Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 01.06.2020

Статья просмотрена: 1642 раза

Библиографическое описание:

Стрекалова, С. М. Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе / С. М. Стрекалова, И. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 563-565. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70955/ (дата обращения: 27.04.2024).



Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего школьника. Она дает совет, выражает эмоции.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка, детская литература, виды сказок.

Современный мир наполнен творениями человеческой мысли. Инновационные технологии и информационные потоки стали основой нового постиндустриального этапа развития человечества, что оказывает влияние на изменение социальной структуры общества. Многие социальные нормы постепенно замещаются новыми, а элементы народных культур уходят из повседневной жизни.

Изменения начинают носить всепроникающий характер и затрагивать многие сферы культурно-общественной жизни. В педагогике, например, появляются новые воспитательные методы и педагогические технологии. Однако нельзя исключать роль тех разработок и методов, что использовались в воспитательных целях ранее. Большим воспитательным потенциалом обладает народная культура. Ценный опыт нравственного воспитания сохранили и пронесли через века народные сказки.

Ценность сказок в воспитательном процессе детей, учащихся в начальной школе, невозможно переоценить. В частности, очень важен нравственный аспект воспитания.

Важность сказок отмечали во все времена существования человеческой культуры. Во второй половине двадцатого века, когда начались научно-технические революции, важность сказок отмечал советский писатель Чингиз Айтматов. Он приравнивал сказки к памятникам архитектуры, построенным предками. Сказки способствуют формированию воспитанности в детях.

Воспитанностью является личностная особенность, отражающаяся в совокупности интегрированных индивидуальных особенностях, в которых заключается основа социальных взаимоотношений.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Личностная культура базируется на примерах сказочных героев. Персонажи сказочных произведений становятся примером для передачи определённого опыта потомкам. Воспитательная ценность сказок проверена и испытана вплоть да нашего времени. Отечественный педагог Геннадий Никандрович Волков говорил о необходимости включить ознакомление с народными сказками в каждую национальную образовательную программу [2].

Сохранность сказочной культуры обеспечивает её тесная связь с народом. Фиксированного авторства в сказке нет. Она является продуктом и формой устного творчества, берущего за основу реальные ситуации, происходившие в жизни простых людей. Сказочная культура отдельно взятого народа заключает в себе такие национальные черты и ценностные установки, как патриотизм, храбрость, усердность в труде и отзывчивость души. Волков видит в сказках отражение самых ярких и положительных особенностей национальной культуры, которые важно передать будущему поколению.

Нравственные ценности и моральные нормы общественных отношений передаются от взрослых детям именно через сказки. Сказочная реальность становится переходной на пути к действительности. В пределах этой реальности ребёнок учится поступать в соответствии с социально-приемлемой моральной основой, являющейся фундаментальной для данного народа. Опыт, полученный ребёнком в сказочной реальности, затем переносится в окружающую социальную среду. Отечественный педагог Сухомлинский Василий Александрович отмечал, что через сказки дети формируют собственное отношение к добру и злу, заключённому в сказочных образах и героях.

Воспитательная ценность сказочных произведений тесно связана с жанровой спецификой народного творчества. Типология сказок представляется нам следующим образом:

− о животных. Данный тип сказочных произведений особо популярен у младшего школьного возраста. Персонажи — антропоморфные животные, ведущие человеческий образ жизни и одевающиеся как простые люди. Фундамент морально-нравственного воспитания и знаний народной культуры закладывается в знакомстве именно с такими сказочными произведениями.

− об отношениях между людьми и животными. Через общение и взаимную заботу ребёнок постепенно приходит к пониманию, что животные нам как младшие братья. Возраст привлекательности сюжета –старший дошкольный и младший школьный.

− притчи. Основными персонажами помимо людей и говорящих животных могут быть ожившие объекты неживой природы. Конец такой сказки сопровождается выводом о моральности или отсутствии такой в действиях главных героев.

− о быте. Воспринимать такие сказки могут дети любого дошкольного возраста при условии понятности бытового опыта, описываемого в сказке.

− страшилки. Обычно они придумываются уже самими детьми в развлекательных целях. Интереснее всего эти сказки в среднем дошкольном возрасте. Однако опыт мировой народной культуры богат примерами страшных сказок, призванных рассказать детям о том, что считается в обществе неприемлемым.

− волшебные. Наиболее популярный тип сказочных произведений. В сказках нет ограничений и пределов, любые чудеса в них представляются возможными.

Оптимистичная атмосфера сказочных произведений обуславливает популярность жанра для детей. Герои не унывают, а если кто-то и погружается в печаль, всегда находится решение проблемы. Исход событий в сказках зачастую заключается в победе добра над злом. В ребенке, таким образом, формируется уверенность в силе правды и добрых побуждений.

Главные сказочные герои, которые руководствуются моральными принципами в своей жизни и в своих действиях, всегда приходят к желаемому. Они удачливы, в самый нужный момент им приходит помощь, а если они серьёзно ошибаются, то всегда сначала их исправляют. Сказочные сюжеты о таких персонажах содержат основную мысль о справедливости в человеческих взаимоотношениях. Если человек честен, отзывчив и добр, то никакие преграды ему не будут страшны [3].

Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А. В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека.

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности.

Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности за отчий дом, семью, за лад в семье. Происходит формирование таких нравственных чувств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла [1].

При помощи сказок ребенок как будто заводит себе копилку, в которую он складывает разные советы, поступки, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как можно сделать и как нельзя. Сказкой мы показываем, что всегда есть выбор и за этот выбор ты сам будешь нести ответственность. Важно показать, что даже если ты видишь всего два пути, и они тебе не подходят, обязательно будет и третий.

Нравственное воспитание является важным элементом развития современного общества и интеграции детей в социальную структуру. Способствует усвоению общепринятых национальных моральных норм ознакомление с произведениями сказочного содержания.

Сказки играют важную роль в воспитательном процессе. Они являются полем для восприятия национальных ценностей и формирования уверенности в справедливости, передавая накопленный веками народный опыт. Модели социально-приемлемого поведения и примеры добродетельных и честных поступков содержат в себе сказочные истории, к которым ребёнок будет иметь постоянный доступ.

Литература:

  1. Федеральная программа развития образования.
  2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М., 2000. — 169 с.
  3. Хаитова Н. И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста/Н. И. Хаитова//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — № 1. — 2015. — 17–23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, важность сказок, воспитательный процесс, дошкольный возраст, народная культура, нравственное воспитание, отечественный педагог, сказочная культура, сказочная реальность.


Ключевые слова

сказка, детская литература, авторская сказка, виды сказок

Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников

Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря...

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к

Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных...

Библиографическое описание: Чадная, Е. А. Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств у детей среднего дошкольного

Дети постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей...

Нравственное воспитание дошкольников средствами...

Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю

Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт семейного воспитания

Народная сказка — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития...

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований

Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Бунятова

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Устное народное творчество как средство формирования...

сказка, ребенок, народная сказка, мораль сказки, нравственное воспитание дошкольников, русское народное творчество, русская народная сказка, нравственное воспитание, воспитательная ценность, доброта.

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания...

Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах Е. М

Воспитание — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием

Сказка для ребенка — это реальность, которая позволяет раздвигать рамки повседневной...

Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников

Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря...

Народные сказки как средство воспитания нравственных...

Народные сказки — это древнейший способ передачи жизненной мудрости от поколения к

Содержание сказки является условием формирования нравственных качеств у детей

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему...

Роль сказок в формировании предпосылок нравственных...

Библиографическое описание: Чадная, Е. А. Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств у детей среднего дошкольного

Дети постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей...

Нравственное воспитание дошкольников средствами...

Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю

Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт семейного воспитания

Народная сказка — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития...

Нравственное воспитание дошкольников посредством...

Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки.

Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований

Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей...

Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Бунятова

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Устное народное творчество как средство формирования...

сказка, ребенок, народная сказка, мораль сказки, нравственное воспитание дошкольников, русское народное творчество, русская народная сказка, нравственное воспитание, воспитательная ценность, доброта.

Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания...

Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах Е. М

Воспитание — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием

Сказка для ребенка — это реальность, которая позволяет раздвигать рамки повседневной...

Задать вопрос