Анализ ИТ-решений, приводящих к трансформации бизнеса, на примере телекоммуникационной отрасли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 19.05.2020

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Зайниева, А. С. Анализ ИТ-решений, приводящих к трансформации бизнеса, на примере телекоммуникационной отрасли / А. С. Зайниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70206/ (дата обращения: 07.07.2020).



В статье представлен тенденции развития телекоммуникационной отрасли, состояние отрасли и проведен конкурентный анализ.

Ключевые слова: платное ТВ, структура рынка, рынок, телекоммуникационная отрасль, российский рынок телекоммуникаций, доход операторов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие телекоммуникационной отрасли направлено на следующие индустриальные тренды: стагнация телеком-сферы, переход конкуренции на уровень экосистем и становление платформенной бизнес-модели [1,2].

Для глобального рынка телекоммуникаций объем, которого в 2018 г. вырос до 3,9 трлн. долларов США, характерны такие тенденции: цифровизация телекоммуникационных компаний, развитие «интернета-вещей» (IoT), включая проекты «умных городов» и услуги «умного дома», рост потребления видеоконтента, а также активное тестирование и развитие сетей 5G. Продолжаются разработки в области цифровой безопасности, защиты данных и облачного видеонаблюдения [1,2].

Рост рынка телекоммуникаций в России за 2018 г. составил 3,4 %, что стало лучшим результатом за последние пять лет. Объем рынка достиг 1,7 трлн. руб. [1] Рынок телекоммуникаций в России консолидирован четырьмя основными игроками. Основным фактором роста рынка стала растущая второй год подряд выручка от мобильной передачи данных. Уверенные результаты в отрасли в 2018 г. продолжает поддерживать прошлогодняя инициатива операторов по отказу от ценовой конкуренции и увеличению предложения услуг. Рынки ШПД и платного ТВ также показали стабильную положительную динамику. Объемы услуг фиксированной телефонной связи и некоторых модераторских услуг продолжили сокращаться, однако темпы снижения замедлись. Более 2/3 рынка, как и в предыдущие годы, формирует клиентский сегмент физических лиц [3,4].

Доходы российского рынка телекоммуникаций представлен на рисунке 1.

Рис.1. Доходы российского рынка телекоммуникаций, 2015–2023 гг., млрд. руб. [4]

Российский рынок телекоммуникаций разделен между несколькими крупнейшими игроками с совокупной долей рынка около 80 %: МТС, «Мегафон», «Ростелеком», «ВымпелКом» и «Tele2 Россия» [4]. Состояние телекоммуникационной отрасли и конкурентный анализ по IT-технологиям представлен в таблице 1.

Таблица 1

Обзор телекоммуникационной отрасли иконкурентный анализ по IT-технологиям (составлено автором по [1,4].)

Показатель

Состояние рынка

Условное обозначение

Широкополосный доступ в Интернет (ШДП)

Структура рынка ШПД в сегменте B2C по доходам операторов, 2018 г., %

Ростелеком

«ЭР-Телеком»

МТС

Прочие

Структура рынка ШПД в сегменте B2B по доходам операторов, 2018 г., %

Ростелеком

«ВымпелКом»

МТС

Прочие

Платное ТВ

Структура рынка по доходам операторов платного ТВ, 2018 г., %

Ростелеком

«ЭР-Телеком»

«Триколор»

Прочие

Структура выручки по технологиям платного ТВ, 2018 г., %

Кабельное ТВ

Спутниковое ТВ

IPTV

Data-центры (ЦОД)

Доли лидеров рынка коммерческих центров хранения и обработки данных по числу стоек, 2018 г., %

Виртуальные мобильные операторы (MVNO)

Структура рынка MVNO по количеству абонентов

Ростелеком

Yota

МТС

Прочие

Фиксированная связь

Структура рынка фиксированной связи, 2018 г., %

Ростелеком

«ВымпелКом»

МТС

Прочие

Число абонентов фиксированной связи, 2015–2023 гг. млн.

Рынок ОТТ

Прогноз развития рынка ОTT по структуре доходов, 2014–2023 гг., млрд. руб.

Таким образом, проникновение широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в 2018 году приблизилось к 60 %. Общая абонентская база достигла 34,9 млн. за счет подключения нового жилого фонда и малых городов. Рост доходов индустрии от доступа к ШДП в 2018 году составил 3,2 % выручка операторов достигла 192,3 млрд. рублей. Важным фактором роста рынка в 2018 году стало увеличение среднего счета абонентов, что подтверждает тренд на рационализацию конкуренции и готовность абонента платить больше за стабильный и высокоскоростной интернет.

Рост числа абонентов платного ТВ в 2018 г. замедлился, но сегмент продемонстрировал положительную динамику, увеличившись на 2,6 %, до 43,9 млн. абонентов; уровень проникновения превысил 77 %. Выручка по сегменту также увеличилась на 10 % до 92,6 млрд. рублей. Средний счет на абонента составил 177 рублей без НДС, что на 10 рублей больше, чем в 2017 году. Сегмент кабельного телевидения продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке по объему выручки по сравнению с IPTV и спутниковым ТВ, но его доля постепенно снижается.

Основные тренды развития рынка ЦОД включают наращивание емкости ныне действующих дата-центров и ввод в эксплуатацию новых ЦОД. Помимо это прогнозируется развитие облачных сервисов. На российский рынок оказывают влияние рост потребности граждан и компаний в хранении и обработке данных, а также работа в рамках государственной программы «Цифровая экономика». Среднегодовой прирост рынка коммерческих стоек ЦОД ожидается на уровне не менее 9–10 % в ближайшие три года. Таким образом, ожидается, что к 2021 году в России будет эксплуатироваться около 56 тыс. стоек ЦОД. К тому же набирает популярность сервисная модель, подразумевающая переход на аутсорсинг собственной ИТ-инфраструктуры, что позволяет компаниям экономить на масштабе, а также соответствует модели «разделения» и исключает обеспечивающие процессы.

Рынок виртуальных мобильных операторов (MVNO) демонстрирует уверенных рост на протяжении последних двух лет и остается одним из перспективных направлений на рынке телекоммуникаций. Согласно исследованию «ТМТ Консалтинг», по итогам 2018 г. число абонентов MVNO составило 7 млн., что на 18 % больше, чем город ранее. Рынок MVNO осваивают компании из смежных отраслей. В 2018 г. ПАО «Сбербанк» запустило собственный бренд виртуального мобильного оператора «Сбермобайл». «Сбербанк» стал вторым банком после «Тинькофф банк», представившим рынку виртуального оператора связи в 2017 г. [1,4].

В 2018 году продолжилось снижение фиксированной телефонной связи на рынке. Проникновение услуги упало на 3 п.п., до 34,5 %, а количество абонентов сократилось на 1,9 млн. с 26,3 млн [1,3,4].

Рынок ОТТ продолжает показывать стабильно высокие темпы роста. Большую роль в его развитии играют рост предложения онлайн-кинотеатрами эксклюзивного контента, повышение лояльности пользователей к легальным ОТТ VoD-сервисами, выход на рынок таких крупнейших интернет-компаний, как «Яндекс» и «Рамблер». По оценкам «ТМТ Консалтинг», объем рынка онлайн-кинотеатров в 2018 году вырос на 48 % и достиг 11,2 млрд. рублей. Наиболее высокими темпами росли доходы, полученные по платной модели, — доля выручки по ней выросла до 69 %. По итогам года объем рынка вырос на 75 % и составил 7,85 млрд. рублей. Доходы от рекламы принесли 3,52 млрд. рублей, увеличившись за год на 10 %. По прогнозам, к 2023 году объем рынка ОТТ-видеосервисов составит около 36,0 млрд. рублей, на доходы от платных сервисов будет приходиться 86 % выручки. Средние темпы роста рынка (GAGR) в ближайшие 5 лет составят 26 % [1,4].

В 2018 г. российский рынок интернета вещей (IoT) достиг объема около 251,6 млрд. рублей. Сегмент является одним из быстрорастущих на рынке с прогнозными темпами роста около 18 % в год до 2022 г. В России развитие в области индустриального интернета в основном базируется на интеграции ИТ с основной деятельностью компаний, оптимизации бизнес-процессов и инициативах государства по цифровизации экономики. Производство и транспорт являются лидирующими отраслями по инвестициям в индустриальный интернет. Основными областями применения технологии на данный момент считаются контроль качества производимой продукции и оптимизация энергопотребления.

Стоит отметить, что руководители компаний, разрабатывающих ИТ-инструменты для работы с бизнес-процессами управления отмечают рост спроса и положительную динамику рынка. Снижение операционных затрат, рост скорости и качества выполнения процесса.

Литература:

  1. Исследование «ТМТ Консалтинг» «Российский рынок телекоммуникационных технологий», 2019 г. URL: http://tmt-consulting.ru/
  2. ТМТ Рейтинг «Российский рынок виртуальных АТС: итоги 2019 года»
  3. Годовой отчет ПАО «МТС»
  4. Годовой отчет «Ростелеком»
Основные термины (генерируются автоматически): MVNO, платное ТВ, структура рынка, рынок, Россия, телекоммуникационная отрасль, российский рынок телекоммуникаций, IPTV, доход операторов, фиксированная связь.


Ключевые слова

рынок, структура рынка, платное ТВ, телекоммуникационная отрасль, российский рынок телекоммуникаций, доход операторов

Похожие статьи

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

На сегодняшний день рынок телекоммуникаций более чем насыщен. Услуги сотовой связи настолько проникли на рынок, что люди уже начинали отказываться от фиксированной связи. Современное общество уже ни ем не удивить так...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых...

Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Ростелеком»...

IPTV — ключевой драйвер роста в сегменте платного телевидения.

Рынок платного ТВ продолжит рост за счет готовности абонентов платить за разнообразный и качественный

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС).

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рынок финансовых услуг включает в себя телекоммуникационные системы, которые направлены на повышение эффективности обращения общих финансовых ресурсов в экономике России. Раньше услуги в области телекоммуникаций были лишь сектором экономики, а...

Особенности инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли...

Особенности инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли как основной фактор развития.

Рынок телекоммуникаций — эффективный инструмент развития общества в целом [2].

Уже сейчас на услуги передачи данных с помощью IP (включая фиксированный и...

Особенности состава участников формирования капитала...

Современный этап развития российской экономики характеризуется многочисленными реформами и процессами преобразований. Российский сектор телекоммуникаций не является исключением и в настоящее время отрасль динамично и стремительно развивается и на...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка России становится мобильный Интернет. Продолжается стремительный рост проникновения мобильных устройств, подключенных к сети...

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Профессиональные участники рынка сотовой связи оправдывают данную стратегию: клиентская база прирастает в основном за счет потребителей, переходящих от одного оператора к другому, поэтому делить рынок на крупные сегменты не имеет смысла. Сейчас успех компании зависит...

Похожие статьи

Услуги в сфере телекоммуникации и их продвижение

На сегодняшний день рынок телекоммуникаций более чем насыщен. Услуги сотовой связи настолько проникли на рынок, что люди уже начинали отказываться от фиксированной связи. Современное общество уже ни ем не удивить так...

Анализ рынка операторов сотовой связи | Статья в журнале...

Рынок мобильной связи в настоящее время является наиболее динамично развивающимся как в России, так и во всем мире. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых...

Характеристика хозяйственной деятельности ОАО «Ростелеком»...

IPTV — ключевой драйвер роста в сегменте платного телевидения.

Рынок платного ТВ продолжит рост за счет готовности абонентов платить за разнообразный и качественный

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС).

Особенности конкуренции на российском рынке услуг мобильной...

В статье раскрываются особенности рынка услуг мобильной связи в России, формы и методы конкурентной борьбы между участниками рынка, показаны трудности вхождения на рынок, с которыми столкнулась компания Теле2.

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых...

Рынок финансовых услуг включает в себя телекоммуникационные системы, которые направлены на повышение эффективности обращения общих финансовых ресурсов в экономике России. Раньше услуги в области телекоммуникаций были лишь сектором экономики, а...

Особенности инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли...

Особенности инфраструктуры в телекоммуникационной отрасли как основной фактор развития.

Рынок телекоммуникаций — эффективный инструмент развития общества в целом [2].

Уже сейчас на услуги передачи данных с помощью IP (включая фиксированный и...

Особенности состава участников формирования капитала...

Современный этап развития российской экономики характеризуется многочисленными реформами и процессами преобразований. Российский сектор телекоммуникаций не является исключением и в настоящее время отрасль динамично и стремительно развивается и на...

Особенности сегментации корпоративных клиентов...

Ведущие операторы рынка связи, предоставляющие мобильные услуги, признают, что одним из основных драйверов роста мобильного рынка России становится мобильный Интернет. Продолжается стремительный рост проникновения мобильных устройств, подключенных к сети...

Стратегия развития региональной компании сотовой связи...

Профессиональные участники рынка сотовой связи оправдывают данную стратегию: клиентская база прирастает в основном за счет потребителей, переходящих от одного оператора к другому, поэтому делить рынок на крупные сегменты не имеет смысла. Сейчас успех компании зависит...

Задать вопрос