Современные методы управления дебиторской задолженностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 27.04.2020

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Иванов, А. Ю. Современные методы управления дебиторской задолженностью / А. Ю. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69243/ (дата обращения: 18.11.2024).



Управление дебиторской задолженностью является важной частью системы управления финансами организации, так как, как один из основных активов, дебиторская задолженность влияет на финансовую устойчивость и ликвидность организации. Каждое предприятие, когда оно предоставляет кредит, помимо возврата вложенных ею средств, рассчитывает и на получение дополнительного дохода.

Управление дебиторской задолженностью — функция финансового менеджмента. Ее основная цель — увеличение прибыли организации за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента [3].

В различных источниках встречаются разнообразные определения понятия «дебиторская задолженность». В статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации дебиторская задолженность определяется как «обязательства». В силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как-то: предать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств [1].

Дебиторская задолженность представляет собой денежные суммы, которые должны быть получены организацией от ее клиентов, покупателей, прочих контрагентов, служащих и других лиц в течение одного года или отчетного периода [4].

Экономическая выгода от дебиторской задолженности выражается в том, что организация в результате погашения своей дебиторской задолженности рассчитывает получить денежные средства или их эквиваленты. Следовательно, дебиторскую задолженность можно признать активом лишь тогда, когда существует вероятность ее погашения должником. Если эта вероятность отсутствует, то сумму дебиторской задолженности следует списать.

Дебиторскую задолженность классифицируют по ряду признаков.

  1. По продолжительности: долгосрочная задолженность (срок ее погашения более 12 месяцев с отчетной даты); краткосрочная задолженность (срок ее погашения менее 12 месяцев с отчетной даты).
  2. По своевременности исполнения обязательств по договору дебиторская задолженность бывает срочная, просроченная, отсроченная [2].
  3. По степени обеспечения: обеспеченная и необеспеченная дебиторская задолженность.
  4. По возможности взыскания: надежная (срочная или обеспеченная дебиторская задолженность); сомнительная; безнадежная [5].
  5. По способу погашения дебиторская задолженность делится на: погашаемую денежными способами; погашаемую неденежными способами.

Основные факторы увеличения и уменьшения дебиторской задолженности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, влияющие на дебиторскую задолженность

Факторы увеличения

Факторы сокращения

Рост продаж

Падение продаж (если падение продаж носит сезонный характер, то сезонное падение дебиторской задолженности является закономерным)

Увеличение отсрочек платежа покупателям

Сокращение продаж в кредит

Увеличение доли покупателей с большими сроками оплаты

Сокращение продаж крупным покупателям и увеличение доли покупателей с меньшими сроками оплаты

Предоставление дополнительных отсрочек платежа по гарантийным письмам

Снижение спроса на товары и услуги организации и потеря потребительской продукции

Неосмотрительная кредитная политика организации и неэффективная работа кредитного отдела и менеджеров по сокращению дебиторской задолженности

Эффективная работа кредитного отдела и менеджеров по продажам по сокращению дебиторской задолженности

Отметим, что в условиях современного экономического кризиса и ухудшившихся условий ведения бизнеса, усугубляется проблема роста дебиторской задолженности в Российской Федерации, в том числе просроченной (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, дебиторская задолженность в 2010–2017гг. имеет тенденцию к постоянному росту, причем за весь период исследования она увеличилась на 123,61 %, т. е. более чем в 2 раза.

Таблица 2

Динамика дебиторской задолженности организаций Российской Федерации (без субъектов малого предпринимательства), млрд. руб. [8]

Год

Дебиторская задолженность

из нее:

просроченная

Из общего объема дебиторской задолженности

задолженность

покупателей изаказчиков

из нее:

просроченная

2010

18004

1048

8589

805

2011

21797

1167

10121

925

2012

22867

1225

11824

946

2013

26264

1483

13420

1199

2014

31014

2016

16074

1635

2015

35736

2276

17259

1731

2016

37053

2241

18388

1544

2017

40258

2329

19295

1639

В Пермском крае в структуре просроченной дебиторской задолженности в 2018 году задолженность покупателей составляла 80 % [7,с.23].

Проблема неплатежей при совершении сделок всегда вела к возрастанию экономических рисков по таким операциям между субъектами хозяйствования. Решением данной проблемы являются форфейтинговые и факторинговые операции.

Факторинг — совокупность операций, взаимосвязанных с поставками продукции, товаров или услуг третьим лицам, расчет с организацией, занимающейся факторингом, выплачивается из дебиторских платежей (выручки).

Схема факторинга представлена на рисунке 1.

Схема факторинга

Рис. 1. Схема факторинга

Факторинг решает проблемы с задолженностью организаций. Малым предприятиям факторинг позволяет увеличивать производство почти на постоянной основе.

Преимущества факторинга:

− для продавца: возможность сразу же получить оплату за отгруженную продукцию, товар или оказанные услуги, что предотвратит кассовые разрывы в будущем, улучшит конкурентоспособность на рынке;

− для покупателя: в среднем, продавец поставит товар или окажет услуги с возможностью отсрочки платежа до трех месяцев, что позволяет увеличить объем закупок и увеличить оборачиваемость средств;

− для организаций, выкупающих денежные требования: получают возможность оказывать дополнительные услуги, а, следовательно, дополнительный доход [6].

Недостатки факторинга:

− наличие факторинговых компаний с большими тарифами;

− клиент сразу может получить только до 85 % от стоимости поставленной продукции, товаров или оказанных услуг, а остальную сумму он получает после оплаты долга. Поэтому наращивание непрерывного торгового оборота невозможно в полном объеме.

В современных экономических условиях дебиторская задолженность предприятий РФ существенно увеличилась, в том числе просроченная задолженность. Для снижения дебиторской задолженности такие инструменты, как факторинг и форфейтинг показали свою эффективность.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 16.12.2019)
  2. Афоничкин А. И. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Методология: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова, Д. Г. Михаленко; под ред. А. И. Афоничкина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 10.
  3. Екимова К. В. Финансовый менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 57.
  4. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Инвестиционная и финансовая политика фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 120.
  5. Никулина Н. Н., Мамыкина Н. Н. Управление дебиторской задолженностью в страховом предпринимательстве // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. — № 6. — С. 22–36.
  6. Селянина Е. Правовое регулирование операций факторинга. Снижение рисков неплатежей // Финансовая газета. 2015. — № 23. — С. 12.
  7. Старкова О. Я. Платежная дисциплина организаций//Znanstvena misel.-2018.-№ 23.-с.21–24.
  8. Росстат [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, Российская Федерация, дополнительный доход, кредитный отдел, отчетная дата, падение продаж, покупатель, сокращение продаж, схема факторинга, увеличение доли покупателей.


Задать вопрос