Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Ход занятия:
(Дети входят в зал и встают в полукруг в центре)
Ведущий: Ребята, вы знаете, что 22 марта люди отмечают Всемирный день воды, а его девиз: «Вода — это жизнь!». Как вы думаете, почему люди выбрали именно этот девиз? Конечно, потому что без воды нет жизни на земле.
Реб 1 Вы слыхали о воде:
Говорят, она везде!
В луже, море, океане,
И в водопроводном кране,
Реб 2 Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит
Реб 3 Все, что нужно год от года,
Нам дает сама природа.
Это правда, что все мы
Жить не можем без воды!
Реб 4 Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
(Дети садятся на стульчики)
Ведущий: (показывает глобус) Ребята, а вы знаете, что это? Да, это глобус, макет нашей земли. Каким цветом на нем изображена вода? (синим). Много воды на нашей планете? (воды очень много).
Посмотрите есть большие пятна — это океаны, поменьше — моря и озера, а синие ниточки — это реки. Вода в них разная. Одна вода пресная, а другая солёная. В морях и океанах вода на вкус горько — солёная. Эта вода не пригодна для питья и сельского хозяйства. Но моря и океаны необходимы людям. Для чего? (По морям и океанам ходят корабли. В морях и океанах живут морские животные и растения)
Для жизни человека, растений и животных нужна пресная вода, она есть в реках, озерах, родниках, прудах. И ее не так много, как соленой воды.
Ребята, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).
— Вы знаете, воду еще используют на мельнице, чтобы молоть муку; на гидроэлектростанции, чтобы производить электроэнергию, вода дает нам свет.
—А теперь давайте расскажем, зачем нужна вода живым объектам (растениям, животным, человеку)
Реб 6 Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода
Ведущий: Ребята, я сейчас прочту вам одно стихотворение, а вы слушайте внимательно и потом мне скажете, какой бывает вода.
Кто, ребята, знает,
Какой бывает вода?
Горячей, словно кипяток,
Я руку ей чуть не обжег!
Холодной, просто ледяной –
В глубокой проруби зимой.
Вода бывает дождевой.
Отвечу без подсказки
Бывает мертвой и живой
В старинной русской сказке.
И еще я не сказала,
Что вода бывает талой,
Когда солнышко печет,
Когда тает снег и лед.
Но вот, что интересно:
Вода бывает пресной
И в озере, и в роднике,
И в реке, и в ручейке.
И, конечно, каждый знает,
Что в морях вода без края,
Но пить ее нельзя –
Она соленая, друзья.
Вода бывает чистой,
Прозрачной, ключевой,
Сверкающей, лучистой,
На солнце золотой!
Ведущий: Кто внимательно слушал и может сказать, какая же бывает вода?
А знаете, что вода — не простая, она — волшебница! Хотите посмотреть на волшебные превращения воды? Тогда отправляемся в волшебную лабораторию. Давайте представим, что каждый из вас — это капелька. Капельки взялись за ручки и получился ручеек. И ручеек побежал. (Дети «змейкой» идут по залу)
Ведущий: Ручеек бежал-бежал и прибежал в настоящую лабораторию! Ой, смотрите, кто нас встречает! Да это же Маленькая Колдунья! Здравствуй, Маленькая Колдунья! Как ты тут оказалась?
МК: Привет, ребята! Я узнала из своей волшебной книги, что вы хотите узнать, почему же вода — волшебница! А кто самый главный специалист по волшебству? Ну, конечно же, я! Я вам покажу чудесные превращения воды! Готовы, ребята? Тогда идем в мою волшебную лабораторию!
(Дети подходят к столам, где есть все для проведения экспериментов с водой)
Опыт 1
МК: (показывает шар и куб) Ребята, какая это форма? (шар, куб). Посмотрите, я кладу их в эту миску, они изменили свою форму? (нет). А давайте попробуем воду перелить из стакана в миску. Переливайте. Что произошло с водой? (приняла форму миски). Какой мы можем сделать вывод: есть у воды форма или она меняется? (у воды нет формы, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают).
МК: А теперь перелейте воду обратно в стакан. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Свойство воды — текучая
Опыт 2
МК: Посмотрите, у меня есть стакан с водой, а в другой стакан я налью молоко. Я опускаю ложку в стакан с водой. Видно ложку? (да). А теперь я опущу ложку в стакан с молоком. Видно ложку? (Нет).
Вывод: Вода прозрачная
Опыт 3.
МК: Понюхайте воду в стакане, чем она пахнет? Есть какой-нибудь запах? А теперь добавьте в воду кофе, перемешайте, понюхайте. Чем пахнет? (Кофе) Какой мы можем сделать вывод: вода не имеет запаха, а может пахнуть тем веществом, которое попало в воду.
Опыт 4.
МК: Попробуйте воду. Есть у нее вкус? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? Вода сладкая?
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 5
МК: А теперь начинается настоящее волшебство! Возьмите сахар насыпьте ее в воду и перемешайте. Ой, смотрите, сахар исчезает! Попробуйте эту воду. Какой она стала на вкус? (сладкой). Что же произошло? Сахар растворился в воде, и вода приобрела вкус сахара.
А теперь насыпьте соль, перемешайте. Что произошло? Соль видно в воде? (Нет, соль растворилась в воде). А теперь положить в воду камушки, перемешайте. Растворилась они в воде? (Нет)
Вывод: Не все растворяется в воде.
Ведущий: Здорово, у тебя, Маленькая Колдунья, получается. Но я тоже вас попробую удивить. Посмотрите, у меня есть термос с кипятком. Термос — это специальная ёмкость, которая может долго сохранять тепло. Посмотрите, я открываю его, что вы видите? (пар). Я подержу над паром зеркало. Что стало с зеркалом? (оно запотело). Посмотрите, зеркальце покрывается капельками воды!
МК: Ух ты! А как это у вас получилось?
Ведущая: Дело в том, что вода, когда нагревается, начинает испаряться, превращается в пар. А, если пар попадает на что-нибудь холодное, например, зеркальце, то опять превращается в воду. Так что, Маленькая Колдунья, вода — волшебница не хуже тебя!
МК: Ой, подождите, это что же получается? Вода нагревается в реке, море солнцем, так?
Ведущая: Так.
МК: И начинает испаряться, так?
Ведущая: Так.
МК: Так это значит, что вся вода испарится и мы останемся без воды? Какой ужас!
Ведущая: Не волнуйся, Маленькая Колдунья, вода же — волшебница! Вот послушай, какую я расскажу сказку про капельки воды!
В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе и образовали облако. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась. А называется это — круговорот воды в природе.
МК: Ух ты, здорово, значит, вода никогда не кончается! Она все время возвращается к нам вместе с дождиком!
Ведущая: Да, это так, и все же воду надо беречь. А как, тебе ребята сейчас расскажут:
Реб 7: Не забывайте, что доступной пресной воды на Земле всего 12 %, поэтому мы должны очень бережно относиться к ней!
Реб 8: Не проходите мимо незакрытого водопроводного крана!
Реб 9: Помните, что на планете есть места, где пресная вода стоит очень дорого!
Реб 10: Не загрязняйте бытовыми отходами берега наших рек и озер!
МК: Я все поняла: надо воду беречь! А теперь, ребята я хочу вам показать еще одно волшебное превращение! У меня есть баночки с водой. Я буду произносить волшебные заклинания и вода окрасится в разные цвета! Начинается волшебство:
Ты, вода-водичка, друг ты мой прекрасный,
Стань вода-водичка не простой, а красной!
Ты, вода-водичка, друг ты мой студеный,
Стань вода-водичка не простой, а зеленой
Ты, вода-водица, светлая как иней,
Стань вода-водица не простой, а синей!
(Для проведения этого фокуса понадобятся три баночки с крышками, наполненные водой. На обратную сторону крышки заранее наносится краска и при встряхивании баночки вода окрашивается)
Ведущая: Вот это да! Удивила, Маленькая Колдунья! Приглашай ребят на танец!
Под песню «Дождя не боимся» (музыка М.Минков, слова Ю.Энтин) проводится флэшмоб.
МК: Как весело у вас, ребята! Но мне пора возвращаться. И Абрахас, наверное, волнуется. До свиданья, ребята! Встретимся с вами на страницах сказки о Маленькой Колдуньи!
Ведущая: Спасибо тебе, Маленькая Колдунья, до свидания!
Ну что ж, ребята, закончилось наше удивительное путешествие, и напоследок я хочу вам сказать:
Вода — это чудо природы
И нам без нее не прожить.
Вода — достоянье народа!
Водой мы должны дорожить!