Топографо-статистические материалы, как источник по истории Южного Зауралья конца ХVIII – первая половина ХIХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 667 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, Д. А. Топографо-статистические материалы, как источник по истории Южного Зауралья конца ХVIII – первая половина ХIХ века / Д. А. Тарасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3533/ (дата обращения: 16.01.2025).

В истории комплексного изучения отдельных районов особое место должно уделяться всестороннему изучению источников.

Данное исследование посвящено изучению комплекса топографических и статистических источников по истории Южного Зауралья в период с 1782 года по 1861 год. Эти хронологические рамки не являются необычными для Зауралья. Нижняя граница соответствует административно-территориальному делению времени Екатерины II, после которого Южное Зауралье было разделено между тремя губерниями: Пермской, Тобольской и Оренбургской, причем на исследуемой нами территории находилось лишь два уездных города: Курган и Шадринск. В результате этого количество источников по территориям не совпадает не по количеству, не по качеству, не по составу документов.

Изучение Сибири методом анкетирования началось еще в 1724 году по распоряжению Петра I. В 1734 году в Санкт-Петербург пришли ответы на вопросы Татищева В.Н. В 1734-1742 г.г. были разосланы «вопросные пункты для сочинения ведомостей» о городах и уездах Сибири Г.Ф. Миллером. В 1759 г. была разослана анкета М.В. Ломоносова. Необходимость отвечать на запросы центра заставляет местных чиновников собирать материалы более тщательно и быть в курсе всех изменений, чтобы в любой момент можно было подготовить затребованный отчет, в котором часто стояли вопросы по истории, экономике, географии и населении уезда.

После получения ряда удачных топографо-статистических обозрений в Центральной России в 1784 г. Сенат утвердил анкету для составления подобных описаний по всей стране в целом и с 1784 года начинается составление описаний уездов и губерний с учетом их нового территориального деления. Позднее подобные анкеты рассылало Вольное экономическое общество, Императорское Русское Географическое общество, определенные материалы собирали Министерство государственных имуществ, военные ведомства, сельскохозяйственные общества и др.

Работа по созданию вышеназванных описаний по анкетам 1784 года началась почти сразу, но часть из них сгорела в 1788 г. в Тобольске, в результате чего составление описания Тобольского наместничества задержалось до 1790 г. Ныне оно хранится в Российском Государственном военно-историческом архиве. Немного раньше было составлено и «Описание Пермского наместничества», хранящееся там же. Нам эти документы интересны тем, что в них содержится описание Курганского и Шадринского уезда.

Эти описания были опубликованы ранее Колесниковым А.Д. – Курганского, в составе «Описания Тобольского наместничества» и Кондрашенковым А.Д. в приложении к первой части «Крестьяне Зауралья в Х V11-XVIII веках» [1].

Рядом с этими описаниями следует поставить «Объяснение о Куртамышском дистрикте» составленное в 1781 г. секунд-майором Чернаковым, хранящееся в РГАДА. Целиком оно нигде не опубликовано, но упоминание о нем с небольшими выдержками встречается в монографии Тарасова Ю.М. и работах Павлуцких Г.Г. [2].

Дальнейшим развитием подобных исследований стали: «Краткое историческое топографическое описание городов Тобольской губернии с показанием в оных жителей по исчислению учиненному по первое сентября 1801 года», а в 1804 году по программе Вольного экономического общества пермский историк и краевед Попов Н.С. выпускает двухтомное издание «Хозяйственное описание Пермской губернии.» В этом труде приведены энциклопедические знания хозяйственной жизни края, в том числе и Шадринского уезда. Причем, эта работа неоднократно переиздавалась [3].

К подобным работам можно отнести статью Черняховского, опубликованную в Журнале Министерства Внутренних дел: «Статистическое описание Ишимского округа Тобольской губернии». Через несколько лет в этом же издании вышла статья А. Третьякова «Шадринский уезд Пермской губернии в сельскохозяйственном отношении.» В 1859 году вышел в свет «Пермский сборник» со статьей Шадринского священника Т. Успенского «Очерк юго-западной половины Шадринского уезда». Полнее об этом можно найти в работе Пундани В.В. [4] .

Среди неопубликованных источников представляет серьезный интерес «Экономические примечания по Шадринскому уезду», составленные после VIII ревизии, и находящиеся в РГАДА [5].

Одним из последних, наиболее обобщающих источников являются «Записки о Шадринском уезде Пермской губернии», опубликованные А. Серафимовым в «Ученых записках», издаваемых Казанским университетом. Записка составлена по общему плану. Часть из вышеперечисленного уже опубликована в альманахах «Шадринская старина» [6].

Отдельной группой необходимо выделить «Военно-статистические обозрения» Курганского, Шадринского и Пермского уездов, составленные офицерами генерального штаба, содержащие богатый материал по статистике, динамике численности населения, информации о вероисповедании, ценах, экономике, посевных площадях [7].

В процессе заселения и освоения Южного Зауралья крестьянство оседало на удобных землях, большей частью по берегам рек и озер, распахивая наиболее плодородные почвы, черноземы. Заливные луга использовались как покосы, выгоны, паскотины. Леса переделялись общинниками и нередко нещадно вырубались. Наличие больших свободных площадей позволяло крестьянам превышать установленную 15 десятинную земельную пропорцию на мужскую душу. Крестьяне вступали во владение землей, официально принадлежащей казне, а позднее контролируемой Министерством государственных имуществ чаще всего «явочным» или «захватным» способом. Система самовольного занятия земли получила распространение еще в ХVII веке и продолжало существовать до середины ХIХ века. Однако уже в 80 годах ХVIII века администрация сделала попытку подчинить государственному регулированию земельные отношения и само землепользование в Сибири. Указом Сената от 13 февраля 1783 года полагалось установить должности уездных землемеров, в обязанности которых входило составление карт уезда и доставка их в межевую экспедицию губернии [8].

В топографических описаниях, составленных уездными землемерами, имеются данные о природных условиях, географическом положении, численном и этническом составе населения, полезных ископаемых, экономике и топографии. В описании Курганского округа сообщается, что его длинна с запада на восток составляет 165 верст, а ширина с севера на юг 168 верст, причем всей земли «с угодьями примерно 21852 кв. верста, а межевания не было» [9].

Эти данные взяты из описания составленного в 1784 году и сгоревшего в 1788 году, но по требованию Генерал-губернатора Пермского и Тобольского наместничества Волкова А.А. составленного в 1789 году заново. В описании Шадринского уезда не содержится даже примерная его площадь, а только данные о ширине в 84 версты и длине в 145 верст да подсчитано количество земли под селениями. Материалы по Куртамышскому уезду, составленные в 1781 году секунд-майором Чернаковым под названием «Объяснения о Куртамышском дистрикте», не содержат даже этих скудных сведений, поскольку «межевания здесь не было вообще» [10].

Во времена царствования Павла I была сделана попытка впервые осуществить централизованное переселение в Сибирь 10000 человек, которая провалилась. Одной из основных причин несчастий переселенцев было отсутствие сведений и карт сибирских земель. Во избежание подобных ошибок по указанию Александра I с 1804 года в Сибири начала работать губернская канцелярия по проведению межевания и приведению земель в известность:

1) Для находящихся там ныне казенных поселян.

2) Для скотоводства и звериной ловли ясашных и кочующих народов.

3) Для водворения будущих казенных поселенцев.

4) Для всякого рода казенных заведений.

Для выполнения этих указаний на землях Тобольской губернии совместно с землемерами работали и чиновники губернского правления, выяснявшие причины недоимочности крестьянских хозяйств. Однако, по мнению Ассоновой А.Ф., работа землемеров и чиновников Тобольской губернии по составлению точной съемки сибирских земель, начатая в 1804 году, свелась в конечном счете к разбирательству земельных тяжб между волостями и селениями.

В ходе работ было обмежевано 222932 дес. земли.

Землемеры решали споры между Курганскими и Оренбургскими крестьянами, проживавшими по разным берегам реки Тобол. Из-за неправильного межевания конфликты между Каминскими и Ялымскими крестьянами продолжались более 40 лет и нередко доводили до кровопролития. Жители станицы Звериноголовской в 1805 году по решению этой же межевой комиссии увеличили свои владения до 77027 дес., из-за которых также последовали земельные споры. На эти земли претендовали крестьяне – омские, курганские, челябинские.

Спорная земля, побывав у всех претендентов по очереди, в 1840 году была отрезана в казенную дачу для будущих переселенцев, а крестьяне получили положенные 15 десятинные нормы [11].

Кроме земельных споров в Южном Зауралье межевая комиссия рассматривала вопросы о «вымежевывании» земель дарованных «Императором за заслуги перед Родиной» или просто за беспорочную службу, таким как отставной капитан Давыдов, коллежский асессор Деграве и др. В 1809 году был обмежеван выгон для города Кургана по двух верстной пропорции в присутствии выборных от крестьянства, которые следили за справедливостью межевых работ, соблюдая письменную клятву [12].

Материалы Тобольского губернского управления земледелия и государственных имуществ по Курганскому округу, начиная со дня его основания в 1802 году по 1915 год, находятся в ГАКО,в фонде 245, 2341 дело, там же хранится 1051 дело Курганско-Ялуторовской поземельно -устроительной партии, созданной в 1811 году в фонде 166.

Еще 188 дел по землеустроительным работам находятся в Шадринском филиале ГАКО, фонды 583 и 6.

В 1822 г. Сперанским был поставлен вопрос о приблизительной съемке наиболее заселенной части Сибири, куда входило и Южное Зауралье, но работы были приостановлены «до того, как позволят приступить к этому финансы» [13, с. 40].

В 1831 г. вопрос о межевании этих земель вновь был поставлен на повестку дня, чему способствовала организация Министерства государственных имуществ. Сибирский Комитет пришел к выводу, что межевание является важнейшим делом «для Западной Сибири, особенно нужно для наделения крестьянина законною пропорцией земли, для сбережения лесов, для поселения ссыльных и для переселения крестьян из внутренних губерний» [14, с. 41].

В течение нескольких лет создавались топографические карты уездов Тобольской губернии с указанием границ сел и деревень, а также удобных и неудобных земель для занятий сельским хозяйством или промыслами, затем землемеры приступили к задаче по приведению в известность окружной черты. Была составлена карта «Тобольской губернии Курганского округа участков земель для наделения государственных крестьян старожилов и на излишние земли переселения из малоземельных губерний». Кроме того была составлена «Отчетная карта обозрению произведенному начальником межевания казенных земель в Сибири полковником Будбергом по съемкам 1839-1843 гг., равно и пространство снятого до прибытия его к должности. Карта Курганского округа составлена на основании годовых съемочных отчетов. Отдельными участками на карте выделены: церковные земли, городской выгон, земли частных владельцев (Антонова, Черкасова, Павлуцкого, Давыдовых, Деграве, Калугина, Блохина, Каллета) и государственные оброчные статьи [15, с. 41].

Генеральное межевание в Курганском округе подготовило большие участки свободных земель для переселенцев из малоземельных губерний, которые начали поступать большими партиями сразу же после обмежевания дач, предназначенных для них. Всего для переселенцев в округе было подготовлено около 40 участков земель с картами и планами. В основном это были земли в южных волостях округа только в Каменской даче были подготовлены 16 из 17 обмежеванных участков для переселенцев.

Кроме межевых книг и полевых журналов в отчетах землемеров встречаются «Топографо-статистические описания» отдельных волостей, в которых содержатся материалы по составу населения, хозяйственной жизни, состоянию климата, почв, растительного и животного мира, путей сообщения, а в некоторых даже нравов и обычаев жителей. На основании этих первичных документов составлялись уездные отчеты.

Интересны документы с крестьянскими отзывами о результатах межевания. Изучение крестьянских приговоров позволяет оценить результаты межевания с позиций крестьянских общин. Большинство общин соглашались с новыми границами наделов и решением территориальных споров, но встречались и несогласные с изменениями и требовавшие новых пересмотров границ [16].

Поземельные конфликты между местной администрацией и крестьянскими общинами находят отражение в делах по разбору земельных споров. Преобладание этих дел характерно для начального этапа межевания. Эти документы предоставляют возможность ознакомиться с функциями и персоналиями правительственного аппарата и администрации, установить их взаимоотношения и взаимозависимость.

Для следующего этапа в развитии межевания характерны документы по выделению предприимчивым крестьянам сверх положенной нормы земель за счет общин, освоенных своим трудом. В этих делах содержатся сведения о взаимоотношениях внутри общин. Такими примерами могут служить дела по выделению участков под мельницы, салотопни и мыловарни. В массовом количестве эти дела встречаются после 1855 года. Община ставила условие: фиксированная плата за помол, хорошее состояние водоспусков, переправ и содержание территории в чистоте [17].

Важнейшей чертой межевых документов является их содержательность, большая информативность, что делает их незаменимыми при исследовании поземельных отношений в Сибири.

Таким образом, сохранившиеся документы межевых комиссий – полевые журналы, отчеты, присяги, решения крестьянских сходов, прошения, рапорта, карты, схемы, описания позволяют исследовать скрытые ранее страницы истории Южного Зауралья.


Литература:

1. Описание Тобольского наместничества. Новосибирск,1982.С.9-20;115-125; Кондрашенков А.Д. Крестьяне Зауралья в XVII-XVIII веках. Челябинск, 1968.С.142-156.

2. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала. М. 1984; Исторический обзор Курганского округа Тобольской губернии в 30 – 50 г.г. Х1Х в. //Земля Курганская: прошлое и настоящее. Курган. Вып.2. 1991. С. 28-40.

3. Краткое историческое топографическое описание городов Тобольской губернии с показанием в оных жителей по исчислению, учиненному по 1 сентября 1801 года; Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Ч. 1-2. Пермь, 1804. Ч. 3. СПБ. , 1813.

4. Пундани В.В. Историография истории государственных крестьян Тобольской губернии в конце ХV111 – первой половине Х1Х в. //Историография рабочего класса Урала периода капитализма. Свердловск, 1979. С. 63-67.

5. РГАДА, Ф. 1355, ОП. 1, Д. 1136, 1137.

6. Шадринская старина. Шадринск, 1993. С. 10-22.

7. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. 14. Ч. 1,2. , Т. 17. Ч. 1-3. СПБ. , 1852.

8. Павлуцких Г.Г. Обзор работы межевых комитетов в Курганском округе в 1782 – 1861 г.г. // Земля Курганская. Прошлое и настоящее. Вып. 3. Курган, 1992. С. 61.

9. ГАКО, Ф. 245, ОП. 1, Д. 580, 1981.

10. ГАКО, Ф. 245, ОП. 1, Д. 1981.

11. ГАКО, Ф. 245, ОП. 1, Д. 1019, 1772.

12. Ассонова А.Ф. из истории правительственного межевания Западной Сибири (1804-1843) // Вопросы истории Сибири. Вып. 5. Томск, 1970. С. 131.

13.Дуров А. Краткий исторический очерк колонизации Сибири. Томск, 1891. С. 40.

14. Там же. С. 41.

15. Там же. С. 41; Ассонова А.Ф. Указ. соч. С. 135 ; ГАКО, Ф. 245, ОП. 2, Д. 38 б, 25 а.

16. ГАКО, Ф. 245, ОП. 1, Д. 632, 633, 983.

17. ГАКО, Ф. 245, ОП. 1, Д. 1019.

Основные термины (генерируются автоматически): Шадринский уезд, Тобольская губерния, Южное Зауралье, земля, Курганский округ, описание, дело, Пермская губерния, Сибирь, Тобольское наместничество.


Похожие статьи

Деятельность Ферганского областного статистического комитета в конце ХIХ - начале ХХ веков

Отдельные представители дореволюционной исторической науки о крестьянском хозяйстве Пензенской губернии второй половины XIX – начала XX века

Историографическая и источниковая база в проблеме изучения русско-монгольских дипломатических отношений XVII в.

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв.

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Хозяйственная деятельность коренного населения Колымы 1960-е гг. – нач. ХХI в. в устной истории колымчан

Изменения в области аграрных отношений в Дагестане в конце XIX – начале XX вв

Высокогорные ландшафты Восточного Кавказа и их современное экологическое состояние

Роль попечительской Роль попечительской деятельности в истории развития пенитенциарной системы России в ХVII-ХIХ веках

Государственная политика в отношении верхневолжских карел в середине XIX – начале XX вв.: социально-экономический аспект

Похожие статьи

Деятельность Ферганского областного статистического комитета в конце ХIХ - начале ХХ веков

Отдельные представители дореволюционной исторической науки о крестьянском хозяйстве Пензенской губернии второй половины XIX – начала XX века

Историографическая и источниковая база в проблеме изучения русско-монгольских дипломатических отношений XVII в.

Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв.

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Хозяйственная деятельность коренного населения Колымы 1960-е гг. – нач. ХХI в. в устной истории колымчан

Изменения в области аграрных отношений в Дагестане в конце XIX – начале XX вв

Высокогорные ландшафты Восточного Кавказа и их современное экологическое состояние

Роль попечительской Роль попечительской деятельности в истории развития пенитенциарной системы России в ХVII-ХIХ веках

Государственная политика в отношении верхневолжских карел в середине XIX – начале XX вв.: социально-экономический аспект

Задать вопрос