Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Сабиров, Д. Н. Текстовые задачи как средство повышения финансовой грамотности / Д. Н. Сабиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70989/ (дата обращения: 10.07.2020).



Целью статьи является обоснование важности формирования финансовой грамотности учащихся в школе. Приведены примеры задач, которые можно использовать в формировании финансовой грамотности на уроках математики в школе.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, преподавание математики.

Последние десятилетия характеризуются ростом роли денег и финансов в существовании каждого человека. С каждым годом повышается количество всевозможных подсчетов, и осмысление того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, — только небольшая часть того, что необходимо знать, чтобы стать финансово грамотным человеком.

Исследования обнаруживают, что только незначительная часть российских граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приблизительно лишь половина потребителей с небольшими доходами сопоставляет альтернативные предложения прежде, чем взять кредит или сделать покупку.

Актуальность развития финансовой грамотности школьников обусловлена последствиями социально–экономического кризиса, втягивающего в экономические отношения и подрастающее поколение. Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенций и правил поведения.

Необходимость формирования финансовой грамотности современных школьников обусловлена в первую очередь тем, что в долгосрочном плане развития российской экономики особое место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина на всех этапах его жизни. Современные школьники уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений: самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Это требует от них сформированности определенного уровня финансовой грамотности.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями, а значит, все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Поэтому определенные элементы финансовой грамотности в обязательном порядке следует преподавать уже в школе.

Задача повышения финансовой грамотности школьников сегодня перешла в плоскость практической реализации.

Результаты ЕГЭ по Приморскому краю за 2019 год показывают, что многие выпускники не имеют навыков планирования своих расходов и не справляются с финансово-экономическими задачами (6,6 % выпускников справились).

Как мы видим, имеются серьезные недостатки школьного образования в экономическом воспитании школьников:

– Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам; они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

– Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются, например, заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, а также граждане, участвующие в финансовых пирамидах.

– Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

Перед школой стоит задача формирования экономической грамотности выпускников школ как важного элемента воспитания подрастающего поколения. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой целесообразно поэтапно формировать финансовую грамотность.

Реализация программы формирования финансовой культуры посредством уроков математики должна включать работу по следующим направлениям:

  1. Выделение элементарных понятий экономики, с которыми можно познакомить учащихся на уроках математики: доход, заработная плата, премии, цены и их виды, спрос и предложение, оптовые и розничные покупки, кредитная карта, сбережения, кредит, простые и сложные проценты и т. д.
  2. Выделение финансово-расчетных задач в отдельную содержательную линию школьного курса математики. К числу таких задач можно отнести: рассчитать налоги по заработной плате, рассчитать скидку с цены, заполнить квитанцию об оплате, рассчитать семейный бюджет; высчитать сумму банковских процентов по кредиту или депозиту; выбрать самое выгодное условие мобильного оператора или интернет — провайдера и т. д.
  3. Разработка методического и дидактического обеспечения финансовой составляющей школьного курса математики.

Содержательная линия финансовой грамотности может быть представлена следующим образом:

I этап (5–6 классы). Изучение темы «Понятие процента». На данном этапе основными видами задач являются: нахождение процента от числа; нахождение числа по данному проценту; нахождение процентного отношения чисел; увеличение (уменьшение) числа на заданный процент.

II этап (5–7 классы). Решение практико-ориентированных финансовых задач. На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег и т. д.

III этап (7–9 классы). Тема «Задачи на повышение и понижение цены».

IV этап (10–11 классы). Тема «Простые и сложные проценты».

До настоящего времени не существует концепции финансового обучения школьников, следовательно, отсутствуют учебно-методические пособия для проведения практических занятий, дидактические материалы для учителя и т. д.

Для того чтобы на уроках математики в основной и средней школах реализовывать модель формирования финансовой грамотности, учителю необходимо самостоятельно подбирать соответствующие задачи из дополнительных источников. Для достижения этих целей задачи с экономическим содержанием можно выбирать из электронных образовательных ресурсов, таких как: банк заданий ЕГЭ, ОГЭ ФИПИ, образовательный портал «Решу ЕГЭ, ОГЭ», сайт А. Ларина и т. п. Это требует от учителя дополнительных временных и материальных затрат для подбора и распечатывания подобранных дидактических материалов.

Для обеспечения финансовой составляющей школьного курса математики, предлагаю разбить задачи по видам:

задачи на потребности и расходы:

Задача 1. Лена купила два пирожка, килограмм персиков и полтора килограмма груш. Один пирожок стоит 27 рублей, один килограмм персиков — 350 рублей, а один килограмм груш — 30 рублей. Какую сдачу получит Лена с 500 рублей? (Ответ: 51 руб.).

задачи на взаимозаменяемые варианты:

Задача 2. Михаил решил посетить Парк аттракционов. Сведения о билетах на аттракционы представлены в таблице. Некоторые билеты позволяют посетить сразу два аттракциона.

Номер билета

Посещаемые аттракционы

Стоимость (руб.)

1

Американские горки

300

2

Комната страха, американские горки

400

3

Автодром, американские горки

350

4

Колесо обозрения

250

5

Колесо обозрения, автодром

300

6

Автодром

100

Пользуясь таблицей, подберите набор билетов так, чтобы Михаил посетил все четыре аттракциона: колесо обозрения, комнату страха, американские горки, автодром, а суммарная стоимость билетов не превышала 800 рублей. В ответе укажите ровно один набор номеров билетов без пробелов, запятых и других дополнительных символов. (Ответ: 246 или 25).

задачи на альтернативную стоимость:

Задача 3. В среднем гражданин А. в дневное время расходует 120 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время — 185 кВт/ч электроэнергии. Раньше у А. в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч. Год назад А. установил двухтарифный счётчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,40 руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,60 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше заплатил бы А. за этот период, если бы не поменялся счетчик? (Ответ: 3996 руб. в год).

задачи на потребительский выбор:

Задача 4. В трёх салонах сотовой связи один и тот же телефон продаётся в кредит на разных условиях. Условия даны в таблице.

Салон

Цена телефона (руб.)

Первоначальный взнос

% от цены)

Срок кредита (мес.)

Сумма ежемесячного платежа (руб.)

Эпсилон

20000

15

12

1620

Дельта

21000

10

6

3400

Омикрон

19000

20

12

1560

Определите, в каком из салонов покупка обойдётся дешевле всего (с учётом переплаты). В ответ запишите эту сумму в рублях.

(Ответ: 22440 руб.).

задачи на понижение и повышение цены:

Задача 5. Цены на крабов сначала понизились на 20 %, а затем повысились на 25 %. Сколько изначально стоили крабы, если после повышения цен они стоили 150 руб.? (Ответ: 150 руб.).

задачи на скидки:

Задача 6. Коньки без скидки стоят 1800 рублей. Со скидкой они стоят 1530 рублей. Сколько процентов составляет скидка? (Ответ: 15 %).

задачи на доходы и налоги:

Задача 7. Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы? (Ответ: 10875 руб.).

задачи на личный и семейный бюджет:

Задача 8. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша? (Ответ: 1300 руб.).

задачи на сбережения и инвестиции:

Задача 9. Саша положил некоторую сумму в банк на 4 года под 10 % годовых. Одновременно с ним Паша такую же сумму положил на два года в другой банк под 15 % годовых. Через два года Паша решил продлить срок вклада еще на 2 года. Однако к тому времени процентная ставка по вкладам в этом банке изменилась и составляла уже p % годовых. В итоге через четыре года на счету у Паши оказалась большая сумма, чем у Саши, причем эта разность составила менее 10 % от суммы, вложенной каждым первоначально. Найдите наибольшее возможное целое значение процентной ставки. (Ответ: 8 %).

задачи на займы:

Задача 10. Евграфий взял у приятеля взаймы 20000 руб. в декабре. Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20 % от оставшейся суммы долга. Сколько денег он заплатит приятелю в феврале? (Ответ: 3200 руб.).

задачи на кредиты:

Задача 11. Клиент взял в банке кредит 12 000 рублей на год под 16 %. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно? (Ответ: 1160 руб.).

задачи на расчеты с использованием карт и счетов:

Задача 12. При переводе денежных средств с банковского счёта на счёт в другом банке взимается комиссия 2,5 % от суммы перевода. Сколько рублей составит комиссия при переводе 14 000 рублей? (Ответ: 350 руб.).

задачи на страхование:

Задача 13. Семья Ивановых состоит из трех человек: папа, мама и ребенок-школьник. В прошлом году папа болел дважды, мама — три раза, а ребенок — девять раз. Каждый раз за помощью они обращались в платную поликлинику, где требовалось три раза посетить врача и два раза сдать анализы. Первое обращение к врачу по каждому случаю заболевания в этой поликлинике стоит 1100 рублей, повторное обращение — 850 рублей, взятие анализов — 500 рублей.

Если оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС), платить за каждую услугу не придется. Стоимость полисов составляет:

– для одного взрослого: 27 000 рублей;

– для одного ребенка: 32 000 рублей.

1) Кому из членов семьи было бы дешевле оформить полис, чем платить за каждую услугу?

2) На сколько? (Ответ: 1) ребенку, 2) 2200).

Таким образом, важность обучения решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития — воспитание самостоятельной, конкурентоспособной личности, способной решать различные жизненные задачи. Также следует отметить значимость математических задач с экономическим содержанием для мотивирования школьников на изучение экономических приложений математики, формирования у учащихся интереса к профессиям, связанных с финансово-экономической сферой деятельности.

Литература:

  1. Вендина, А. А. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики [Текст] / А. А. Вендина, В. В. Малиатаки. // Теоретические и методологические проблемы современного образования. — 2014. — № 4. — С. 31–34.
  2. Лазебникова, А. Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы [Текст] / А. Ю. Лазебникова // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 22–30.
  3. Паатова, М. Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования [Текст] / М. Э. Паатова, М. Ш. Даурова. // Вектор науки ТГУ. — 2014. — № 2. — С. 173–175.
  4. Пучков, Н. П. Математика в экономике Учебное пособие [Текст] / Н. П. Пучков, А. Л. Денисова, А. В. Щербакова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. — 80 с.
  5. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Приморском крае, 2019.
  6. Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. [Электронный ресурс]. — URL: https://sdamgia.ru.
  7. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. [Электронный ресурс]. — URL: https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege.
  8. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. [Электронный ресурс]. — URL: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.
  9. http://infed.ru/articles/799/
Основные термины (генерируются автоматически): задача, финансовая грамотность, рубль, Ответ, урок математики, заработная плата, финансовая культура, экономическое содержание, школьный курс математики, колесо обозрения.


Ключевые слова

финансовая грамотность, финансовая культура, преподавание математики

Похожие статьи

Экономические задачи на уроках математики

Использование задач с экономическом содержанием на уроках и внеклассной работе по математике создает условия для

Понятие числовой последовательности и её предел является одним из наиболее трудных понятий, вводимых в курс математики лицее.

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления

Библиографическое описание: Власов, Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ...

Факультативные занятия по математике как средство...

Примерное содержание курса «Основы финансовой грамотности».

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области

Речь идет о финансово-экономической культуре (функциональной грамотности) населения [4]...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках...

Финансовая грамотность — это совокупность базовых знании в области финансов

Основы формирования финансовой грамотности я осуществляется в рамках внеурочной

Вендина А. А., Малиатаки В. В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой...

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

Проанализировав школьные учебники по математике, можно утверждать, что в содержании имеются задачи с финансовой направленностью, это значит, что при изучении математики в школе формируется финансовая грамотность учащихся [1]. Часто учащиеся в задачах...

Влияние элективных курсов на решение экономических задач...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики. Включение оптимизационных задач в содержание школьного курса математики выполняет. Большинство оптимизационных задач связаны с экономикой: задача об оптимальном. Вариант ЕГЭ, в среднем, содержит...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач...»

Курс по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» предназначен для обучающихся десятых классов, которые хотят связать свою дальнейшую профессию с экономикой и банковским делом, а также для тех десятиклассников, которые просто...

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

Библиографическое описание: Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе / О. А. Быканова, Н. В...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем...

Похожие статьи

Экономические задачи на уроках математики

Использование задач с экономическом содержанием на уроках и внеклассной работе по математике создает условия для

Понятие числовой последовательности и её предел является одним из наиболее трудных понятий, вводимых в курс математики лицее.

Типовые задачи образовательной области «финансовая...»

Образовательная область «Финансовая математика», связанная с финансовыми расчетами, представляет особый интерес в контексте усиления

Библиографическое описание: Власов, Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ...

Факультативные занятия по математике как средство...

Примерное содержание курса «Основы финансовой грамотности».

Финансовая грамотность — прежде всего это достаточный уровень знаний и навыков в области

Речь идет о финансово-экономической культуре (функциональной грамотности) населения [4]...

Основы формирования финансовой грамотности в рамках...

Финансовая грамотность — это совокупность базовых знании в области финансов

Основы формирования финансовой грамотности я осуществляется в рамках внеурочной

Вендина А. А., Малиатаки В. В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой...

Практико-ориентированнный подход в обучении решению...

Проанализировав школьные учебники по математике, можно утверждать, что в содержании имеются задачи с финансовой направленностью, это значит, что при изучении математики в школе формируется финансовая грамотность учащихся [1]. Часто учащиеся в задачах...

Влияние элективных курсов на решение экономических задач...

Оптимизационные задачи в школьном курсе математики. Включение оптимизационных задач в содержание школьного курса математики выполняет. Большинство оптимизационных задач связаны с экономикой: задача об оптимальном. Вариант ЕГЭ, в среднем, содержит...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач...»

Курс по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» предназначен для обучающихся десятых классов, которые хотят связать свою дальнейшую профессию с экономикой и банковским делом, а также для тех десятиклассников, которые просто...

Экономическое мышление и финансовая грамотность как...

Библиографическое описание: Быканова, О. А. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе / О. А. Быканова, Н. В...

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

В сентябре 2017 года в МБОУ СОШ № 6 г.Салехарда был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников. Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем...

Задать вопрос