Правопорядок и законность в сфере цифровой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Войстрик, Д. В. Правопорядок и законность в сфере цифровой экономики / Д. В. Войстрик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94744/ (дата обращения: 19.11.2024).



Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1]. Специфика заключается в том, что норма права не может в полном объеме регламентировать и удовлетворять потребности общественных отношений путем закона и договора. Существует необходимость обобщения и анализа накопленного практического опыта, об изучении вопросов обеспечения законности и правопорядка в сфере цифровой экономики.

В Федеральном законе «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ отсутствует регулирование для некоторых криптовалют с различным функционалом, а также под определение цифровой валюты могут подпадать, например, бонусы или используемые в электронной коммерции сертификаты, то есть необходимо конкретизировать понятийно-правовую базу для всего криптовалютного рынка. Помимо этого, в документе закона коллизия норм. Например, по определению данным законодателем, цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией, однако, согласно ст.14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ [5], российские юридические и физические лица не вправе принимать валюту в качестве платежа, что противоречит признанию криптовалюты средством платежа. В области законодательства следует структурировать понятийно-правовую базу для криптовалютного рынка, так как определения, которые уже существуют в ней, слишком широкие и не затрагивают конкретное понятие, что негативно влияет на правоприменительную практику, так как происходит беспорядок. Следует модернизировать кодексы, внести поправки в понятийно- правовую базу с помощью законодательных собраний.

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный Закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ [5], который содержит правила выпуска цифровых финансовых активов и оборота цифровой валюты. Однако, полноценно применять документ бизнес не может, так как еще не действует ряд подзаконных актов, необходимых для полноценной работы закона. Отметим, что Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] признает цифровую валюту имуществом. Аналогично поступает и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [3].

В настоящий момент законодательство России не запрещает гражданам покупать криптовалюту, нюанс — запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг — он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), отметим, что ответственность за нарушения этого запрета не установлена. Подобное мы отнесли к проблеме цифрового обеспечения законности, поскольку если существует диспозиция в виде запрета, то необходимо вводить санкции. Важно разработать санкции в области цифровой валюты, так как безнаказанность ведет к нарушения общественного порядка.

Необходимость защиты персональных данных обуславливается тем, что большинство киберпреступлений связанны с воровством информации о человеке, что является в руках мошенника орудием преступления. В России уже существует Федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» [4], в котором государство обязует организации и физические лица обеспечить надежную защиту персональных данных, однако многие выполняют условия недолжным образом, проявляют халатное отношение, следует ужесточить наказание. Также необходимо устранять проблему с помощью распространения информационных материалов и информирование граждан об киберугрозах; запуск массовой социальной рекламы; выступления на телевидении экспертов, тематические передачи; награждение за заслуги в области кибербезопасности.

В настоящей версии Федерального Проекта «Информационная безопасность» было решено отказаться от продолжения финансовой поддержки отечественных разработчиков ПО (программное обеспечение). Поскольку данное решение нерационально в экономическом аспекте, его отказались финансировать, однако по мнению автора, данная позиция неверная, так как отечественного производителя ПО необходимо развивать и поддерживать, что улучшит положение страны.

Проблема, которая актуальна и затрагивает цифровую экономику — это диспропорции в развитии ИT-технологий между регионами. На Москву приходится 40 %, а на 10 из 86 регионов — 80 % совокупных государственных расходов на информационные технологии, так по уровню цифровизации Москва и Санкт-Петербург лидируют [6].

Важно отметить, что в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ нет упоминания о законности добычи криптовалюты, то есть отсутствуют нормы, посвященные майнингу (деятельность по созданию новых структур для обеспечения функционирования криптовалютных платформ). В России майнинг криптовалюты не разрешен, но и не запрещен, он не является видом предпринимательской деятельности. Мы полагаем, что необходимо узаконить добычу криптовалюты (майнинг) на территории Российской Федерации, ввести санкции и налоги, признать данную добычу предпринимательством и ввести повышенные тарифы на электроэнергию для майнеров.

Таким образом, для дальнейшего развития цифровой экономики необходимо усовершенствовать законодательную базу. Проблемы в сфере цифровой экономике выявленные, рассмотрены в работе, найдены способы по обеспечению законности в сфере информатизации. Цифровая экономика на данном этапе развития имеет недочеты в отношении защиты персональных данных, которые используют в незаконных целях, но тем не менее, нельзя не замечать её явных плюсов. Законодательные органы разрабатывают правовые акты, которые помогают наказывать кибер-преступников. Существует огромное количество судебной практики, связанной с преступлениями в сфере электронной экономике, что помогает адвокатам ссылаться на то или иное решение суда. Ключевую роль при решении споров играет специфика цифровизации, анонимность и отсутствие идентификации пользователя, что затрудняет работу государственных органов, а иногда вовсе делает её невозможной. Развитие дальнейшего невозможно без инновационных предложений от молодых ученых и талантливой молодежи, которая сможет развивать цифровую экономику в России.

Литература:

  1. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (утв. Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203).
  2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259- ФЗ (последняя редакция).
  6. Абдрахманова Г. И. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России. / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, Г. Ковалева. — Москва:, 2015. — 120 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая валюта, цифровая экономика, Российская Федерация, внесение изменений, Россия, акт, Москва, обеспечение законности, понятийно-правовая база, средство платежа.


Задать вопрос