Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 11.05.2020

Статья просмотрена: 2308 раз

Библиографическое описание:

Диева, Е. Е. Использование кейс-метода в профориентационной работе со школьниками / Е. Е. Диева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69878/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор пытается определить эффективность использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками.

Ключевые слова: кейс-метод, профориентация, профориентационная работа, выбор профессии.

В настоящее время профориентация является важным элементом в жизни каждого человека. Актуальность профориентационной работы в современном мире возрастает. Для будущего специалиста важны не только знания, но и компетенции, навыки. В связи с появлением свободы выбора профессии, необходимость в профориентационной работе стала еще более востребованной. Для школьника она наиболее актуальна, так как именно в этом возрасте каждый пытается найти свое место в жизни, найти лучшее применение своим способностям. Грамотно выстроенная профориентационная работа может помочь ученику в выборе профессии, а также избежать разочарования в своем профессиональном выборе.

В первую очередь, следует отметить, что одной из главных функций профориентации является обеспечение качественного и количественного соответствия между спросом и предложением рабочей силы различного профиля и квалификации в разных районах и населенных пунктах. Антосенков Е. Г. отмечает, что производительность труда работников, которые по своим качественным характеристикам соответствуют выбранной профессии, в среднем на 20 процентов выше, чем у тех, кто этого не имеет. Также автор приводит во внимание тот факт, что 40 процентов меняющих место работы — это персонал, избравший профессию не по интересам [сборник]. Таким образом, можно сделать вывод о важности и актуальности профориентационной работы с молодежью, в том числе школьниками, так как именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности.

Зачастую школьники, выбирая профессию, совершают множество ошибок, среди которых: ориентация на престижность профессии, высокую заработную плату как основные критерии; идеализация будущей профессии, незнание ее содержания; преувеличение значимости мнения родителей и друзей, выбор профессии «за компанию»; выбор профессии только по результатам экзаменов. Все эти ошибки в дальнейшем могут повлечь за собой неудовлетворенность профессиональной деятельностью, эмоциональное выгорание, стресс.

В 2019 г. Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС проведено мониторинговое исследование сформированности региональных моделей профессиональной ориентации и качества профориентационной работы. Согласно результатам исследования эффективная профориентация должна отвечать таким критериям как: практикоориентированность (71 %); кластерный характер (67 %); продолжительность (67 %); социальное партнёрство (56 %); непрерывность (53 %); сетевое сотрудничество (50 %); дифферинцированный подход (30 %); личностная ориентированность (30 %); перспективность (22 %) [1, с. 100].

Рис. 1. Качество профориентационной работы со школьниками по результатам исследования 2019 г.: критериальный срез [1, с. 100]

Результаты мониторингового исследования сформированности региональных моделей профессиональной ориентации и качества профориентационной работы подтверждают, что профессиональная ориентация должна быть актуальной, отвечающей запросам современной молодежи. Методы, при помощи которых она может проводиться, должны быть практикоориентированными, а также должны мотивировать учащихся, побуждать их быть не только объектом, но и субъектом профориентационной деятельности.

Одним из наиболее эффективных методов проведения профориентационной работы со школьниками является кейс-метод. Метод casy-study или метод конкретных ситуаций — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения [2, с. 20].

В качестве примера использования кейс-метода в профориентационной работе со школьниками, может служить следующая ситуация: «Одиннадцатиклассник Вася скоро заканчивает школу. Вася очень хочет стать журналистом и планирует подать документы на направление подготовки «Журналистика», в свое время Вася даже пробовал брать интервью у своих одноклассников. Однако родители Васи считают, что он должен быть юристом ведь это «престижная и высокооплачиваемая профессия», к тому же отец Васи юрист в крупной компании, а значит проблем с трудоустройством не будет».

Задания:

1 Внимательно прочитайте текст.

2 Какие проблемs здесь раскрыты?

3 Как должен поступить Вася? Почему?

4 Какие последствия выбор Васи может иметь в будущем?

5 По каким критериям Вы выбираете будущую профессию?

Данная ситуация была использована в проведении профориентационного занятия для школьников 8, 9 классов различных школ города Санкт-Петербурга. Данная ситуация является актуальной для школьников, так как они в данное время стоят перед выбором профессии.

Основной ошибкой выбора профессии в данной ситуации учащиеся назвали влияние мнения родителей на профессиональный выбор. В процессе дискуссии большинство учащихся пришло к выводу, что самый важный критерий выбора профессии для них — это интерес к профессии.

Решение кейсов позволяет учащимся быть вовлеченными в процесс профориентации, предлагает им посмотреть со стороны на знакомую ситуацию. Решая проблемную ситуацию, школьники объективны в своих выводах, так как решать и оценивать действия других людей гораздо легче. Между тем ситуация, описанная в кейсе, может быть схожей с проблемой самого школьника, что заставляет его задуматься при принятии решения о выборе профессии, проанализировать все условия и возможные варианты.

Кейс-метод развивает у школьников самостоятельность, аргументированность собственной позиции, умение выслушать и принять точку зрения другого человека. С применением данного метода школьники учатся аналитически мыслить, решать различные задачи, работать в команде.

Таким образом, благодаря применению кейс-метода в профориентационной работе со школьниками можно активизировать самостоятельность их выбора и ответственность за свой него.

Литература:

  1. Кондратьева, О. Г. Региональный атлас перспективных компетенций — новый профориентационный проект Иркутской области / О. Г. Кондратьева, И. С. Сергеев. — Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 98–104.
  2. Попова, С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для вузов/ С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2020. — 126 c.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, выбор профессии, школьник, профессиональная ориентация, будущая профессия, профессиональный выбор, решение кейсов, ситуация.


Похожие статьи

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Использование технологии «кейс-метод» для формирования общих компетенций в процессе изучения иностранного языка

Статья посвящена проблеме формирования общих компетенции у студентов организаций среднего профессионального образования. Автором подробно рассматривается технология кейс-метод. Сделан вывод об эффективности применения технологии «кейс-метод» для разв...

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности студентов

Обобщен опыт методической работы, который может быть использован при проведении занятий, направленных на повышение финансовой грамотности.

Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности

Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Применение личностно ориентированной технологии в работе с детьми на занятиях по интересам «Умная глина» в условиях социально-реабилитационного центра

В статье авторы пытаются определить связи применений личностно-ориентированных технологий в работе с детьми в рамках занятий по интересам «Умная глина» в условиях социально — реабилитационного центра.

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос