Стратегии поведения и мотивационные установки женщин на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Лаврова, Ю. О. Стратегии поведения и мотивационные установки женщин на рынке труда / Ю. О. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 385-389. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69525/ (дата обращения: 05.03.2021).



В статье представлено проведенное в Усть-Куломском центре занятости населения Республики Коми социологическое исследование стратегий поведения и мотивационных установок женщин на рынке труда.

Ключевые слова: женщина, рынок труда, конкурентоспособность.

Известно, что человек, имеющий работу, обладает рядом преимуществ: у него есть источник удовлетворения потребностей — деньги; к тому же он имеет возможность реализовывать свои навыки и умения. Традиционно считается, что главным смыслом в жизни женщины является рождение детей, а профессиональная деятельность должна быть второстепенной. Но реальность такова, что женщины, в силу различных причин, все активнее уходят от этого принципа.

Полагается, что женщины зачастую имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда, сталкиваются с необоснованными отказами при приеме на работу, дольше, чем мужчины, не имеют работы, в том числе вынужденно выходят в отпуск по уходу за ребенком и т. д. Так, по данным Международной организации труда среди женщин России только 56,3 % присутствуют на рынке труда, тогда как среди мужчин этот показатель равен 75 % [1], средняя зарплата женщин составляет 32658 рублей, у мужчин же она 45557 рублей [2].

Но мало кто задается вопросом, имеют ли сами женщины потребность и желание работать, превосходить своих конкурентов, предпринимать активные и продуктивные действия при поиске работы или же для них комфортнее находиться в пассивном состоянии.

Поэтому в январе 2020 года было проведено анкетирование женщин, посещающих центр занятости населения Усть-Куломского района Республики Коми, с целью проанализировать стратегии поведения и мотивационных установок женщин на рынке труда и определить степень их конкурентоспособности. Объем выборки составил 42 респондента.

Результаты исследования показали, что наибольшую активность в поиске работы проявляют женщины 26–45 лет (48 %), затем женщины старше 45 лет (23 %), далее идут женщины, окончившие учебные заведения в 22–25 лет (18 %), менее всего в центр занятости обращаются женщины в возрасте 18–21 года (11 %). В вопросе о семейном положении преобладал ответ «замужем» (45 %), незамужними оказались − 39 %, разведенными — 16 %.

Полученные при ответах на следующий вопрос анкетирования результаты позволяют сделать вывод о том, что большинство из безработных женщин имеет среднее специальное образование (51 %), 23 % женщин имеют высшее образование, 17 % с одиннадцатью классами и 9 % с девятью классами и ниже.

Далее результаты социологического опроса показали, что для большинства женщин работа является важной составляющей их жизни (83 %), 12 % женщин ответили, что работа для них не важна, 5 % затруднились ответить.

На вопрос «Что для Вас значит работа?», 45 % женщин ответили, что для них работа является источником заработка, залогом материального состояния, 10 % решили, что работа обеспечивает определенный социальный статус и самооценку, для 21 % работа нужна для общения, активной деятельной жизни, 24 % ответили, что работа это способ реализации себя как личности и профессионала. То есть для большинства женщин на сегодняшний день важна именно материальная составляющая в работе.

Больше половины опрошенных считают, что семейные обязанности женщины ограничивают возможности ее карьерного роста (58 %), 17 % думают, что семейные обязанности, возможно, являются препятствием для построения карьеры, 13 % ответили, что семья абсолютно не мешает построению карьеры, 12 % затруднились ответить на данный вопрос. Таким образом, можно сказать, что проблема двойной занятости является актуальной для современной российской женщины.

На вопрос «Хотели ли Вы когда-нибудь находиться на высокопоставленной, престижной должности?», 43 % ответили утвердительно, 39 % дали отрицательный ответ, 18 % затруднились с ответом (Рис. 1). Далее был задан вопрос о том, предпринимали ли женщины, ответившие на предыдущий вопрос утвердительно, какие-либо попытки для того, чтобы получить высокопоставленную, престижную должность. Положительно на данный вопрос ответили лишь 29 %, 55 % признались, что не предпринимали никаких действий, 16 % затруднились ответить на вопрос. Такое распределение ответов говорит о том, что, к сожалению, женщины не имеют либо мотивации к получению престижной должности, либо возможности предпринять какие-либо действия для осуществления данного желания в силу различных причин.

Рис. 1

Результаты социологического опроса показали, что больше трети опрошенных женщин согласны трудиться на малооплачиваемой, но стабильной работе (38 %), 26 % ответили, что они, возможно, будут согласны на малооплачиваемую, но стабильную должность, 18 % абсолютно не приемлют такой вариант, также 18 % затруднились ответить на вопрос. Результаты говорят о том, что для многих женщин важны не столько карьерные достижения, сколько стабильность и уверенность в работе (Рис. 2).

Рис. 2

Следующий вопрос анкеты был задан для того, чтобы узнать, какая стратегия является наиболее привлекательной для женщин на рынке труда. Так, наиболее популярным стал ответ, что женщине нужно создать семью в молодом возрасте, воспитывать детей и параллельно профессионально реализовываться (58 %). 25 % ответили, что женщина должна, прежде всего, работать, повышать свою квалификацию, а о создании семьи и детях задумываться только после профессионального успеха, только 17 % придерживаются мнения о том, что нужно полностью отдавать себя семье и не работать, так как женщина является хранительницей семейного очага. Таким образом, большинство современных женщин нацелены на стратегию совмещения семейных и профессиональных обязанностей, а патриархальные устои давно потеряли популярность у женщин.

На вопрос «Если бы у Вас была возможность не работать вообще (например, в связи с высокой зарплатой мужа), Вы были бы заинтересованы в поиске работы?», больше трети женщин ответили, что они не хотели бы работать в таком случае (39 %), 31 % ответили, что в любом случае искали бы рабочее место, 16 % возможно искали бы работу, 14 % затруднились дать ответ. Полученные результаты еще раз доказывают предположение о том, что главным мотивом в профессиональной деятельности многих женщин выступает именно материальный фактор.

Результаты социологического опроса показали, что 41 % женщин согласились бы пройти профессиональное обучение, переобучение или повышение квалификации от центра занятости населения, 39 % отказались бы от такого предложения, 20 % затруднились ответить. Такие данные могут говорить о невысокой заинтересованности женщин в услугах центра занятости или же о слабом желании получения рабочего места после обучения.

Далее был задан вопрос о том, предпринимали ли женщины самостоятельные попытки трудоустройства до обращения в центр занятости населения. 63 % ответили, что они предпринимали самостоятельные попытки трудоустройства, 31 % женщин ответили, что таких попыток они не предпринимали, а сразу обратились в службу занятости, 6 % затруднились ответить. Полученные результаты говорят о том, что большая часть женщин считают себя активными при самостоятельном поиске работы. Но в то же время, результаты, полученные при ответах на следующий вопрос, показали, что во время поисков работы, стоя на учете в центре занятости, более половины ответивших женщин (58 %) лишь частично интересуются вакансиями у знакомых и друзей, в сети Интернет, в печатных изданиях и т. д., так как в основном опираются на помощь центра занятости. 23 % женщин в данном вопросе активно стараются искать работу, используя все возможные источники, которые могут помочь при поиске работы. 19 % полностью делегировали обязанности по поиску работы службе занятости. Таким образом, можно предположить, что признание безработным и получение пособия снижает мотивацию женщин к самостоятельному поиску работы.

Больше трети опрошенных женщин также считают, что их профессия не востребована на рынке труда (41 %), 29 % думают, что их профессия активно требуется, 30 % не знают ответа на данный вопрос (Рис.3). В то же время, результаты, полученные при ответах на следующий вопрос, показали, что больше половины опрошенных женщин считают, что они не являются достойными конкурентами на рынке труда, так как у них нет достойного образования/квалификации/опыта работы/стажа (61 %). 34 % ответили, что гордятся своим образованием/квалификацией/опытом работы/стажем, и по их мнению, они являются достойными конкурентами на рынке труда, 5 % затруднились с ответом на данный вопрос. Таким образом, полученные результаты говорят о крайне низком оценивании женщинами своих профессиональных качеств и неуверенности на рынке труда.

Рис. 3

На вопрос «Если бы Вам предложили работу в форме нестандартной занятости (временная занятость, работа на неполное рабочее время, фриланс и т. д.), Вы бы согласились?», положительно ответили 35 % женщин, 13 % отрицательно, 39 % не имеют полного представления о данных формах занятости, 13 % затруднились ответить. Полученные результаты показали, что сегодня важно развивать нестандартные формы занятости, так как для многих женщин это шанс найти работу, которая не отнимет много времени, позволит совмещать семейные обязанности с профессиональным продвижением, а также даст возможность раньше выходить с отпуска по уходу за ребенком, не теряя при этом важных профессиональных качеств и навыков.

Так как на сегодняшний день женский бизнес приобретает все большие масштабы, то женщинам был задан вопрос о том, задумывались ли они когда-нибудь открыть свое дело. Результаты показали, что лишь 8 % задумывались об открытии своего дела и при этом они имеют все ресурсы для его осуществления. 45 % ответили, что они задумывались, но для этого не хватает ресурсов (времени, денег, образования и т. д.). 21 % женщин решили задуматься об открытии своего дела только после данного вопроса, а 26 % ответили, что это абсолютно проигрышный вариант для них и они не будут предпринимать никакие действия в данном направлении. Такое распределение ответов говорит о том, что, несмотря на развитость женского предпринимательства в больших городах, в маленьких поселениях не в полной мере реализуются мероприятия, направленные на помощь женщинам в их желании заниматься конкурентоспособным бизнесом.

В результате социологического исследования было выяснено, что наибольшую активность в поиске работы проявляют женщины 26–45 лет. Сегодня большинство женщин придерживается стратегии совмещения семейных и профессиональных обязанностей, что существенно влияет, в первую очередь, на возможности построения карьеры. Основным мотивом профессиональной реализации выступает материальный фактор, поэтому женщинам важно иметь стабильное место работы для постоянного получения дохода, даже несмотря на невысокий уровень заработной платы. Карьерных амбиций у большинства опрошенных не наблюдается, к тому же многие женщины низко оценивают востребованность своей профессии в совокупности с уровнем конкурентоспособности, что также является препятствием для успешного трудоустройства и дальнейшего продвижения по службе. Важно отметить, что в результате опроса была выявлена невысокая активность и низкая заинтересованность женщин при поиске работы, такой факт, возможно, является результатом негативной ситуации на рынке труда в Усть-Куломском районе, поэтому женщины, отчаявшись найти работу, не предпринимают никаких активных действий, а центр занятости служит для них лишь материальной опорой. Бизнес на сегодняшний день является недостижимым вариантом для профессиональной реализации большинства женщин, проживающих в сельской местности, так как требует множество ресурсов для его освоения. Поэтому важно повышать распространенность и доступность различных мероприятий, направленных на помощь именно названной категории женщин, которые хотели бы попробовать себя в предпринимательстве. Нужно отметить, что многие опрошенные отдали бы предпочтение нестандартным формам занятости, что означает важность развития временной занятости, фриланса, работы в условиях сокращенного рабочего дня, так как в отличие от бизнеса они не требуют больших ресурсов, а также дают больше возможностей женщине профессионально реализоваться, раньше выходить с отпуска по уходу за ребенком, не растеряв при этом нужных знаний и умений.

Таким образом, проанализировав стратегии поведения и мотивационные установки женщин на рынке труда, можно сказать о том, что уровень конкурентоспособности опрошенных женщин является низким в связи с объективными и субъективными проблемами, которые важно решать как на государственном и общественном уровне, так и путем повышения личной заинтересованности женщины в данном вопросе.

Литература:

  1. Гусенко М. Трудное неравенство // Российская газета. — 2019. — № 131(7889). — С.4.
  2. Женщины и мужчины России / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gks.ru (дата обращения 03.10.19).
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, рынок труда, поиск работы, работа, том, большинство женщин, мотивационная установка женщин, престижная должность, социологический опрос, стратегия поведения.


Похожие статьи

Положение женщин на современном рынке труда

Настоящая статья посвящена положению женщин на рынке труда, особенностям их карьеры и проблемам дискриминации, как на национальном уровне, так и на уровне

Библиографическое описание: Волкова, Е. А. Положение женщин на современном рынке труда / Е. А. Волкова.

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Женщина на рынке труда. Автор: Ножова Анастасия Сергеевна.

На такие виды работы будет высокий спрос среди женщин, убеждены эксперты.

Существует «стеклянный потолок»: число женщин на руководящих должностях и высокооплачиваемых позициях крайне незначительно...

Дискриминация женщин в сфере труда | Статья в журнале...

Во-первых, дискриминация женщин на рынке труда связана с их репродуктивными функциями, а также семейными обязанностями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому графику и выполнять сверхурочную работу, у...

Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере

Факторами, препятствующими работе женщин в «мужских» коллективах, является негативное отношение сослуживцев-мужчин к их

Что же касается профессиональной карьеры, то женщины устраивают ее значительно позже, чем мужчины. Из-за склонности мужчин к риску...

Анализ современного состояния проблемы женской безработицы...

Ключевые слова: женщина, женская безработица, рынок труда, работа, сфера труда.

Судя по полученным данным, наибольшую активность в поиске работы проявляют женщины 26–45

Результаты социологического опроса показали, что больше трети женщин считают, что...

Исследование мотивационных особенностей лиц...

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Исследование особенностей покупательского поведения...

Общепризнанным фактом является то, что мужчины и женщины в силу своих психологических особенностей по-разному воспринимают информацию. Однако, многие компании не учитывают этот факт при организации торговой деятельности.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Прежде всего, нам необходимо уточнить содержание понятия «молодежь», т. е. уточнить сущность молодежи. В противном случае совершенно неясно, о ком именно идет речь. Эта задача является достаточно сложной вследствие неравномерного, а потому, противоречивого...

Особенности развития карьеры женщин-менеджеров в России

К таким относятся желание женщин чувствовать себя независимо и свободно в профессиональном плане, необходимость само

Анализ ситуации на рынке труда в России показывает, что стереотипы по поводу женщин-руководителей все еще существуют и даже...

Похожие статьи

Положение женщин на современном рынке труда

Настоящая статья посвящена положению женщин на рынке труда, особенностям их карьеры и проблемам дискриминации, как на национальном уровне, так и на уровне

Библиографическое описание: Волкова, Е. А. Положение женщин на современном рынке труда / Е. А. Волкова.

Женщина на рынке труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Женщина на рынке труда. Автор: Ножова Анастасия Сергеевна.

На такие виды работы будет высокий спрос среди женщин, убеждены эксперты.

Существует «стеклянный потолок»: число женщин на руководящих должностях и высокооплачиваемых позициях крайне незначительно...

Дискриминация женщин в сфере труда | Статья в журнале...

Во-первых, дискриминация женщин на рынке труда связана с их репродуктивными функциями, а также семейными обязанностями. Женщины имеют меньше времени и возможностей делать карьеру, работать без перерывов, по жесткому графику и выполнять сверхурочную работу, у...

Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере

Факторами, препятствующими работе женщин в «мужских» коллективах, является негативное отношение сослуживцев-мужчин к их

Что же касается профессиональной карьеры, то женщины устраивают ее значительно позже, чем мужчины. Из-за склонности мужчин к риску...

Анализ современного состояния проблемы женской безработицы...

Ключевые слова: женщина, женская безработица, рынок труда, работа, сфера труда.

Судя по полученным данным, наибольшую активность в поиске работы проявляют женщины 26–45

Результаты социологического опроса показали, что больше трети женщин считают, что...

Исследование мотивационных особенностей лиц...

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Исследование особенностей покупательского поведения...

Общепризнанным фактом является то, что мужчины и женщины в силу своих психологических особенностей по-разному воспринимают информацию. Однако, многие компании не учитывают этот факт при организации торговой деятельности.

Особенности рынка труда молодежи | Статья в журнале...

Прежде всего, нам необходимо уточнить содержание понятия «молодежь», т. е. уточнить сущность молодежи. В противном случае совершенно неясно, о ком именно идет речь. Эта задача является достаточно сложной вследствие неравномерного, а потому, противоречивого...

Особенности развития карьеры женщин-менеджеров в России

К таким относятся желание женщин чувствовать себя независимо и свободно в профессиональном плане, необходимость само

Анализ ситуации на рынке труда в России показывает, что стереотипы по поводу женщин-руководителей все еще существуют и даже...

Задать вопрос