В данной статье рассмотрены аспекты унификации экономического механизма управления АПК в странах — членах ЕАЭС.
Одним из главных вопросов страны является вопрос о способах и механизмах обеспечения его продовольствием. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка. Двух сложных систем является направлением и требует эффективного государственного вмешательства. Теория и практика обеспечения продовольствием в большинстве случаев степень и роль государственного регулирования в отрасли. Чем выше уровень государственного регулирования, тем выше уровень государственного регулирования.
Значительная степень самообеспеченности страны продовольствием. Мировая практика создала множество методик и сложный механизм государственной поддержки и стимулирования аграрного развития, в частности, рынка, сельскохозяйственного производства, системы инструментов воздействия на доходы фермеров, социальной структуры села, межотраслевых и межхозяйственных отношений.
Изучение современных концепций регуляторного воздействия государства на агробизнес позволило выявить ряд страновых особенностей: жесткое регулирование в США и социально-эколого-ориентированный подход в странах Евросоюза.
В современных условиях обострение геополитических и мировых хозяйственных процессов, недооценка приоритетности сельского хозяйства мало растут. В этой связи обострение продовольственных, энергетических, демографически-миграционных и иных глобальных проблем мира будет способствовать укреплению национальной безопасности.
Аграрная политика не может гарантировать только взаимосвязанное устойчивое развитие. Развитие аграрного производства, а также с другими основными секторами, общей социально-пространственной перестройкой страны и глобальными вызовами.
Такой подход с мировым трендом предназначен для обеспечения перехода на социальную ориентацию, достижения ресурсосберегающего экономического роста передовой развитой и ряда развивающихся экономик, закрепленных в современной аграрной политике.
Механизм страхования в странах ЕАЭС имеет элементы сходства и различия. В России аграрное страхование основано на принципе добровольности, в Беларуси и Казахстане — обязательное страхование. В Беларуси и Казахстане охват страхования в среднем составляет 85,5 % и 75 % площади, в России — не превышает 17 %. В Беларуси и Казахстане средний страховой тариф в 3 и 4 раза ниже, чем в России, в связи с чем страховая стоимость 1 га площади в государствах-членах ЕАЭС варьирует в следующих пределах: в России — 6,8 долл., Казахстане — 11,8 долл., Беларуси — 34,1 долл.
Казахстанская система страхования не охватывает животноводческую отрасль. Таким образом, при формировании и внедрении перспективной надгосударственной системы страхования ЕАЭС следует учесть опыт Беларуси — по обязательному субсидированию страхования сельскохозяйственных культур в государственных страховых учреждениях; Казахстана — по предоставлению права сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно страховать свои риски путем объединения в общества взаимного страхования; России — по применению широкой продуктовой линейки объектов страхования и рисков. Для обязательного страхования сельхозтоваропроизводителей в странах ЕАЭС в производстве растениеводческой и животноводческой продукции автором предлагается использовать унифицированный подход (один показатель): доход от сельского хозяйства минус полученные субсидии. Страховую премию сельхозтоваропроизводителям предлагается установить в размере 5 % стоимости валового дохода при этом 50 % (2,5 %) вноситься государством и направляется для объединения страховщиков (страховые компании), фонд компенсационных выплат для гарантирования платежеспособности всей системы. При взаимном страховании страхователи страхуют сами себя, что позволяет сократить проведение страховых операции в несколько раз. Расчеты показывают, что расходы на ведение дел в ОВС можно ограничить 7–10 % от страховых взносов.
Таким образом, часть сэкономленных денежных средств пойдет на увеличение доли страховых выплат в структуре страховых тарифов по основным видам агрострахования, что очень важно для обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства.
Вхождение Казахстана в ЕАЭС и ВТО рассматривалось с точки зрения преодоления главных препятствий в развитии агропромышленного сектора: низкого уровня производительности труда, несовершенной материальнотехнической и технологической базы, мелкотоварности сельхозпроизводства. Казахстан обладает наибольшей долей сельских жителей в общей численности населения по сравнению с другими странами ЕАЭС — 45,3 %, в России и Беларуси — 30 %; для Казахстана характерна самая высокая доля занятых в сельскохозяйственном производстве — 27,3 %, в Беларуси — 10,3 % в России — 8,1 %; уровень производительности труда в отрасли на одного занятого (4,5 тыс. долл.) соответствует 60 % от показателя России и 50 % от показателя Беларуси. В отличии от Казахстана, где высокая доля ЛПХ в производстве продукции животноводства (71 %), в России на их долю приходится 38 %, а в Беларуси 6 %. Несмотря на специфику структуры сельского хозяйства и особенности механизмов управления АПК государств-членов ЕАЭС, дальнейшее углубление интеграции требует унификации механизмов государственной поддержки. Поэтому в работе определены унифицированные формы, единые подходы и методы государственной поддержки по кредитованию, налогообложению, страхованию.
Литература:
- Нарынбаева, А. С. Совершенствование методов государственной поддержки аграрного рынка в условиях Таможенного союза / А. С. Нарынбаева, М. И. Сигарев // Вестник НГАУ. — 2014. — № 1 (30). — 0,75 п.л. (авт. 0,37 п.л.).
- Нарынбаева, А. С. Инновационное развитие аграрного производства Казахстана в условиях глобализации экономики / А. С. Нарынбаева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — Омск, 2013. — № 1 (11). — 0,81 п.л.
- Ефимова О. В. Анализ собственного капитала // Бухгалтерский учет. — 2010. № 1.
- Абленов Д. О. Аудит негздері. Алматы. Экономика — 2005.