Актуальна в современной педагогике проблема формирования готовности подростков к межкультурному общению. Следует отметить, что опираясь на проведённый теоретический анализ, мы будем рассматривать готовность подростков к межкультурному общению как их способность успешно осуществлять взаимодействие партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим» и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.
Формирование готовности подростков к межкультурному общению - сложный процесс, и невозможно рассматривать его с точки зрения одного теоретико-методологического подхода, существующего в педагогической теории и практике. Поэтому нами были определены: системный, культурологический, антропологический и деятельностный подходы. Охарактеризуем данные подходы.
Системный подход представлен исследованиями А.Н. Аверьянова [1], Б.Г. Афанасьева [14], В.П. Беспалько [8], И.В. Блауберга [11], Н.В. Кузьминой [14], Г.Н. Серикова [18], Э.Г. Юдина [21] и др.
Э.Г. Юдин под системным подходом понимает способ научного исследования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место становится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определённого целого, раскрытие механизмов, обеспечивающих целостность объекта [21, С.203].
Н.В. Кузьмина под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений [14, С. 10].
Использование системного подхода в нашем исследовании позволяет рассмотреть:
процесс формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе как сложную педагогическую систему, представленную единством взаимосвязанных и относительно устойчивых элементов, исследование этой системы подразумевает изучение её структурных компонентов, связей и отношений;
систему формирования готовности подростков к межкультурному общению как подсистему внеурочной воспитательной работы, что позволяет разнообразить коммуникативную деятельность подростков, объединить усилия педагогов для реализации цели и задач по подготовке подростков к межкультурному общению;
понятие «готовность подростков к межкультурному общению» в аспекте его системных характеристик.
При этом системный подход обеспечивает всестороннее изучение проблемы на всех этапах его исследования.
Велико значение культурологического подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению. В.Л. Бенин правомерно считает, что культурологический подход в науке рассматривается как методологическая основа образования, ориентированного на человека [7].
В.Л. Бенин [7], Н.Б. Крылова [13], К. Роджерс, Дж. Фрейберг [17] и др. сторонники культурологического подхода считают центральной фигурой образования, его главным действующим субъектом – учащегося. Они считают, что ученик, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих, и «опытным путём», «между делом» осваивают культурные нормы и ценности. Н.Б. Крылова отмечает, что ученику «…нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует» [13, C.16].
Педагог, воспитатель в такой системе взаимоотношений признаётся как равноправный партнёр по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки (фасилитации) подростка в рамках его проблем. В своей деятельности фасилитатор реализует понимание подростка, принятие его, одобрение, доверие, свой открытый личностный интерес к нему. К. Роджерс и Ж.Д. Фрейберг поясняют: «Фасилитатор создаёт психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль» [17, C.41].
Применительно к нашему исследованию важно, что в ряде исследований М.М. Бахтина [5], Н.А. Бердяева [6], В.С. Библера [9] и др. представлено феноменологическое понимание культуры как миссии всеобщего человеческого общения.
Использование культурологического подхода позволяет:
содействовать осознанию подростками своей культурной идентичности при принятии базовых ценностей мировой культуры;
рассматривать подростка - как субъекта, способного к культурному саморазвитию;
создать каждому подростку условия для творческого овладения знаниями, умениями и личностными качествами, необходимыми для осуществления межкультурного общения.
Антропологический подход (Ш.А. Амоношвили [3], Б.М. Бим-Бад [12], Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина [19], К.Д. Ушинский [20] и др.) развивается в рамках педагогической антропологии, заявляет себя как направление современной педагогики, интегрирующее знание о ребёнке как целостном существе, полноценном представители вида Homo sapiens, полноправном участнике воспитательного процессе. Антропологический подход широко применяется в «гуманистической педагогике», «рефлексивной педагогике», «педагогике ненасилия».
Воспитание с позиций педагогической антропологии рассматривается как естественный процесс, отвечающий природе человека, как развитие индивидуальных способностей, задатки которых присущи ему от рождения. В основе этого развития лежит важнейшая духовная потребность человека – потребность в воспитании. Поэтому ребёнок всегда сенситивен к воспитательному взаимодействию с взрослым, а достаточно воспитанный подросток уже способен испытывать потребность в саморазвитии, самовоспитании.
Использование антропологического подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению позволяет:
учитывать возрастные особенности и сенситивные предпосылки психического развития, духовный и творческий потенциал, потребности и склонности к самореализации современных подростков в поликультурном мире;
создать условия для стимулирования и развития процессов самопознания, самореализации, самовоспитания и самоутверждения подростков как основы межкультурного общения;
использовать природосообразные, ненасильственные методы воспитания.
Деятельностный подход (Б.Г. Ананьев [2], А.Н.Леонтьев [15], А.В. Петровский [16], и др.) опирается на положение о том, что деятельность является одним из определяющих условий формирования и развития личности.
Реализация на практике деятельностного подхода предполагает включение подростков в разнообразные виды деятельности, имеющие потенциальные возможности по активизации и переводу подростков в позицию субъектов деятельности, в том числе социальной, в условиях современного поликультурного мира, субъектов познания, труда и общения.
Использование деятельностного подхода при формировании готовности подростков к межкультурному общению ориентирует на:
использование в воспитательном процессе различных видов межкультурной деятельности (познавательно-исследовательской, проблемно-ценностного общения, социально-значимой добровольной деятельности, культурно-досуговой);
развитие у подростков осознанной регуляции деятельности, связанной с межкультурным общением (выбор цели, планирование, программирование, самоанализ и коррекция результатов деятельности).
Таким образом, совокупность культурологического, антропологического и деятельностного подходов позволит разработать и обосновать дидактическое обеспечение формирования готовности подростков к межкультурному общению.
Литература:
Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во Ш. Амонашвили, 1995. 495 с.
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 342с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 414 с.
Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. (Статьи, письма Н.А. Бердяева) // Новый мир. 1990. №1. С. 207-232.
Бенин В.Л. Культура и образование. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2000. 129 с.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 304 с.
Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в ХХI веке. М.: Политиздат. 1991. 412 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 270 с.
Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М.: Изд-во УРАО. 2003. 272 с.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000. 272 с.
Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ. 1970. 114 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика. Т. 1. С. 392.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: ИПЛ. 1982. 254 с.
Роджерс К., Фрейберг ДЖ. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 527с.
Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье. 1997. 464 с.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. ТЦ Сфера, 2008. 224с.
Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. – М.: Наука, 1978. – 391 с.