Целью учебной исследовательской деятельностью современных школьников является приобретение школьниками навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую проблему с ранее неизвестными знаниями. [1]
Учебно-исследовательская деятельность в современном школьном образовании является эффективным методом развития теоретического мышления школьников, потому как он позволяет фиксировать причинно-следственные связи на конкретном материале, устанавливать результаты развития процессов, обобщать и восходить “от частного к общему”. В ходе учебно-исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, действующие в научной сфере. Таким образом, научно-исследовательская подготовка носит деятельностный характер. [2]
Учебно-исследовательская деятельность на разных уровнях школьного отличается своей спецификой в силу возрастных особенностей учащихся и типа образовательного учреждения (лицей, гимназия, профильная школа и т.д). В нашем случае субъектами учебно-исследовательская деятельности являются учащиеся средней общеобразовательной школы. Цели, к которым мы их ведем, делятся на учебные и дополнительные. Учебные цели включают в себя развитие исследовательских способностей и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. В дополнительном плане цели ставятся иные, а именно организация условий для развития способностей и задатков школьников в соответствии с их конкретными потребностями в рамках образовательной программы и индивидуального сопровождения.
Школьные учебные исследования — это образовательная технология, которая использует учебные исследования как инструмент дополнительного школьного образования. Учебно-исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебно-исследовательских задач по какому-либо учебной дисциплине (в нашем случае это история и обществознание) с известным решением, направленных на формировании представлений об объекте исследования, под руководством учителя.
Само по со себе учебно-исследовательская деятельность — это образовательный процесс, осуществляемый на основе научно-исследовательской технологии, используемой в научной сфере, она характеризуется следующим:
постановка проблемного вопроса объекта исследования;
развитие навыка использований научных терминов и инструментов;
развитие навыков работы с различными версиями на основе анализа учебной и научной информации из различных (достоверных) источников, развитие навыков анализа и принятия решений на основе анализа одной версии как верной.
Основная цель выполнения учебно-исследовательского проекта школьника — повысить общий школьный кругозор, узнать больше о том или ином предмете, сформировать умения придерживаться какой-либо научного мнения. [3] Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для того, чтобы ученики сами поставили цели исследовательских задач, выбора объекта, попытки его анализа, выдвижения гипотез. Но так как учебно-исследовательская деятельность является еще и творческой, ученики могут опираться на интересы и предпочтения, придерживаются творческой и своей авторской позиции в своем исследовании.
В учебно-исследовательской деятельности применяется проектный метод. На каждом этапе учебно-исследовательской деятельности учитель обязуется предоставить школьнику определенную свободу действий, порой даже в ущерб научной методологии, иначе со временем исследование превращается в обычное дополнительное и рутинное домашнее задание.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности для школьников выделяют:
- Проблемно-ориентированные уроки общеобразовательной школы по учебным дисциплинам. Одновременно реализуется проблемный подход по теме урока: допустим, учитель на уроке истории ставит проблемный вопрос «Иван Грозный тиран или реформатор?», «Необходимо было ли вступать России вступать в Первую мировую войну?». Далее учитель дает начало научной дискуссии классу в ходе которой анализируется научная информация представленных педагогом, и учащиеся высказывают различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Однако эти выводы школьников могут быть организованы таким образом, чтобы он включал в себя разные точки зрения на учебную проблему.
- Включение дополнительных учебных дисциплин на элективных курсах. Например, курс “методы научного исследования», в рамках которого преподается методология научного исследования, апробируется постановка и реализация задач будущего исследования, представление результатов на уроках.
- Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в дополнительные урочные часы, для реализации научно-исследовательских проектов.
- Программы дополнительного образования, использование широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, закрепление результата в виде выполненной научно-исследовательской работы.
- Применение научно-исследовательского подхода при проведении экскурсий, формулирование индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетной творческой работы.
- Школьные проекты, опирающиеся на учебно-исследовательскую деятельность.
- Экскурсии в музеи (или виртуальные музеи) и поиск архивных материалов (в городских архивах и сети Интернет) как элементы организации учебно-исследовательской деятельности учебно-исследовательских работ.
- Научно-практические конференции и конкурсы школьных проектов как форма представления результатов учебно-исследовательской деятельности.
- Деятельность ученических (внутришкольные) научные сообществ, где юные исследователи могут обмениваться друг с другом опытом, знания и т. д..
Результаты учебно-исследовательской деятельности делятся на две части. Первый отмечает, что результат исследовательской работы школьника соответствует стандартам обучения (то есть объект исследования включен в школьный курс истории). Второй показывает, какие способности и личностные характеристики были сформированы в ходе учебно-исследовательской деятельности, развились ли у учеников регулятивные и личностные компоненты по ФГОС для дальнейшего применения полученных навыков в образовании, науки и т. д.
Качество ученической исследовательской работы измеряется соотношением представленного учителем (руководителем) и фактически усвоенного предметного материала (нового знания, добытое своими усилиями); умением применять структуру исследования в соответствии с научными стандартами, сложившимися в научном сообществе; способностью к самоанализу. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность для школьников превращается в основную, поскольку она направляет учащихся к реализации эффективных социальных, субкультурных и профессиональных навыков в дальнейшем будущем. [5]
Существуют основные виды учебно-исследовательской деятельности:
− проблема-аннотация исследования: сравнение данных из различных исторических источников или ситуаций для выделения научной проблемы и проектирования вариантов ее решения;
− анализ и систематизация научной литературы и источников:
− сбор и систематизация элементов исследования;
− диагностико-прогностического исследования: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
− инновационное и рационализаторская исследовательская деятельность;
− экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
− проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целеполагание методов деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
− описательное исследование: наблюдение и качественное описание любого явления.
Наиболее эффективным с точки зрения формирования ключевых компетенций у школьников является проектно-исследовательская деятельность — проектирование, включающее в себе научное исследование. Его смысл состоит в выявлении целей и задач, принципов выбора методов, планировании хода выполнения исследования, определении ожидаемых результатов, оценке целесообразности проведения исследования, определении необходимых ресурсов. [4]
Основным средством организации учебно-исследовательской работы является система исследовательских задач, содержащих проблему, решение которой требует теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестные знания.
Учебно-исследовательские задания включают в себя
− познавательные задачи-специально подобранные учебные задания, включённые в учебно-календарный план школьного предмета. Одним из составных элементов организации учебно-исследовательской деятельности на уроке (или во внеурочной деятельности) является постановка и решение поставленной задачи. Задача представляет собой проблемный учебный вопрос в рамках школьной программы, решение которой представляет широкий практический или научный интерес (например, из курса обществознания 8 класса: необходимо ли введение безусловного базового дохода?);
− творческие задания, которые могут быть выполнены учеником в любом понравившимся ему формате;
− урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается учениками (в одиночку или в группе) для самостоятельного изучения под руководством учителя;
− урок-семинар, в основе которого лежит изложение собранного учебного материала для обсуждения в группах с учителем.
Таким образом, важно отметить необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой школьники развивают способность видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; определять понятия; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и заключения; структурировать материал; доказывать и отстаивать свои идеи, что возможно в будущем сподвигнет на большую научную деятельность.
Литература:
- Леонтович А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.
- Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 309–312.
- Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65
- Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. — 2014. — № 1. — С. 18–30.
- Султанова, Т. А. Конкретизация направлений развития школьного образования в современном обществе [Электронный ресурс] / Султанова Т. А. // Азимут научных исследований: Педагогика и психология,2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 254-257.