Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 23.05.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Чигладзе, К. И. Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе / К. И. Чигладзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 729-731. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70486/ (дата обращения: 09.07.2020).



В условиях современного мира образование играет важнейшую роль в жизни любого человека. Сегодня образование — обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование является основным, естественным, неотъемлемым правом человека. Каждый ребенок может воспользоваться этим правом, несмотря на наличие умственного или физического недостатка.

Одной из актуальных проблем сферы образования во всем мире является включение в процесс образования детей с особенностями психофизического развития. Особую категорию среди таких детей представляют дети с синдромом Дауна (СД). В настоящее время это самая распространенная генетическая патология. По статистике, частота рождений детей с СД в мире составляет 1 на 1000 [3, с. 66].

Дети с СД имеют ряд особенностей физического, когнитивного и эмоционального развития, которые вызваны наличием одной лишней хромосомы. Во всем мире таких детей называют «солнечными», так как они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они лишены агрессии, не умеют обижаться и злиться. Как все дети, они любят играть, танцевать, читать, изучать что-то новое [4, с. 352]. Но развиваться, учиться и проявлять свои способности и таланты дети с СД могут лишь в атмосфере любви и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

Общепризнанным является факт, что дети с СД обучаемы. Во многих странах для таких детей организовано инклюзивное образование, когда они занимаются в обычных общеобразовательных школах со своими сверстниками, включены в общий процесс обучения, а также впоследствии могут быть трудоустроены.

Одной из важных целей школьного обучения является достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения. Для детей с СД школа с хорошей образовательной программой должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (арифметике, чтению и письму), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос, выполнить работу, которая должна быть выполнена, научить усидчивости и концентрации, иными словами научить учиться [2, с. 18].

Инклюзивное образование — новая парадигма образовательных систем, принятых во многих странах мира. Одной из важнейших составляющих этой системы является сопровождающий (ассистент).

В зарубежной литературе чаще встречается определение тьютор (от англ. tutor) — специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Тьюторское сопровождение ученика — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [1, с. 3].

Деятельность сопровождающего (тьютора) строится как средство компенсации помех в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика. Тьютор является посредником между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т. д. Он проектирует события, целью которых является выявление и поддержка образовательных интересов учащегося, организует его включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую и т. д.)

Для сопровождающего объектом сопровождения становится сам ребенок с СД и его личность. Главный аспект сопровождения — создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Он может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с СД, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.

Основными функциями сопровождающего (тьютора) являются следующие:

− организация, контроль и помощь в осуществлении школьного режима — организаторская функция;

− организация инициирования индивидуальных образовательных интересов — функция фасилитатора;

− консультирование будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ — функция коуча [1, с. 32].

Следует отметить, что сопровождающий (тьютор) не занимается организацией учебного процесса, его основные задачи следующие:

1) Осуществление помощи ученику с СД концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, различать по назначению урок и перемены, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя.

2) Оказание помощи своему подопечному в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного поведения. Сопровождающий призван помогать удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имеют возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывается, учитель не отвлекается на «особого» ученика.

3) Предоставление учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, помощь педагогу и узким специалистам в корректировании учебного плана в соответствии с выявленными особенностями учащегося.

Резюмируя изложенное выше, следует заметить, что сопровождающий — специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Взаимодействие и процесс общения сопровождающего (тьютора) не связаны только лишь с конкретным обучающимся, когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т. п. Значительная часть рабочего времени уходит именно на координацию деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка [1, с. 34].

Основная координирующая роль сопровождающего в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования отображена на рисунке 1.

Рис. 1. Роль сопровождающего (тьютора) в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной общеобразовательной школе

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей этой категории, способом их успешной адаптации в школьной среде, методом раскрытия их возможностей обучения. Наличие сопровождающего (тьютора) способно обеспечить качество развития, обучения и воспитания ребенка с СД, и, как следствие, качество жизни самого ребенка и воспитывающей его семьи.

Литература:

  1. Алещенко, С. В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, cпециалистов образовательных учреждений / С. В. Алещенко. — Томск: ОГКОУ «Центр ПМСС», 2014. — 42с.
  2. Медведева, Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна / Т. П. Медведева. — М.: Монолит, 2007. — 80 с.
  3. Осотова, О. Н., Мельникова, А. Л. Организация школьного образования детей с синдромом Дауна / О. Н. Осотова, А. Л. Мельникова // Пермский педагогический журнал. — 2018. — № 9. — с. 66–72
  4. Халилова, Т. В. Инклюзивное образование детей с синдромом Дауна / Т. В. Халилова // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления. Материалы научно-практической конференции. под ред. С. А. Ан. — Барнаул: АлтГПУ, 2016. — с. 351–355
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическое сопровождение ребенка, индивидуальная образовательная программа, инклюзивное образование, образование, сопровождающий.


Похожие статьи

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях

В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку [1]. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период

Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к...

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

ребенок, инклюзивная группа, инклюзивное образование, образовательный процесс, педагогический коллектив, образовательная программа детей, образовательная программа, коррекционная работа... Модель комплексного сопровождения семей...

Похожие статьи

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях

В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку [1]. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на развитие ребёнка и его адаптацию...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок...

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей...

Казакова, Е. И. Сопровождение развития новая образовательная технология [Текст] / Е. И

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период

Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к...

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

ребенок, инклюзивная группа, инклюзивное образование, образовательный процесс, педагогический коллектив, образовательная программа детей, образовательная программа, коррекционная работа... Модель комплексного сопровождения семей...

Задать вопрос