В статье рассматриваются суждения К. Малевича, связанные с возможностью выражения идей жизнестроительства в характеристиках беспредметного искусства.
Ключевые слова: К. Малевич, супремтизм, жизнестроительство, беспредметность, искусство.
Кризис культуры начала ХХ века, во много предопределивший дальнейшие изменения на протяжении всего столетия, оценивался современниками как «глубочайший», затрагивающий изменения основ самой жизни. Выступая на публичной лекции в Москве 1 сентября 1917 года, Н. Бердяеву удалось метко охарактеризовать суть происходящих процессов: «Окончательно померк старый идеал классически-прекрасного искусства, искусство судорожно стремится выйти за свои пределы. Никогда еще так остро не стояла проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства к творчеству самой жизни, новой жизни» [2, с. 3]. Философ говорит о значительной роли нового искусства в преображении действительности. Осознание дисгармонии мира повлияло на «сильную реакцию духа», что способствовало актуализации жизнестроительных проектов [3, с. 72]. Эти установки особенно ярко проявились в русском авангарде начала ХХ века, в направлениях которого был реализован радикальный переход от видения материальных субстанций к их нематериальному выражению, что повлияло на утрату значимости самой материальной формы в искусстве.
Парадоксальная связь суждений о строительстве нового мира с принципом беспредметности в искусстве получила отражение в теософских идеях супрематизма. Анализ произведений К. Малевича позволяет вывить ключевые особенности супрематических взглядов на проблему соотношения искусства и действительности. Одной из главных работ К. Малевича, в которой объясняется стратегия переустройства жизненного пространства на основе преобразования мира в соответствии с идеями универсальной гармонии, явился труд «Мир как беспредметность, или Вечный покой», законченный автором в1922 г. В своих рассуждениях автор связывает сферу искусства и метафизику. Творчество, ориентированное на переустройство мира, К. Малевич трактует в «планетарном» и даже «космическом», «вселенском» масштабе, он предлагает свою модель миропорядка, что перекликается с символистскими идеями, согласно которым художник «не копирует, а творит свой мир» [1, с. 50]. В этом проявляется позиция художника, связанная с созданием и выражением ценностного содержания действительности, превалирующего над формой ее обыденного материального воплощения, что порождает беспредметность художественных произведений.
Беспредметное искусство становится методом «чистого познания», которое способно открывать содержательные уровни мироустройства. В связи с этим К. Малевич пишет: «Мысль создала практический предметный мир, мысль же должна прийти и к беспредметному итогу, победив свой пустой бег сочинений». [6, с.70]. Развитие мысли у художника не зависит от внешних факторов, оно возводится в бытийственный вопрос духовной энергии, реализуемой в соответствующих «знаках-формах». Посредству этих образований в творчестве осуществляется столкновение противоположностей и единства мира через его переустройство.
Исходя из представлений о том, что мир, сотворенный человеком, аналогичен миру природы, К. Малевич обращается к природе как образцу разумного устройства и источнику вдохновения. Поэтому автор обращается к идеям жизнестроительства, связанным с тождеством искусства и жизни. Художник видит мир как совокупность объективно существующих объектов, которые преломляются в системе условных знаков, функций и отношений. И в этом художественном видении реализуются принципы искусства супрематизма, в которых отражается свобода мысли, преодолевающая предметную тождественность изображения в абстрактных и символических композициях.
Практическая роль беспредметного искусства проявляется не только в взаимодействии объекта и субъекта в ходе познавательной и творческой деятельности, но также в его цели — «воздвигать новое реальное», которое преодолевает связь с традициями искусства прошлого и настоящего. К. Малевич размышляет о появлении «Нового» в супрематической композиции, которое реализуется как «живописная реальность», в которой отражается «чисто практическое происхождение вещей». Это означает, что целью искусства является творческая интуиция создание «пластических ощущений», позволяющих сделать супрематизм самой жизнью. По словам К. Малевича, супрематизм должен стать «тем солнцем, в теплоте которого распустилась бы харчевая жизнь» [5, с.113]. Внеэстетическая, на первый взгляд, композиция и форма обретает главенствующее значение. Материальность как таковая не может быть выше и главнее всего, она — дополнение к форме и отдельно не имеет ни пространства, ни времени, и реализуется тогда, когда в пространстве и времени возникает творческое изображение.
В образном понимании супрематические формы отражаются такие атрибуты вселенной, как время, пространство, движение. Также композиция «простых форм», выстраиваемая уже не по классическим живописным канонам, а на основании бытийных качеств, ориентирована на постижение «практического совершенства». Супрематическая модель не изображается, но конструируется, поскольку задумывается как средство к движению «из проекта, начертанного на холсте, к постройке этих отношений в пространстве», и далее — к жизнестроительству [4, с.123].
Изначально беспредметность знаменует идеальный мир форм вне подражания предметной и утилитарной образности. К. Малевич создаёт принципиально иную иерархию первоэлементов действительности, которые обращаются к духовному восприятию: белый квадрат — знак «чистого», потенция нового миростроения, черный квадрат — знак «экономии», красный квадрат — знак «революции». Автор отстаивает «живописную природу» беспредметного искусства, которое выражает структурные связи пластических решений — ритмичность, геометрия и т. д.
Поэтому не случайно смысл миропонимания К. Малевича оказывается связанным с открытием «Черного квадрата». Это супрематический знак-символ первопространства. Поэтому квадрат становится основой всех супрематических форм, он обладает возможностью перехода из «чисто познавательной системы» в другую — в социальную, поскольку содержит в себе универсальный смысл. Квадрат может составить базу формы любой утилитарной вещи: от предмета интерьера до технического оборудования; он может выполнять прикладную функцию, выступать в качестве «супрематического украшения». И в этом значении «утилитарное совершенство» квадрата определяется его сочетающей способностью и полифункциональностью. Квадрат определяется как некое «начало», выражающее значение фундаментальных характеристик познания и практического преобразования мира.
К. Малевич размышляет о возможности вывода беспредметных форм в предметный мир: «Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй — как форма, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематического украшения» [4, с.151]. Супрематизм опирается на реализацию множественности сочетания символов-форм и создаётся не только для визуализации умозрительной реальности, но и в качестве проводника в пространство универсального конструирования. Супрематизм как беспредметное искусство, таким образом, оказался «открытым» для сферы предметно-прикладного творчества.
Таким образом супрематизм стал не только итогом и целью художественного новаторства К. Малевича, в нем реализовывались философские идеи, связанные с преодоление живописи как вида искусства в стремлении выразить универсальные законы мироздания в предельно обобщенных абстракциях, что парадоксальным образом открывает связь творчества с предметно-утилитарной сферой. Такой ответ дает русский художник-авангардист вызовам времени, пытаясь преодолеть границы бытия-не-бытия и увлечь идеями жизнестроительства.
Литература:
- Астахов О. Ю. Импрессионизм как основа поэтики символа в раннем творчестве В. Я. Брюсова // Серебряный век: философско-эстетические и художественные искания. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1996 — С. 46–51.
- Бердяев Н. А. Кризис искусства. (Репринтное издание). — М.: СП «Интерпринт», 1990. — 48 с.
- Голенок М. П. Дизайн в культуре русского авангарда: самоопределение, функционирование, дискурс идентичности // Вестник Вятского государственного университета. — 2007. — № 3(18). — С. 68–74
- Малевич К. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. — М.: Гилея, 1995. — 394 с.
- Малевич К. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. — М.: Гилея, 1998. — 371 с.
- Малевич К. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. — М.: Гилея, 2000–390 с.