Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (31) август 2011 г.

Статья просмотрена: 7853 раза

Библиографическое описание:

Стекленева, С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 8 (31). — Т. 2. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/31/3522/ (дата обращения: 26.12.2024).

Быстрота происходящих в обществе изменений связана с высоким уровнем инновационных процессов в различных социально-экономических сферах, в том числе и в образовании. Создание новшества неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности учителя. На мой взгляд, необходимо постоянно расширять собственные творческие знания, упражнять свой ум, выдержку, быть готовым к постоянному профессиональному росту. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень.

В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методического объединения учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участия в экспертных комиссиях, туристических слётах, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участия в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, огромного психологического напряжения. Кому посчастливилось пережить и радость побед и горечи неудачи, содержание понятия «конкурс» имеет совершенно иной смысл. На мой взгляд, участие в конкурсах представляется как праздник общения профессионального и личностного роста. Конкурсы открывают новые таланты, создают плодотворную почву для формирования творческого потенциала и роста коллег. Всё творчески!

Конкурсы профессионального мастерства становятся предметом научных исследований и характеризуются с различных позиций, чрезвычайно важных для развития образования. Конкурсы являются эффективным средством творческой самореализации педагогов в профессиональной деятельности и позволяют каждому из них наметить свою траекторию профессионального саморазвития в соответствии с профессиональными и личностными запросами. Само включение в конкурс способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии. Конкурсная ситуация в полной мере осуществляет запрос на сущностные силы педагога. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Цели, потребности, мотивы, интересы являются частью творческой самореализации педагога. Победитель конкурсов – это личность, на мой взгляд, склонная к парадоксальным и нестандартным решениям. Невозможно стать победителем высокого уровня, имея только знания в определённой предметной области. Я считаю, что необходим и широкий кругозор, способность рассуждать на темы, логическое мышление, способность воспринимать и анализировать гигантский поток информации, и стремление к преодолению трудностей. Успех творческой деятельности педагога во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать адекватное состояние у учащихся.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Именно поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её объективной характеристикой. Педагогическая деятельность является по своей природе творческой. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования.

Потребность в самореализации занимает ведущее место в ряду высших потребностей человека. Таким образом, конкурсы профессионального мастерства стабильно остаются эффективной формой повышения профессионального мастерства педагогических работников и являются средством творческой самореализации педагогов. На мой взгляд, конкурсы позволяют проявить основные характеристики компетентности педагогов:

- владение современными педагогическими технологиями;

- творчество в профессиональной сфере;

- способность к системному действию в педагогической ситуации.

Творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный. Проблемами развития творческого потенциала педагогов изучались в работах Е.И. Огарёва, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др.

Учитель никогда не творит наедине с собой, а всегда в соавторстве с учениками. Мне очень понравились варианты сотворчества, предложенные В.А. Кан-Каликом и Н.В. Никандровым. По мнению авторов, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог – «премьер»); учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог – «дирижёр»); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог – «зеркало»); учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог – «режиссёр») [3]. Я думаю, что личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование. Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности.

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности. Поэтому, участие в конкурсах просто необходимо для творческой самореализации как педагога в профессиональной деятельности, так и ученика в школьной жизни.

Мои ученики проявляют активность и включаются в конкурсные движения по географии. Например, радуют конкурсы: «Географический марафон» и «Географическое пополнение», проводимой газетой «География», международные игра «Русский Медвежонок». Высокая степень развития творческой активности педагога будет являться важнейшим условием формирования творческой активности личности современных школьников. Успехи моих учеников вселяют в меня оптимизм. Вдохновляет и всероссийские конкурсы для педагогов - «Путешествие учителя», «Учитель года».

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Работая учителем географии, мне очень часто приходилось проводить и участвовать в различных туристических слётах по географическому ориентированию, изучению животного и растительного мира различных территории, описанию ландшафтов местности. Очень важно, чтобы педагог был в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видел ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Чтобы конкурсная работа ладилась, необходимо анализировать педагогическую ситуацию, проектировать результат в соответствии с исходными данными, устойчиво удерживать профессиональную позицию, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и всегда быть оптимистом. Нам педагогам известно, что результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведении учащихся и первоначально оцениваются весьма частично и относительно. Конкурс также ориентирует учителя на ожидание объективной оценки представленных материалов.

Добиться высоких результатов может каждый. Главное творчество и постоянное совершенствование своей работы.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

  2. Каменская Е.Н. Педагогика. Конспект лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 192 с.

  3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Магистр, 1999. – 200 с.

  4. Подунов Л.С. Слагаемые мастерства педагога. – М.: ДОСААФ, 1990. – 96 с.

  5. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: Учитель, 1998. – 84 с.

  6. Честных Ю.Н. Открыть человека. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.


Фото автора. Изучение ландшафта у горной реки.


Основные термины (генерируются автоматически): конкурс, профессиональное мастерство, мой взгляд, педагогическая деятельность, творческая самореализация педагогов, высокий уровень, педагогическая ситуация, педагогическое творчество, профессиональная деятельность, профессиональный рост.


Похожие статьи

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Похожие статьи

Влияние формирования творческого потенциала на развитие личности старшеклассника

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка у студентов педагогических ВУЗов

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога

Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Задать вопрос