Ресурсный потенциал туристского кластера Акмолинской области Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 04.05.2020

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Сайдахметова, М. Т. Ресурсный потенциал туристского кластера Акмолинской области Казахстана / М. Т. Сайдахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69606/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается анализ развития туристской привлекательности туристского кластера Акмолинской области Республики Казахстан.

Ключевые слова: туристский кластер, туризм, кластерный подход

Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. Кроме этого, туризм оказывает огромное влияние на ключевые отрасли народного хозяйства, обостряя и оптимизируя экономическое развитие в целом.

В соответствии с Посланием Президента Н. А. Назарбаева народу страны Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 г. перед республикой поставлена цель — к 2050 году войти в число тридцати развитых государств мира. По мнению президента, ключевым инструментом реализации Стратегии «Казахстан-2050» должен стать кластерный подход, при котором создается синергетический эффект путем взаимосвязи бизнеса, науки и государства (модель «тройной спирали»). С учетом этого Главой государства были поставлены задачи:

− определить модели кластерного развития;

− разработать «дорожные карты» по формированию перспективных национальных кластеров;

− разработать Концепцию формирования перспективных национальных кластеров [1].

В 2019 году была принята государственная программа развития туристской отрасли на 2019–2025 годы, результатами действия данной программы за короткий период являются:

− проведена работа по либерализации визово-миграционного режима, граждане еще 12 государств могут посещать Казахстан без визы;

− принято решение о введении режима «открытого неба» в аэропортах 9 городов;

− запущен механизм возврата налога на добавленную стоимость «Tax free»;

− продвижение MICE туризма: государство намерено на регулярной основе проводить международную туристскую выставку ITB-Eurasia, кроме KITF, которую планируется сделать крупнейшей в СНГ [2].

«Астана — сердце Евразии» — это кластер, который включает город Астану. Астана является политическим, административным, деловым и культурным центром страны. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере это MICE — туризм и кратковременный отдых.

«Единство природы и кочевой культуры» включает Акмолинскую и Карагандинскую области, юго-западную часть Северо-Казахстанской и западную часть Павлодарской областей. Боровская курортная зона будет являться центром кластера, в котором расположены следующие ключевые места туристского интереса:

1) Государственный национальный природный парк «Кокшетау»;

2) Государственный национальный природный парк «Бурабай»;

3) Государственный национальный природный парк «Буйратау»;

В будущем кластер может быть дополнен новыми местами туристского интереса, включенными в предварительный список ЮНЕСКО: курганы с расщепленными валунами Тасмолинской культуры, относящиеся к периоду мегалита могильники Бегазы-Дандыбаевской культуры, а также объекты, включенные в Серийную транснациональную номинацию «Шелковый путь» (городище Бозок).

Кластер станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Основные туристские продукты, которые будут разработаны в данном кластере это культурный туризм и турне, отдых в горах и на озерах, кратковременный отдых [3].

«Астана» — это кластер, который включает в себя столицу РК г. Астана, Акмолинскую область, юго-западную часть Северо-Казахстанской области, западную часть Павлодарской и северо-восточную часть Карагандинской областей. Город Астана является центром кластера, в котором расположены ключевые места туристского интереса [3].

Территория Акмолинской области составляет 146,2 тыс. км2 или 5,4 % территории республики. Область расположена на севере центральной части Республики Казахстан. Граничит на западе — с Костанайской, на севере — с Северо-Казахстанской, на востоке — с Павлодарской и на юге с Карагандинской областями.

Согласно данным официальной статистики, количество обслуженных посетителей местами размещения по внутреннему туризму Акмолинской области в 2019 году составило 294 266 единиц, что в сравнении с предыдущим годом в это период 257 919 единиц темп роста составил 114,09 %. Что является положительной динамикой роста.

В качестве наиболее вероятного центра туристского кластера в Казахстане часто рассматривается Щучинско-Бурабайская курортная зона, на территории которой имеется необходимое количество гостиничных комплексов. Созданные инфраструктурные ресурсы, в том числе средства связи, транспортные услуги, страхование и медицинское обеспечение поддерживают функционирование зоны в целом и обеспечивают прибытие и размещение на территории туристов.

Компанией-оператором ТОО «Боровое Туризм Сити» в 2013 году был запущен 1 этап проекта «Строительства туристско-развлекательного комплекса в границах Специальной экономической зоны «Бурабай» Акмолинской области», который включает в себя отель на 402 места, СПА центр и оздоровительный центр. Приблизительная площадь участка составляет 3 гектара [4].

Индустрия отдыха и туризма является одной из приоритетных отраслей экономики. В туристский кластер региона входят свыше 700 предприятий сферы туризма.

В регионе функционирует 9 сертифицированных средств размещения.

В рамках реализации процесса цифровизации функционирует 3-язычный интернет-ресурс www.visitaqmola.kz и мобильное приложение «Visit Aqmola», в функционал которого входит QR-код сканирование популярных мест региона. Данный сайт синхронизирован с электронным инфо-киоском.

Для обеспечения доступности туристского продукта региона запущена в продажу официальная карта туриста «Burabay PASS» (путеводитель, смарт-карта и SIM-карта Beeline). На т. д. зарегистрировано свыше 600 продаж.

Также на территории Щучинско-Боровской курортной зоны реализуются якорные проекты:

  1. строительство курортной зоны «AQ BURA» (ТОО «ТОО «Elephant Construction Ltd»);
  2. строительство «PROMENADE BURABAY» (BI-Group).

Таким образом, отрасль туризма динамично развивается, увеличивается мировой поток туристов (в 2016 году — 1 235 млн чел.). Сегодня Казахстан в рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий занимает 81 место из 136 стран, поднявшись на 4 позиции по сравнению с рейтингом 2015 года. Текущие показатели развития национального туризма свидетельствуют о слабом влиянии туризма на экономический рост Казахстана (доля туризма — 1,2 % ВВП, численность занятых — 414,1 тыс. человек, преобладание выездного туризма). Как отмечается в отраслевом разборе, подготовленном национальной компанией «Kazakh Invest», развитие туристской отрасли напрямую зависит от создания современного конкурентоспособного туристского комплекса, включающего природно-климатические условия, туристские достопримечательности, необходимую транспортную, места развлечения, объекты питания и др. Согласно Концепции развития туристской отрасли до 2023 года, в Казахстане предполагается создание и развитие шести культурно-туристических кластеров.

Кластерный подход позволит повысить конкурентоспособность туристской отрасли Казахстана, и тем самым будет способствовать стабильному росту доходов от туристической деятельности для всех вовлеченных заинтересованных сторон — государства, бизнеса и работников. Развитие индустрии туризма в соответствии с обозначенными кластерами обеспечит достижение национальных целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения Республики Казахстан.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», Астана, 14.12.2012.
  2. Rosenfeld S. Bringing business clusters into the Mainstream оf economic development // Europian planning studies [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.oecd.org
  3. О проекте указа президента республики Казахстан «об утверждении концепции развития туристской отрасли республики Казахстан до 2020 года»
  4. http://kidi.gov.kz/ — официальный сайт АО «Казахстанский институт развития индустрии».
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, MICE, Акмолинская область, Государственный национальный природный парк, Карагандинская область, кластер, кластерный подход, туристская отрасль, туристский интерес, туристский кластер.


Похожие статьи

Анализ современного состояния туристской отрасли в Республике Саха (Якутия)

В данной статье проведен аналитический обзор развития туристической отрасли Республики Саха (Якутия).

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Туристические и рекреационные ресурсы Республики Башкортостан

В этой статье проводилось исследование развития туризма и рекреационных ресурсов Республики Башкортостан. В ней описываются туристско-рекреационные объекты Республики Башкортостан. Описаны некоторые проблемы туризма и пути их решения.

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Туристский потенциал территории и его маркетинговая оценка

В статье представлены основные подходы к определению туристского потенциала, его структуры и его маркетинговая оценка.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан

В данной статье рассматривается развитие малого бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также выявляются принципы и механизмы совершенствования управления малым бизнесом, представлен анализ особенностей малого бизнеса в Кызы...

Анализ финансового состояния предпринимательской деятельности в сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики

В статье рассматривается оценка финансового анализа предпринимательской деятельности в сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики.

Похожие статьи

Анализ современного состояния туристской отрасли в Республике Саха (Якутия)

В данной статье проведен аналитический обзор развития туристической отрасли Республики Саха (Якутия).

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Туристско-рекреационные кластеры как синергия будущего Республики Крым

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Туристические и рекреационные ресурсы Республики Башкортостан

В этой статье проводилось исследование развития туризма и рекреационных ресурсов Республики Башкортостан. В ней описываются туристско-рекреационные объекты Республики Башкортостан. Описаны некоторые проблемы туризма и пути их решения.

Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму

В статье анализируется состояние и перспективы развития туризма в Крыму и его значимость для развития региона в целом.

Туристский потенциал территории и его маркетинговая оценка

В статье представлены основные подходы к определению туристского потенциала, его структуры и его маркетинговая оценка.

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Развитие малого бизнеса в Республике Казахстан

В данной статье рассматривается развитие малого бизнеса в Республике Казахстан на примере Кызылординской области. Также выявляются принципы и механизмы совершенствования управления малым бизнесом, представлен анализ особенностей малого бизнеса в Кызы...

Анализ финансового состояния предпринимательской деятельности в сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики

В статье рассматривается оценка финансового анализа предпринимательской деятельности в сфере туризма Ошской области Кыргызской Республики.

Задать вопрос