Традиционно в Канаде выделяют различные типы программ реинтеграции правонарушителей. В данном исследовании будут проанализированы институциональные, социальные, корректирующие и образовательные программы, направленные на преодоление факторов риска и подготовку преступников к возвращению в общество.
Ключевые слова: осужденный, социальная реинтеграция правонарушителей, институциональные программы, социальные программы, корректирующие программы, факторы риска.
Институциональные программы, предназначенные для подготовки правонарушителей к возвращению в общество, могут включать вопросы образования, психиатрическую помощь, лечение от наркомании, профессиональную подготовку, консультирование и наставничество. Эти программы более эффективны, когда они сосредоточены на полной диагностике и оценке правонарушителей [1]. Некоторые из этих программ предлагаются перед освобождением из тюрьмы общественными организациями, которые оборудованы для оказания помощи правонарушителям после их освобождения из-под стражи и последующего наблюдения [2].
Эффективные институциональные программы, как правило, сосредоточены на оценке факторов риска и потребностей правонарушителей. Риск рассматривается как мера вероятности повторного совершения преступления правонарушителем. Потребности — это факторы, которые могли способствовать преступному поведению преступника. Эти потребности могут оказывать влияние на способность правонарушителя успешно вернуться обратно в сообщество.
В Исправительной службе Канады дается оценка уровня риска, потребностей и потенциал реинтеграции всех федеральных правонарушителей. Результаты этих оценок используются для определения соответствующего уровня безопасности правонарушителей, их исправительных целей и планов, стратегии управления рисками и потребностями при составлении исправительных программ [3].
За время участия в программах правонарушители узнают о факторах риска, которые могут влиять на их преступное поведение, учатся управлять такими факторами, снижая таким образом вероятность совершения повторных преступлений. Преступников обучают навыкам, которые могут помочь им преодолеть факторы риска. Такие навыки включают умение управлять эмоциями, решать проблемы и конфликты, ставить цели, устанавливать и поддерживать межличностные связи, владеть навыками самоконтроля [4, с. 318].
Корректирующие программы направлены на динамические факторы риска. Как показали исследования, эти факторы связаны с вероятностью совершения повторных преступлений и они могут быть изменены с помощью вмешательства. Исследования выявили общий набор из тех факторов риска, которые связаны с вероятностью совершения повторных правонарушений. К таким факторам риска относятся злоупотребление алкоголем или наркотиками, прокриминальные отношения, асоциальные связи, отсутствие образования или занятости, семейных отношений, досуга.
Социальные программы помогают правонарушителям вносить личные изменения в свою жизнь, побуждают их узнавать о своих сильных сторонах и областях, требующих улучшения. Социальные программы помогают найти и сохранить работу, научиться вести повседневную жизнь в обществе. Правонарушители учатся тайм-менеджменту, постановке целей, решению проблем, управлению деньгами, здоровым социальным навыкам, способам поиска жилья и трудоустройства. Социальные программы для мужчин и женщин направлены на развитие жизненных навыков, в частности, навыков личного взаимодействия и просоциального поведения, позитивного и здорового образа жизни, конструктивного использования своего свободного времени.
Программы интеграции в сообщества мужчин направлены на снижение риска и повышение ответственности правонарушителей, уменьшение стресса, связанного с жизнью в сообществе, улучшение перехода от учреждения к сообществу, предоставление преступникам возможность оценить свой образ жизни и разработать цели, помогающие вернуться в сообщество.
Программа социальной интеграции женщин помогает женщинам-правонарушителям подготовиться к освобождению и увеличить свои шансы на успешный переход в общество. Эта программа помогает женщинам-правонарушителям найти работу, улучшить социальные навыки, научиться воспитанию детей, планированию работы и отдыха.
Задачи образовательных программ Исправительной службы Канады включают удовлетворение образовательных потребностей правонарушителей; повышение их базовой грамотности и развитие социальных умений и навыков решения проблем; подготовку правонарушителей к участию в исправительных программах и предоставление им знаний и навыков, необходимых для получения и сохранения работы и законного проживания в обществе после своего освобождения.
Поскольку исправительные программы являются добровольными, большое количество правонарушителей не участвуют и впоследствии возвращаются в общество без предварительной подготовки к освобождению. Условия условно-досрочного освобождения и другие решения об условно-досрочном освобождении часто основаны на том, участвовал ли преступник в программах, предназначенных для преодоления некоторых его криминальных склонностей или других проблем.
Некоторые программы лечения наркозависимости на институциональной основе, осуществляемые Службой исправительных учреждений Канады, по-видимому, оказывают значительное влияние на снижение уровня рецидивов после освобождения, особенно те, которые сопровождаются помощью и поддержкой в период реабилитации. Например, до пятидесяти процентов снижается показатель рецидивизма у участников, которые заканчивают программы злоупотребления психоактивными веществами.
Многие практики в области лечения и социальной реинтеграции признают, что вмешательства по поддержке реинтеграции должны совмещать институциональные программы с общественными программами. Однако имеется недостаточно доказательств того, что при использовании лишь общественных программ, эффективно можно достичь целей реинтеграции.
Таким образом, анализ программ, применяемых Исправительной службой Канады показывает, что они разрабатываются на основе оценки факторов риска и потребностей осужденных правонарушителей. Программы способствуют подготовке осужденных к освобождению и направлены на формирование и развитие их социальных и жизненных навыков. Инновационными программами можно назвать социальные программы по обучению здоровым социальным навыкам: тайм-менеджменту, постановке целей, решению проблем, управлению деньгами, организации досуга и трудоустройства. Изучение опыта Канады в организации программ для осужденных может быть адаптирован к отечественным условиям.
Литература:
- Programs for offenders // URL: https://www.csc-scc.gc.ca/002/002-index-en.shtml (дата обращения 13.02.2020).
- Donato A. From Puppies To Farming: Canada’s Most Innovative Prison Rehab Programs // URL: https://www.cbc.ca/keepingcanadasafe/blog/from-puppies-to-farming-an-in-depth-look-at-innovative-prisoner-rehab-progr (дата обращения 13.02.2020).
- Motiuk, L., Vuong, B. Development and Validation of a Criminal Risk Index (CRI) for Federally Sentenced Offenders in Canada // Research Report R-403. 2018, Ottawa, Ontario. 32 p.
- Ekstedt J. W., Griffiths C. T. Corrections in Canada: Policy and Practice. 2013, Elsevier. 454 p.