Современные тенденции противодействия коррупции в сфере капитального строительства: международный опыт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Ходжаев, М. Ф. Современные тенденции противодействия коррупции в сфере капитального строительства: международный опыт / М. Ф. Ходжаев, А. А. Одилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69943/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы применения передовых международных стандартов по борьбе с коррупцией в сфере капитального строительства в законодательстве Республики Узбекистан.

Ключевые слова: коррупция, капитальное строительство, государственные закупки, общественный контроль.

Изучение зарубежного опыта по противодействию коррупции в области капитального строительства показывает, что в западноевропейских странах и в США основные субъекты капитального строительства являются представителями частного сектора. Следовательно, актуальным является регулярная разработка в внедрение действенных механизмов для предотвращения коррупции в частном секторе.

В Республике Узбекистан, как и в странах СНГ, основным субъектом капитально-строительной системы, а также главной жертвой коррупционных рисков в этой сфере является государство. Это требует несколько иного подхода к разработке антикоррупционных программ.

Конкретного официального международного документа по предупреждению коррупции и устранению коррупционных рисков только в сфере капитального строительства не существует. Но рядом ведущих международных организаций как ООН, Всемирный банк и Еврокомиссия подготовлены аналитические документы и рекомендации, направленные на снижение уровня коррупции в данной сфере.

В частности, шестнадцатая Устойчивая Цель развития ООН направлена на построение мирного, справедливого и безопасного общества. Одной из важных направлений этого целя является устранения коррупции в мировой системе капитального строительства, которая сегодня «крадет» несколько триллионов долларов ежегодно [1].

С другой стороны, Всемирный банк разработал систему оценки государственного управления для распределения и использования земель (Land governance Assessment framework 2013), которая считается первым этапом развития сектора капитального строительства. В рамках этой платформы, которая работает с 2013 года, проводится оценка системы землеустройства государств, формализации прав собственности на землю, продуктивного использования земель сельского хозяйства, лесного хозяйства и населения по 9 направлениям. На сегодняшний день в рамках данной программы проведена оценка правовой и институциональной основы системы землеустройства более чем в 40 странах мира [2].

Еще одна из международных организаций, успешно осуществляющих деятельность, направленную на содействие прозрачности и искоренение коррупции в этой сфере, является «CoST». Эта программа действует с 2012 года, и сегодня она организует мероприятия в сотрудничестве с 15 странами. В ходе проведенных мероприятий были рекомендованы следующие меры по противодействии коррупции в данной сфере:

– раскрытие всей информации, внесенной заказчиком при осуществлении государственных закупок;

– участие общественности в тендерном (отборочном) процессе по каждому объекту государственной закупки, а также открыт доступ к всем документам и результатам тендерного (отборочного) процесса и результатов;

– приобрести общественную социальную активность путем создания общественных мониторинговых групп[3].

Эта организация разработала специальные руководящие принципы по предупреждению коррупции в строительной системе для граждан государств, не являющихся ее членами. Что касается государств-членов организации, то организация всегда предлагает свою дополнительную антикоррупционную экспертизу на крупных строительных объектах. Такая практическая деятельность привела к тому, что некоторые государства сохранили бюджетные средства в большом размере.

В частности, в результате проведения экспертизы по поводу моста в Гватемале, который попал в государственную программу из-за якобы в аварийного состояния, выяснилось, что в ремонте нет необходимости. Должностные лица, использовавшие «аварийный» момент, хотели передать контракт на 5 миллионов долларов, знакомому подрядчику без отбора, с использованием экстренных экспресс-процедур. В итоге контракт был расторгнут, а бюджетные средства сэкономлены[4].

Эта организация призывает к сотрудничеству утверждая, как некоммерческая организация, осуществляет общественный контроль в системе капитального строительства, оказывает более эффективное давление на должностных лиц всех уровней, чем местные СМИ, и защищает права местных подрядных организаций. Для эффективного применения мер было бы целесообразно наладить сотрудничество с аналогичными организациями в нашей стране.

В качестве еще одной международной программы, способствующей прозрачности в этой сфере, мы можем брать программу «Open contracting partnership», которая в 2012 году была отделена от Всемирного банка как отдельная программа. Эта организация способствует открытому доступу к публичному интернету любых государственных закупок, проводимых государственными органами, организациями, ведомствами и учреждениями, а также государственными предприятиями. На сегодняшний день программу этой организации реализовали более 30 стран, и эта инициатива была высоко оценена этими странами.

В качестве одного из основных правил программы «Open contracting partnership» рассматривается идея собрать все документы, которые будут формализованы в процессе проведения государственных закупок в сфере капитального строительства, отбора земельных участков, проектных работ, экспертизы, тендерной (отборочной) торговли, договора с подрядчиком, строительных работ и приемки объекта в единый пакет документов на право заключения договора[5].

Программа также разработала перечень документов, которые должны быть опубликованы программой, единичные образцы этих документов для всех стран, а также перечень информации, которая должна быть указана в этих документах.

В рекомендациях, сделанных зарубежными экспертами по предупреждению коррупции в данной сфере, можно встретить немало описаний, связанных с правилами поведения.

В частности, по минимальным требованиям неправительственной международной организации «Transparency international» любой орган или организация, осуществляющая государственные закупки в сфере строительства, должны:

– установить «правила этикета», которые включают в себя строгие правила противодействия коррупции и информирования о конфликтах интересов, коррупции в ней, а также обеспечить защиту сообщаемых лиц (осведомителей);

– составить черный список компаний, которые понесли убытки из-за возможных коррупционных действий. Исключить их из тендеров на определенный период времени;

– поощрять участие независимых неправительственных организаций и представителей общественности в процессе проведения тендеров и строительства объектов, а также осуществление ими мониторинга[6].

Хотя некоторые предлагаемые организацией минимальные требования для предотвращения коррупции в капитально-строительном секторе имеют место в нашем законодательстве в той или иной форме, но большинство из них не имеют практической реализации в нашей стране по основополагающим требованиям.

Тендерные торги будут проходить в форме собрания, в котором принимают участие изъявившие желание представители оферентов. Установлено, что собрание оформляется протоколом и оферентам направляется уведомление о его результатах.

Ряд экспертов обосновывают использование таких старых методов как проведение тендерных торгов в формате встречи, а также сдачу предложений оферентами в запечатанном конверте тем, что информация о предложениях каждого претендента не раскрывается именно таким образом.

Но, на наш взгляд, и в этом направлении обеспечение конфиденциальности в работе с онлайн-платформами и информацией о претендентах с использованием IT-технологий способствовало бы экономии времени и финансовых средств, будучи созвучным проводимой государством политике. В связи с этим, согласно отчету, составленному Европейской комиссией в 2013 году, использование криптографических технологий при проведении государственных закупок, в том числе торгов, как показано, положительно оценивается в 18 странах Европейского Союза [7].

Если будем учитывать тот факт, что данная платформа экономит время и средства, облегчает участие претендентов из других регионов в тендерах и минимизирует человеческий фактор в этом процессе, то все это послужит снижению рисков коррупции в тендерах.

И можем сказать, что повышение прозрачности процессов государственных закупок может повлиять на уровень конкуренции на рынке, например, на количество и качество государственных закупок. качество участников торгов. Таким образом, система электронных закупок может решить ряд проблем, которые часто выявляются компаниями, желающими участвовать в публичных закупках. процессы закупок, такие как фаворитизм, когда привилегированная информация распространяется среди фирм, связанных с закупающими должностными лицами или по их согласованию [8].

Например, исследование, анализирующее общественные работы с помощью электронных закупок в Индии и Индонезии, показывает, что электронные закупки помогли привлечь более качественных участников торгов. Несмотря на то, что правительство не снизило цены, качество предоставляемых услуг значительно улучшилось [9].

В этом плане интересным представляется и опыт Грузии, которая в 2010 году приняло решение о введении новой системы электронных закупок, целью которой было упрощение процесса закупок и повышения прозрачности путем регистрации всех аспектов процесса закупок.

Данную платформу часто называют примером передовой практики, и она была признана Организацией Объединенных Наций одной из лучших во всем мире [10].

В Грузии регулярные государственные тендеры объявляются на одном центральном веб-сайте, где компании могут затем подавать заявки онлайн на контракты, которые присуждаются тем, кто предложит самую низкую цену и соответствует всем необходимым критериям. Вся тендерная документация, подписанные контракты и любые изменения публикуются в этой инновационной системе, которая постоянно разрабатывается и совершенствуется Агентством по конкуренции и государственным закупкам с 2010 года [11].

Безусловно важным свойством государственных закупок в том числе и в сфере капитального строительства является обеспечение не только выгодной покупки в плане выбора товара или услуги с низкой стоимостью, но и качество, которое в строительстве занимает одно из самых важных мест. Ведь именно от качества построенного объекта зависит безопасность людей и что немаловажно — эффективность выделенных государством на это средств.

Использование информационных технологий в сфере капитального строительства и государственных закупок будет способствовать действенному повышению уровня противодействия коррупции и эффективности, что намного повысит эффективность расходования государственных средств и ресурсов страны.

Литература:

1. БМТ барқарор ривожлантириш дастурининг расмий сайти. “Fighting corruption in infrastructure — a must for achieving the 2030 agenda”. 2015.URL:https://www.undp.org/content/undp/en/home/blog/2015/12/9/Fightingcorruption-in-infrastructure-a-must-for-achieving-the-2030-agenda.html

2. Жаҳон банкининг расмий сайти. “Land governance assessment framework”.2020.URL:https://www.worldbank.org/en/programs/land-governance-assessment-framework#2.

3. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “Our principles”. 2020. URL:http://infrastructuretransparency.org/about-us/our-mission-and-vision/our-principles/

4. “CoST” қурилиш шаффофлиги дастурининг расмий сайти. “CoST” successful stories around the world”. 2015. URL:http://infrastructuretransparency.org/costimpact/

5. “Open contracting partnership” дастурининг расмий сайти. “The Open Contracting Data Standard model”. 2020. URL:https://www.open-contracting.org/data-standard/

6. Европа комиссияси ички бозор ҳамда хизматлар бошқармаси (DG MARKT EU). “E-procurement golden book of good practice”. 2013 йил. 40-бет. URL:https://ec.europa.eu/docsroom/documents/15443/attachments/1/translations/en/renditions/native

7. “The Electronic Bidding Construction Act.” № 1308. АҚШ. 2018 йил. URL: https://www.njleg.state.nj.us/2018/Bills/A1500/1308_I1.HTM

8. Amaral, Miguel and Saussier, Stephane and Yvrande-Billon, Anne, Auction Procedures and Competition in Public Services: The Case of Urban Public Transport in France and London. Utilities Policy, Fothcoming. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1109115

9. Lewis-Faupel et al 2014. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia. URL: http://economics.mit.edu/files/9781

10. United Nations Public Administration Network. 2012. “Georgian Electronic Government Procurement (Ge-GP) System Has Been Recognized As One of the Best Worldwide.” URL:http://www.unpan.org/Regions/AsiaPacific/PublicAdministrationNews/tabid/115/mctl/ArticleView/ModuleId/1467/articleId/31880/Default.aspx

11. Transparency International Georgia. 2013. “Georgia’s Eprocurement Platform is one of the Most Transparent in the World but Because of Loopholes, Too Many Contracts Bypass the System.” URL:http://transparency.ge/en/node/3117

Основные термины (генерируются автоматически): капитальное строительство, закупка, сфера, Всемирный банк, предупреждение коррупции, эта, общественный контроль, предотвращение коррупции, Узбекистан, частный сектор.


Похожие статьи

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа коррупционных составляющих в сфере закупок и необходимостью совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в контрактной системе. Целью исследования является изучение ...

Проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России

В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Уголовно-правовые меры противодействия коррупции в сфере государственных закупок

В статье автор анализирует уголовно-правовые меры противодействия коррупции в сфере государственных закупок, а также предлагает способы повышению эффективности противодействия коррупции в данной области.

Проблема противодействия коррупции в органах местного самоуправления

В статье автор исследует проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран

Настоящая статья посвящена анализу опыта противодействия коррупции в государственных закупках. Авторами исследуется российский и зарубежный опыт противодействия рассматриваемому негативному явлению.

Противодействие коррупции в странах Востока (на примере Объединенных Арабских Эмиратов)

В статье рассматриваются вопросы правовых основ борьбы с коррупцией в Объединённых Арабских эмиратах, проблемы и прогноз развития законодательства.

Коррупция в здравоохранении

В статье приводятся теоретические вопросы, связанные с понятием коррупции, рассмотрение общественных отношений, возникающих в связи с реализацией административно-правового механизма противодействия коррупции в системе здравоохранения.

Противодействие коррупции на федеральном и межрегиональном уровне

В статье автор дает характеристику современного этапа развития законодательства в сфере противодействия коррупции на центральном и межрегиональном уровнях.

Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы

В статье автор исследует теоретические основы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Выявляет проблемные аспекты в данной сфере и предлагает пути решения, на основании анализа основных положений и концепций о корр...

Похожие статьи

Правовое регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа коррупционных составляющих в сфере закупок и необходимостью совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в контрактной системе. Целью исследования является изучение ...

Проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России

В данной статье автор рассматривает проблемы противодействия коррупции в сфере государственного управления в России.

Борьба с коррупцией в органах государственной и муниципальной власти

В статье рассматривается проблема противодействия коррупции в России и зарубежных странах в органах государственной и муниципальной власти. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики. Изучены основные направления противодействия ко...

Уголовно-правовые меры противодействия коррупции в сфере государственных закупок

В статье автор анализирует уголовно-правовые меры противодействия коррупции в сфере государственных закупок, а также предлагает способы повышению эффективности противодействия коррупции в данной области.

Проблема противодействия коррупции в органах местного самоуправления

В статье автор исследует проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления.

Противодействие коррупции в государственных закупках: опыт зарубежных стран

Настоящая статья посвящена анализу опыта противодействия коррупции в государственных закупках. Авторами исследуется российский и зарубежный опыт противодействия рассматриваемому негативному явлению.

Противодействие коррупции в странах Востока (на примере Объединенных Арабских Эмиратов)

В статье рассматриваются вопросы правовых основ борьбы с коррупцией в Объединённых Арабских эмиратах, проблемы и прогноз развития законодательства.

Коррупция в здравоохранении

В статье приводятся теоретические вопросы, связанные с понятием коррупции, рассмотрение общественных отношений, возникающих в связи с реализацией административно-правового механизма противодействия коррупции в системе здравоохранения.

Противодействие коррупции на федеральном и межрегиональном уровне

В статье автор дает характеристику современного этапа развития законодательства в сфере противодействия коррупции на центральном и межрегиональном уровнях.

Противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы

В статье автор исследует теоретические основы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Выявляет проблемные аспекты в данной сфере и предлагает пути решения, на основании анализа основных положений и концепций о корр...

Задать вопрос