Современная система воспитания дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 июля, печатный экземпляр отправим 15 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Клемичева, А. С. Современная система воспитания дошкольника / А. С. Клемичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 528-529. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70932/ (дата обращения: 03.07.2020).



В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Ключевые слова: воспитание, дошкольное образование, современная концепция дошкольного воспитания, системе ценностей, воспитательно-образовательная работа.

Keywords: education, pre-school education, modern concept of pre-school education, the system of values, educational and educational work.

Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированы на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, должна базироваться одновременно на двух принципах:

  1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса).
  2. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования — переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию — социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Актуальна задача включения родителей в процесс дошкольного образования ребенка. Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:

1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;

2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся дошкольным образованием;

3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим дошкольного образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социальный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности, в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей и включающий четыре основных компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания, их значимость в дошкольном образовании определяется тем, что они являются элементом культуры.

Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания, предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет: -формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; — умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; — владением информационными технологиями; — умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат; — умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Литература:

  1. Арапова-Пискарева Н. А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. — № 5. — 2005. — С. 64–73.
  2. Денякина Л. М. Современное понимание реализации преемстве-нности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. — М.: АПКиППРО,2005. — С. 5–13.
  3. Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. — № 8. — 2006. — С. 4–12.
  4. Маханева М. Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. — № 4. — 2005. — С. 8–9.
  5. Миронова О. П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. — № 2. — 2003. — С. 8–13.
  6. Ренгелова Е. М. Преемственность в воспитательном процессе. //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост. И. А. Дядюнова. — М.: АПКиППРО,2005. — С. 18–2045.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, дошкольное образование, воспитательно-образовательная работа, ребенок, система ценностей.


Ключевые слова

дошкольное образование, воспитание, современная концепция дошкольного воспитания, системе ценностей, воспитательно-образовательная работа

Похожие статьи

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе, конкретнее – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки.

Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс... Научный журнал “Молодой Ученый” в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации.

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Управление качеством педагогического процесса в системе дошкольного образования имеет свои особенности. Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. Этот процесс в ДОУ реализуется при...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ не закончен и не может быть закончен.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное...

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования.

Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Базисные экономические представления детей как...

Экономическое образование детей дошкольного возраста — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного...

Похожие статьи

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе, конкретнее – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки.

Воспитательно-образовательный процесс по формированию...

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей в дошкольных образовательных учреждениях.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель...

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс... Научный журнал “Молодой Ученый” в...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно-нравственных

образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации.

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством...

Управление качеством педагогического процесса в системе дошкольного образования имеет свои особенности. Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. Этот процесс в ДОУ реализуется при...

Вариативно-образовательный процесс в современном...

Процесс педагогического творчества, инновационной деятельности в образовательном процессе ДОУ не закончен и не может быть закончен.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное...

Дошкольная педагогика в системе образования на современном...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования.

Принципиально важной стороной образовательного процесса в условиях современной ДОО является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Базисные экономические представления детей как...

Экономическое образование детей дошкольного возраста — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного...

Задать вопрос