Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Батчаев, Ш. А. Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов / Ш. А. Батчаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70647/ (дата обращения: 22.12.2024).



Развитие цифровой экономики началось с цифровой революции. Цифровая революция — это переход от механической и аналоговой электронной технологии к цифровой электронике, которая появилась в конце 1950-х годов. После послания Владимира Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, когда президент указал на необходимость сформировать новую веб-экономику для повышения эффективности отраслей за счёт информационных технологий, начали развивать цифровую экономику России на правительственном уровне. 8 декабря 2016 года Дмитрий Медведев дал указания исполнить поручения Путина, согласно которым правительство должно было подготовить программу «Цифровая экономика Российской Федерации» до 11 мая 2017 года. На основании Распоряжения № 1632-р от 28 июля 2017 года данная программа была утверждена Правительством РФ.

Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. Ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, Программа исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Все большее число граждан Российской Федерации признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако уровень использования персональных компьютеров и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») в России все еще ниже, чем в Европе, и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения.

Согласно международному индексу сетевой готовности, представленному в докладе «Глобальные информационные технологии за 2016 году» на Всемирно экономическом форуме, Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия. Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами.

В рамках нормативного регулирования Минфином РФ летом 2017 года подготовлен совершенно новый проект федерального закона «О цифровых финансовых активах». В связи с этим предусматривается внесение соответствующих поправок в уголовный, налоговый, гражданский кодексы и кодекс об административных правонарушениях. Поправки коснуться и целого ряда федеральных законов, таких как: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О национальной платежной системе», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О бухгалтерском учете».

Закон «О цифровых финансовых активах» прошел первое чтение в Государственной Думе 22 мая 2018 года.

В октябре президент Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Юрий Припачкин заявил, что законопроект о цифровых активах, находящийся на рассмотрении в Госдуме, не сможет решить проблему эффективного построения цифровой экономики в России. В ходе заседания президентского Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 29 октября было решено внести существенные изменения в проект закона и вернуть подготовленный финансовым комитетом Госдумы ко второму чтению документ «О цифровых финансовых активах» в стадию первого чтения.

Как сообщается, необходимость правки законопроекта продиктована недостатками последнего, не связанными с криптовалютами и токенами. Основные замечания юристов касаются конфликта норм о цифровых активах с действующим корпоративным законодательством России и регулированием оборота «классических» финансовых активов — акций и долей в ООО.

Критику в отношении закона высказывала Российская ассоциация криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ), а также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который 22 октября направили в правительство РФ письмо с просьбой пересмотреть законопроекты о цифровых финансовых активах. По законопроекту были также замечания ФСБ, касающиеся вопросов использования криптовалют для отмывания преступных капиталов и финансирования преступной деятельности. ФСБ также называла проблемой законопроекта «излишнюю технологическую привязку» к одной определенной информационной системе, где обращаются цифровые финансовые активы, — блокчейну (blockchain). Законопроект регулирует существующие системы, а той которая создаётся государством, он не касается, говорил сотрудник ФСБ Максим Медведев.

Представители АНО «Цифровая экономика» также заявили в ноябре, что «принятие данного законопроекта приведет к снижению конкурентоспособности российских компаний за счет ограничения их доступа к глобальному рынку криптокапитала».

Второе чтение было запланировано на 20 марта 2019 года, но Госдума РФ неожиданно перенесла второе чтение законопроекта о цифровых финансовых активах на апрель, по просьбе разработчиков документа. Один из авторов законопроекта глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков сказал Рейтер, что потребовалось учесть поправки администрации президента. Замечания ФСБ в тексте закона также не были урегулированы ко второму чтению, но депутаты собирались в течение 2019 года прописать отношение к криптовалютам в отдельном законе (представители комиссии FATF, прибывшие в страну с проверками, потребовали принять отдельный закон, который будет регулировать выпуск и оборот криптовалют).

В редакции законопроекта ко второму чтению был внесены следующие поправки:

статьи ФЗ

Федеральный закон «О цифровых финансовых активах»

В первом чтении

Во втором чтении

1

Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

2

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Выпуск цифровых финансовых активов

3

Особенности выпуска токенов

Решение о выпуске цифровых финансовых активов

4

Особенности обращения цифровых финансовых активов

Учет и обращение цифровых финансовых активов

5

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Оператор информационной системы, в рамках которой

осуществляется выпуск цифровых финансовых активов

6

Х

Ведение оператором информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра пользователей информационной системы

7

Х

Ответственность оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов

8

Х

Оператор обмена цифровых финансовых активов

9

Х

Особенности обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг

10

Х

Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале хозяйственного общества

11

Х

О внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

12

Х

О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

13

Х

О внесении изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

14

Х

О внесении изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»

15

Х

О внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

16

Х

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

В тексте были исключены ряд основных понятий: токен, криптовалюта, смарт-контракт, майнинг. Дается определение цифровых финансовых активов. Вводится понятие цифровых операционных знаков. Законопроект предусматривает понятие «оператор обмена цифровых финансовых активов».

Согласно поручению президента РФ (Пр-294, п.За-2) Правительству РФ совместно с Государственной Думой Федерального Собрания РФ необходимо было обеспечить принятие в весеннюю сессию 2019 года федеральных законов, направленных на развитие цифровой экономики, в том числе определяющих порядок совершения гражданско-правовых сделок в электронной форме, а также предусматривающих регулирование цифровых финансовых активов и привлечение финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий. Срок исполнения — 1 июля 2019 года.Ответственные: Медведев Д. А., Володин В. В. В случае принятия законопроекта Федеральный закон вступил бы в действие 01 октября 2019 года.

23 апреля 2020 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть возможность поддержки принятия законопроекта «О цифровых финансовых активах» Госдумой в весенней сессии 2020 года. Ранее у РСПП были замечания к пакету «цифровых» законопроектов («О цифровых финансовых активах (ЦФА)", «О краудфандинге» и соответствующие изменения в ГК), принятому в первом чтении Госдумой в мае 2018 года, но сейчас многие предложения бизнес-сообщества учтены, следует из письма.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что законопроект по ЦФО находится в «высокой степени готовности для второго чтения, дошлифовываются детали и формулировки». По его оценкам, документ будет разослан по ведомствам для голосования во втором чтении до майских праздников.

Каким образом Программа повлияет на цифровую экономику России — сказать однозначно сложно, считают эксперты. Предварительный бюджет данной программы — 1 триллион 200 миллиардов рублей. Эта сумма не окончательная, а лишь рассчитанная на первый этап проведения программы до 2021 года. Сегодня доля цифровой экономики в ВВП страны составляет 3,9 %. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, цифровизация экономики может увеличить ВВП России на 4,1–8,9 трлн руб. Удастся ли цифровым технологиям сделать экономику страны сильнее — покажет время.

Литература:

  1. www.kremlin.ru
  2. static.government.ru
  3. www.rbc.ru
  4. www.mckinsey.com
  5. www.tadviser.ru
  6. ru.reuters.com
  7. fomag.ru
  8. www.news24–7.ru
  9. news.rambler.ru
  10. cryptonews.net
  11. smart-lab.ru
  12. INTERFAX.RU
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, Российская Федерация, актив, внесение изменений, информационная система, второе, Правительство РФ, Россия, чтение, Государственная Дума.


Похожие статьи

Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства

Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании

Проблемы правового статуса нетипичных субъектов трудового права

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Похожие статьи

Актуальные проблемы финансово-правового статуса Федерального казначейства

Перспективные проблемы актуарного моделирования в пенсионном страховании

Проблемы правового статуса нетипичных субъектов трудового права

Методические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов в контексте разработки нового федерального стандарта

Юридические аспекты применения смарт-контрактов в цифровой экономике России

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Концептуальные подходы к изменению коллизионного метода правового регулирования

Теоретические аспекты категории «тарифообразование» в банковской системе

Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений добровольного медицинского страхования

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Задать вопрос