Использование технологии развития критического мышления для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в контексте ФГОС на примере смыслового чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Маханова, О. В. Использование технологии развития критического мышления для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в контексте ФГОС на примере смыслового чтения / О. В. Маханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 677-681. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70588/ (дата обращения: 18.11.2024).



Успех ученика на экзамене (ОГЭ или ЕГЭ), благополучное прохождение диагностических процедур (РДР, НИКО) и контрольных работ (в том числе, ВПР) — это всего лишь одна из проблем, которые приходится решать учителю на всём школьном географическом маршруте ученика с 5 по 11 класс.

Чтобы учителю справиться со своей сложнейшей задачей, пробудить интерес к предмету, развивать понимание происходящих событий и умение объяснять их причины и оценивать последствия, приходится задействовать самые разнообразные методические приёмы, учитывать возрастные особенности школьников, привлекать актуальный фактический, статистический материал, гаджеты и информационные технологии. Только так можно показать ученикам, что географическая наука развивается, географические открытия продолжаются, что от стиля географического поведения и географического мышления каждого зависит здоровье планеты и её будущее.

Многие школьники учатся в школе ниже уровня своих возможностей, а потом идут на дополнительные занятия с репетитором и более того: выбирают географию на ОГЭ. Значит, учитель не может не учитывать этого обстоятельства, ему необходимо изменить подход к организации самого процесса обучения, применять инновационных образовательных технологий.

С понятием «технология» естественным образом связано чёткое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Если ранее использовались термины «педагогическая технология» или «технология обучения» — «строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов», то сегодня в ходу термин «образовательная технология». [8]

Образовательная технология является личностно-ориентированной и не разделяет обучение, воспитание и развитие, направлена на формирование ценностных ориентаций обучающихся.

В чём различия понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика — это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания. Методика требует от учителя составить план урока, где прописывается определённая последовательность этапов, действий педагога и учащихся. [3]

Технология же содержит:

планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного процесса: «узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают, применяют» и т. д.; цели могут быть определены также с помощью системы разноуровневых задач.

определённую технологическую цепочку педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;

одну или несколько педагогических или психологических теорий в своей основе;

возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

диагностические процедуры, которые содержат показатели, инструментарий измерения результатов образовательного процесса. [6]

В своей статье я рассмотрю продуктивные методические приёмы и на конкретном примере одного из приёмов покажу эффективность его для подготовки к ОГЭ.

Цель: рассмотреть особенности применяемых при подготовке к итоговой аттестации образовательных технологий в преподавании географии;

Задачи: показать на примере смыслового чтения эффективность использования образовательных технологий для успешного прохождения обучаемыми аттестационных испытаний.

Объект: учащиеся 9 классов.

Отличие технологии от традиционного обучения

Рассмотрим критерии технологичности:

  1. Концептуальность: каждая технология основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических, психологических).
  2. Системность, которая характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.
  3. Управляемость включает возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счёт диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; самоконтроля.
  4. Эффективность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.
  5. Воспроизводимостьвозможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Сравнение технологии обучения с традиционной практикой по Селевко Г. К. приведено в Приложении 1.

На традиционном уроке (чаще всего, комбинированном) педагог стремится обеспечить восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание и применение.

Сегодня целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение и обучение школьников самостоятельной исследовательской работе творческого характера.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Эта технология, пожалуй, наиболее полно соответствует требованиям ФГОС к деятельностной и личностно-ориентированной направленности процесса обучения на каждой из стадий урока: вызова, осмысления содержания и рефлексии

Основные методические приёмы развития критического мышления

Таблица 1

«Кластер»

«Знаю.../ Хочу узнать…/ Узнал…»

Учебно-мозговой штурм

«Чтение с остановками»

«Инсерт»

«Взаимоопрос»

Эссе

Круги по воде

«Корзина идей»

«Перепутанные логические цепочки»

«Составление синквейнов»

Ролевой проект

Метод контрольных вопросов

«Перекрёстная дискуссия»

Смысловое чтение при подготовке кОГЭ

Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, практически осмыслить извлечённую информацию. Главная обучающая задача состоит в том, чтобы совершенствовать приёмы понимания текста. Обучение пониманию текста решает и развивающие задачи обучения: активизирует внимание, мышление, память, эмоции ученика. А основная наша задача связана, считаю, с формированием общей культуры — растить Читателя, который понимает текст учебного, научного или художественного содержания, может проявить и обосновать свою позицию, свободно владеет речью. Рассмотрим, как распределяется время на уроке с использованием данной технологии, и зафиксируем виды деятельности учителя и ученика.

Таблица 2

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Формирование пар или групп;

Получение заданий;

Инструктаж;

Индивидуальная работа.

5–7

Направлена на активизацию деятельности учащихся, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему уже известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Стадия осмысления

Отчёт групп

Чтение информационного текста

15–20

Направлена на сохранение интереса к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Учащиеся читают (слушают) текст, используя активные методы чтения, делая пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации

Стадия рефлексии

Осуществляется творческая переработка, анализ и систематизация изученной информации

Беседа с классом по вопросам

7–10

Учитель возвращается к началу урока, сопоставляет цели и результат деятельности, предлагаются творческие или практические задания на основе изученной информации

(или обратная связь+ контроль)

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Выводы

1) Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания и на мнение собеседника;

2) Организация учебного процесса с использованием данной технологии проходит на основе группового и/или коллективного обучения (в деятельность и продуктивное взаимодействие на уроке вовлечены все);

3) Использование ТРКМ требует от учителя не менее скрупулёзной работы на стадии подготовки, распределения ролей, подготовки инструкций группам, отбора текстов для анализа и сопоставления и т. п., чем любая другая образовательная технология, но она эффективнее (Приложение № 2);

4) Учитывая, что почти треть ошибок на ОГЭ учащиеся совершают из-за неправильно прочитанного и понятого задания, применение технологии развития читательской грамотности, умений работать с информацией является залогом будущего успеха ученика во время прохождения им аттестационных процедур.

Заключение

Учитель, работающий в школе в начале XXI века, может считать свою миссию успешной, если у учащегося сформирована компетентность мышления:

– понимание, анализ и интерпретация задачи, выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, креативное и системное мышление.

Именно эти обстоятельства и победили меня особое внимание уделить развитию у учащихся навыков работы с текстом.

Приложение 1

Сравнение традиционного обучения итехнологий обучения (поГ.К.Селевко) [9]

Позиции

для сравнения

Традиционное обучение

Технологии обучения

Обязательно ли предварительное проектирование?

Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме много раз.

Да. Заметим, что педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовой технологической картой урока.

Как учителем осуществляется формулировка когнитивных (блочных) целей урока?

Через свою собственную деятельность или через изучаемое содержание.

Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока или изучения всей темы.

В чём состоит ведущая деятельность учащихся на уроке?

Слушание учителя и более успешных учеников; наблюдение за действиями других.

Деятельность по освоению действий, владение которыми является когнитивной целью урока.

Какой применяется контроль?

Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни), тематический, итоговый.

Встроенный в процесс, поэлементный и обеспечивающий обратную связь.

Возможности для передачи и заимствования другими педагогами.

Ограничены. При изучении чужого опыта может быть принята педагогическая идея, а чаще — перенимаются отдельные приёмы работы.

Велики, поскольку в основе технологий лежат научные теории, а наука универсальна и объективна. В технологии слабо проявляются личностные качества их авторов.

Гарантирует ли достижение планируемых результатов?

Трудно ответить однозначно, поскольку цели определяются неконкретно.

Да. Если не так, то технология пока не освоена учителем и учащимися, или для её применения нет соответствующих условий.

Приложение 2

Традиционное обучение, положительные иотрицательные стороны

Традиционное обучение

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения;

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;

Организационная четкость;

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение, однообразие;

Нерациональное распределение времени урока;

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания;

Учащиеся изолируются от общения друг с другом;

Отсутствие самостоятельности учащихся.

Литература:

  1. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250
  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» https://docs.edu.gov.ru/id132
  3. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе. — М.: Астрель, 2002.
  4. Лобжанидзе А. А., Амбарцумова Э. М., Барабанов В. В., Дюкова С. Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по географии. М.: ФИПИ, 2019.
  5. Барабанов В. В. Я сдам ЕГЭ! География. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. — М.: Просвещение, 2017. — 139, [5] с.: ил.
  6. Методические рекомендации для учителей-предметников по использованию анализа результатов ГИА-2019 по географии в образовательном процессе Кузнецова Т. С., проректор, доцент КЕНО СПбАППО, к.п.н. https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/12/ %D0 %9C %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5- %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8- %D0 %BF %D0 %BE- %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8E- %D0 %B3 %D0 %B5 %D0 %BE %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %84 %D0 %B8 %D1 %8F- %D1 %81- %D1 %83 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BC- %D0 %93 %D0 %98 %D0 %90–2019.pdf
  7. Сдам ГИА: решу ОГЭ по географии https://geo-oge.sdamgia.ru/
  8. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя.— КАРО, СПБ,2009.
  9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  10. Даутова О. Б. Дидактика высшей школы: Современные педагогические технологии обучения студентов. СПБ.: Издательство РГПУ им.А. И. Герцена,2011.
  11. ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ география http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445
  12. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И., Гринева М. И. и др. Учим успешному чтению. — М.: Просвещение, 2011. — 88.
  13. Большаков А. П. Основы смыслового чтения и работа с текстом.7–9 классы. Волгоград. Издательство «Учитель»,2012.
Основные термины (генерируются автоматически): традиционное обучение, учитель, смысловое чтение, учащийся, действие учащихся, критическое мышление, образовательная технология, обратная связь, учебный материал, учебный процесс.


Похожие статьи

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального проекта в условиях реализации ФГОС

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Похожие статьи

Курс «Основы технологии исследовательской деятельности» как механизм подготовки обучающихся к выполнению индивидуального проекта в условиях реализации ФГОС

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Формирование глобального мышления у школьников путём реализации метапредметной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Задать вопрос