуандуне, что является результатом их географических преимуществ и политики. По состоянию на конец 2016 года совокупное число финансовых лизинговых компаний в четырех регионах превысило 80 % от общего числа в стране.
В Китае средства финансовых лизинговых компаний в основном поступают из капитала, банковских кредитов, межбанковских заимствований (кредитов) и депозитов акционеров, среди которых ведущую роль играют акционерный капитал и банковские кредиты, отражающие относительно простые каналы финансирования. С тех пор как в 2014 году Комиссия по регулированию ценных бумаг Китая приняла систему учета и негативного списка для АБС (обеспеченной активами секьюритизации), финансовый лизинг АБС был поставлен в центр внимания финансовых лизинговых компаний как один из важных каналов финансирования.
В целом китайская индустрия финансового лизинга все еще находится в зачаточном состоянии, сталкиваясь с такими проблемами, как несовершенные законы и правила, неполная налоговая политика, дисбаланс регионального развития и монотонный канал финансирования, но с широкими перспективами развития. В 2016 году уровень проникновения китайского рынка финансового лизинга составил около 8 %, что значительно ниже 15–30 % в Европе и США.
Азия, Южная Америка и Африка не принимали лизинг до 1970-х и 1980-х гг. государства бывшего Советского Союза, включая Россию, начали развивать лизинг после падения коммунизма в начале 1990-х гг.
Аристотель говорил, что «Истинное богатство заключается не во владении собственностью, а в праве ею пользоваться. Бизнесу не обязательно владеть собственностью, чтобы получать прибыль. Зачастую достаточно иметь право пользоваться этим имуществом в течение определенного периода времени»
Мы ожидаем, что лизинг будет выгоден для всех заинтересованных сторон в течение многих столетий. Лизинговый механизм направляет инвестиции в активы, которые позволяют предприятиям быстро начать производство и получать достаточный доход для покрытия лизинговых платежей.
Литература:
- Зейдлиц К. О. Лизинг. История возникновения и тенденции развития // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8.
- Петрищев М. В. История правоотношений финансовой аренды (лизинга). С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000. № 3. С. 145–152.
- Лужникова Е. С., Акинин П. В. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта использования лизинга // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2–3. С. 73–76.
- Вилкова Н. Международный финансовый лизинг // Экономика и жизнь. 2008.№ 20. С.23.
- Михнева, С. Г. Организация и техника внешнеэкономической деятельности/С. Г. Михнева, Д. Г. Маслов. — Пенза: ПГУ, 2017. 242с.