Конец XIX и начало XX века отмечены появлением символизма в литературе. Особенность этого течения привела к творческому разнообразию всех писателей и поэтов, которые работали в этой области. Это течение позволило нам познакомиться с уникальными творческими особенностями таких талантливых писателей и поэтов, как С.Малларме, О.Уайльд, А.Рембо, А.Блок, В.Брюсов, А.Белый и других. А в истории узбекской литературы этот период рассматривается как период творчества джадистов и символизм, возникший развивавшийся в европейской литературе, не обошёл и поэзию джадистов.
Символизм также сыграл большую роль в узбекской литературе. В узбекской классической литературе май — это жизнь, цветок — возлюбленная, орел — гордость, муравей — символ трудолюбия используется с древних времен. Символы также широко использовались в фольклоре. Героические эпопеи о Рустаме c древних времён распространены в Центральной Азии, Иране и Афганистане. Рустам — идеальный герой. В героических эпосах он всегда интерпретируется как сторонник народа. Рустам это мечта народа, символическое выражение несравненной силы. Символы в лирике раскрывают их истинное значение действует как ключ к передаче. Яблоки, ивы, айва, персики, миндаль, красные и белые цветы, гуси, утки, голуби, лошади, муравьи и др. это один из самых распространенных символических образов. Допустим, только один из них уходит в исторический корень символического изображения яблока при просмотре можно наблюдать следующую сцену. Только яблоки важно не только в лирических песнях, но и в народных сказках и эпопеях служит художественным элементом. Таким образом, в узбекской литературе символы раскрывали художественное и идеологическое содержание произведений. Однако только в двадцатом веке символы начали использоваться в работах в определенной системе понятий. Это связано прежде всего с технической революцией и появлением джадидской литературы. А символизм составляет основу деятельности большинства джадидов. Эти обстоятельства имеют прямое отношение не только к узбекской литературе начала ХХ века, но и к жизни узбекского народа.
Узбекская литература вошла в двадцатый век в совершенно ином свете. Двадцатый век был временем смуты не только в жизни узбекского народа, но и в жизни всего мира. К этому столетию скорость жизненных процессов резко возросла. Темпы социальных изменений резко ускорились. В начале этого века была свергнута многовековая дремлющая жизнь народа Туркестана. Инновации в мышлении, появление технологий и ускорение обмена информацией изменили образ жизни туркестанцев. До сих пор наша национальная литература не шла рука об руку с нашей национальной жизнью. Хотя наша литература не была полностью отделена от жизни, проблемы общественной жизни полностью ее не преодолевали. К двадцатому веку литература ожила. Не довольствуясь этим, он начал пытаться изменить свою жизнь. Джадидская литература была полностью о пробуждении нации. Главными героями этой литературы были, как и в прошлом, высокопоставленные чиновники или деятели, освещенные божественной силой, но обычные люди, пришедшие из масс, вернулись к ним и поэтому имели больше шансов повлиять на людей. Джадидские писатели пытались выразить новые темы в новых жанрах и с помощью новых образов. Джадидская литература стала ближе к публике не только по предмету, но и по выражению. В искусстве тонкость изображения, а не новизна выражения, важнее, чем серьезность и четкость выражения. Поэзия перешла от мечтательных мелодий к пальчиковой открытости. Пение стало приглашением.
Вывод из вышесказанного заключается в том, что именно джадисты приспособили традиционные концепции символизма в своих творениях к духу времени. Если речь идёт о них, то можно увидеть, как богато на символы их поэзия. В число таких поэтов входят такие джадисты как, Чулпон, Абдурауф Фитрат,Хамза Хакимзода Ниязи, Абдулла Авлони и др.
Не будет преувеличением сказать, что из вышеназванных джадистов, по большой степени основу поэзии Чулпона составляют литературные символы. Большинство узбекских литературоведов утверждают, что именно литературные символы раскрывают искреннее значение стихотворения Чулпона «Красавица».
И луну я найду, и спрошу у нее:
Может, видела где-то тебя в небесах?
И ответит: «Во сне я встречала ее
Щек румянец я помню и нежность в глазах.
Я несчастен, я однажды тебя полюбил,
И от страсти горю, и сгораю в огне.
Как тяжел этот путь, на который вступил,
И бреду по нему как в бреду, как во сне
По мнению литературоведов, это стихотворение может показаться на первый взгляд о любви, но Чулпон указывает на поиск лучшей жизни с помощью таких символов, как луна и звезда. Луна олицетворяла красоту и изящество, полумесяц символизировал рождение, возрождение, благородную жизнь, а огонь считался символом невежества, и это намёк на трудности ситуации. Чулпон воплощает свободу, которую невозможно достичь в форме прекрасной души. Так что критики убеждены, что стихотворение «Красавица» это — идея стремления к свободе. Или ж в следующих отрывках Фитрат, через символ матери обращается к родине:
Моя мать! Вам нужна душа, чтобы спасти вас?
Нужна вера и совесть?
С кровью Тимура и Чингиза из наших вен,
Скажи это! Вам нужна кровь, чтобы спасти вас?
Поэзия Хамзы Хакимзоды Ниязи такая дружелюбная, обаятельная, привлекательная, что он был в состоянии создать поэтический мир, который отличался от других своей необычайной чувствительностью и цветом. Те, кто близко знаком с жизнью и творчеством Хамзы Хакимзоды Нийози, может раскрыть его идейно -художественный мир на примере отрывки этой басни и в этой басне скорпион является противостоящей силой, а черепаха представлена символом простого народа:
«Что ж, садись на черепашью спину,
Я тебя в несчастье не покину!»
Сел на черепаху скорпион,
А кругом вода со всех сторон.
Выпустил он жало и с размаху
Поразить собрался черепаху
Джадисты сыграли важную роль в духовном развитии нашего народа. Творчество джадистов можно считать уникальным отражением эстетического мышления. Популярность джадистского поэтического искусства заключается в его близости к духу и мышлению народа. Если исходить из особенностей характера нашего народа, это приведет к тому, что через символы будет доступнее излагать ту или иную ситуацию. Это указывает на то, что символизм играл особую роль в поэтике джадистов.
Литература:
- Абдырахманов Т. А. исламский Мир: прошлое и настоящее. Бишкек-2015.
- Бартольд В. В. ислам и культура мусульманства. –М.,1992.
- Сыйырбеков А. С. Роль и место хаджей-джадидов в развитии мусульманского образования // Молодой ученый. — 2017.
- Козокбой Юлдашев, Бегали Косимов, Валижон Кодиров, Жалолбек Юлдашбеков. //Адабиёт. Умумий урта таълим мактабларининг дарслик мажмуаси. 2017.
- Фитрат. Избранные сочинения (Танланган асарлар).Т.1.- Ташкент:Маънавият,2000.