Медицинские услуги оформились как понятие и вошли в привычную для нас жизнь по меркам истории относительно недавно, а вот возникновение и их становление происходило довольно длительный период времени. Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и менялось данное направление вместе с развитием и становлением государства. Ученые-историки предлагают различные подходы по структурированию этапов развития сферы оказания медицинских услуг. На наш взгляд, предложенная нами структура более точно описывает становление законодательства, регулирующего сферу оказания медицинских услуг.
Первым этапом, на котором формировалась медицина, был этап Древней Руси. Основные принципы правового регулирования медицинской деятельности были заложены в X—XI веках, тогда появились первые источники русского права. Главными документами того времени была «Русская правда», а также «Церковный устав» князя Владимира Святославовича, в нем были определены места оказания медицинской помощи. С X—XIII века начинает развиваться народная медицина, она существует как вид ремесла. Люди, которые осуществляли данную деятельность, назывались врачевателями, лечить было их призваньем. Следует отметить, что в первую очередь регулировалась именно ответственность врача за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, а не само осуществление медицинской деятельности. Позже, уже при правлении Ивана IV медицина получает новый виток развития, связано это с тем, что на Руси возникла и активно действовала приказная система. В 1584 году был создан Аптекарский приказ, который объединил в себе регламентацию оказания медицинской помощи, каким образом должна быть организована фармацевтическая деятельность, а так же правила проведения лицензирования медицинской деятельности. Дополнительно данный документ регулировал судебную деятельность, которая проводилась в отношении врачей, а так же судебные экспертизы, которые выполнялись для установления степени утраты здоровья. Этот этап можно считать основным в развитии и становлении медицинской деятельности.
Следующим этапом развития законодательства, регулирующего отношения в области медицины можно считать XVIII век — время правления Петра I, а так же начало XIX века. Следует отметить, что коренным образом изменились все сферы государственной и общественной жизни державы, медицина не была исключением. В частности, в этот период набирает обороты профессиональная подготовка медицинских кадров, создается система гарантий по обеспечению медицинской помощью флота и армии, появляются государственные медицинские учреждения, а также положено начало организации помощи некоторым слоям населения. В. Е. Негодов считает, что «социальная значимость доступного медицинского обслуживания была осознана российским законодательством еще в конце XVIII века и привела к созданию приказов общего призрения и медицинских учреждений, которые безвозмездно оказывали медицинскую помощь малоимущим гражданам» [1].
В нормативно-правовых актах того времени, регулировалась не только профессиональная деятельность врачей, но так же учитывались личные качества врача. В Морском уставе Петра I упоминалось: «Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек». В культуру и повседневную жизнь проникали европейские ценности, для работы и обмена опытом привлекались иностранные врачи, для них, в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей, была предусмотрена высылка за пределы российского государства и более строгие наказания. В 1707 г. была создана Канцелярия Главной аптеки, которая осуществляла регулирование фармацевтической и медицинской деятельности. Позже этот орган был переименован в Медицинскую коллегию. Далее было решено вместо Медицинской коллегии, создать медицинский департамент. С 1857 г. существовал законодательный акт, под названием Единый врачебный устав, он регулировал медицинскую деятельность вплоть до 1917 года. Данный этап помог российскому государству обрести удачный вариант организации здравоохранения, который в свою очередь обеспечил доступность медицины практически всем слоям населения, чего ранее не существовало.
После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства. Все медицинские учреждения стали государственными, частные же прекратили свое существование. В 1936 г. 5 декабря принимается Конституция СССР, в которой декларировалось право каждого гражданина на бесплатную медицину [2]. Позже, в 1969 году принимается закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», в котором говорилось, о том, что «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства» [3].
Через некоторое время в законодательстве понятие о защите права граждан на охрану здоровья было раскрыто подробнее. В соответствии с Конституцией 1977 года, гражданам гарантировалась бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, которая оказывалась государственными медицинскими учреждениями [2]. Кроме этого, граждане СССР имели право на профилактические мероприятия, которые были призваны поддерживать и восстанавливать здоровье, предупреждать развитие заболеваний. На этом этапе следует отметить, что при подобном строе, который отрицал все частное, понятие медицинской услуги отсутствовало. Но надо отдать должное, что именно в СССР сложилась российская правовая медицинская система.
Уже с 1991 г. начинает меняться вся политико-экономическая и социальная система. В данный период был принят Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5]. В нем были отражены равные возможности граждан в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, а также была предусмотрена ответственность медицинской организации за объем и качество предоставленной услуги. После распада СССР в России полностью изменилась экономическая система, вместе с этим и изменились институты, связанные с медициной, что повлекло за собой создание многоступенчатой системы нормативно-правовых актов, которые регулируют оказание медицинской помощи и услуг.
В современной России основой регулирования медицинской деятельности является Конституция Российской Федерации, в ней указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. На базе Конституции РФ 21 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323, в нем отражены правовые основы охраны здоровья граждан [6]. В систему актов, которые регулируют оказание медицинской помощи, входит Закон РФ от 07.02.1992 года № N 2300–1, он гарантирует потребителю качественное оказание медицинских услуг [7]. Если характеризовать современный этап развития законодательства в области здравоохранения в России, нужно отметить, что на сегодняшний день данная отрасль обеспечивает права граждан на охрану здоровья и качественные медицинские услуги, действующим законодательством. Но все же в регулировании некоторых отношений существуют пробелы. Так, с 1 января 2011 г. утратил силу Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и фактически на сегодняшний день добровольное медицинское страхование осталось без нормативно-правового акта законодательного уровня. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», выступает регулятором только обязательного медицинского страхования, а добровольное страхование в этом документе отсутствует как объект. Из этого следует, что данные правоотношения урегулированы только общими нормами гражданского права, а так же Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Из-за отсутствия унифицированного законодательства, которое всецело могло бы регулировать данные отношения, судебная практика не имеет единообразия, что может повлечь за собой нарушения прав граждан. В связи с этим, нам представляется возможным создание отдельного нормативно-правового акта, который бы учел в себе специфику правоотношений, связанных добровольным медицинским страхованием.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что современное законодательство в сфере здравоохранения получало свое развитие постепенно, с учетом таких обстоятельств как время, экономического и политического строя и необходимости регламентации отношений, в сфере здравоохранения.
Литература:
- Негодов В. Е. Правовое регулирование организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. — М., 2012. — 24 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: закон СССР от 12 декабря 1969 г. N 4589-VII. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: (принята ВС СССР 07.10.1977). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон от 28 июня 1991 г. N 1499–1 (последняя редакция). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».