Некоторые аспекты правового регулирования доступа к информации о бенефициарных владельцах акционерных обществ в России и Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Заболуева, О. А. Некоторые аспекты правового регулирования доступа к информации о бенефициарных владельцах акционерных обществ в России и Германии / О. А. Заболуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68689/ (дата обращения: 16.01.2025).



Общепризнанно, что немецкое законодательство об акционерных обществах является наиболее детально разработанным в континентальной Европе, и служит образцом для развития правового регулирования акционерной деятельности во многих странах, в том числе и в России.

В настоящее время развитие акционерного права в России во многом обусловлено её интеграцией в мировую экономику, что связано с расширением экономических и правовых взаимодействий с акционерными обществами, холдингами и концернами зарубежных стран. Опыт Германии, имеющей давние и развитые акционерные отношения и передовые традиции доктринального и судебного регулирования деятельности акционерных обществ, может оказать положительное влияние на совершенствование правового регулирования акционерной деятельности в нашей стране.

Традиции взаимодействия России и Германии в области акционерных отношений восходят к временам правления Петра I, и получают дальнейшее развитие в XIX в. В июне 1885 г. между Россией и Германией было подписано соглашение «О взаимном признании и ограждении в России и Германии акционерных обществ». Немецкие предприниматели инвестировали средства в развитие горнодобывающей промышленности России, и к 1910 г. были учреждены крупные акционерные компании, среди которых наиболее известными стали Акционерное общество русской горнозаводской промышленности (Russishe montanindustrie-aktien-gesellshaft), АО “Рудник Карл», общество антрацитовых рудников «Боково» и др.

К 1917 г. в России уже было создано 2990 акционерных обществ, в том числе 232 иностранных [3, c. 83–90].

Первая мировая война, а затем установление Советской власти прервали отношения двух стран в области акционерной деятельности вплоть до введения в России новой экономической политики (НЭПа), когда в страну были допущены иностранные инвестиции и создавались акционерные общества с участием иностранного капитала на основе концессионной (разрешительной) системы.

В последующие годы в ходе индустриализации все предприятия были национализированы, акционерные общества прекратили свое существование. Только с переходом России на новые условия экономического развития в результате «перестройки» отношения России и Германии перешли в новую фазу, возобновились хозяйственные связи, появилась возможность перенимать зарубежный опыт, в том числе, и в области правового регулирования акционерной деятельности.

Акционерное право Германии развивалось вслед за практикой создания и функционирования акционерных обществ, и уже в 1861 году отдельные нормы об АО содержались в Торговом кодексе [4].

Современный акционерный закон (AKTIENGESETZ) неоднократно реформировался, содержит около 400 параграфов (статей) и очень подробно регламентирует порядок создания, деятельности, ликвидации акционерного общества, а также права и обязанности акционеров, органов управления обществом, деятельность контролирующих органов и др. [1].

Немецкое акционерное право отражает тенденции общеевропейского акционерного права, имплементируя в национальное право основные положения Директив Европейского Союза. Например, 4-ая Директива ЕС 1978 г., 6-ая Директива ЕС 1980 г. предписывали странам-участницам внести во внутреннее законодательство требования об отчетности акционерных обществ, указывали минимальный размер уставного капитала и содержали другие общеобязательные нормы [2].

Европейская Директива 2015/849 легла в основу закона, вступившего в силу 26 июня 2017 г., в соответствии с которым все акционерные общества, их акционеры, представители и бенефициары обязаны обеспечивать доступность информации о конечных владельцах — физических лицах. Закон направлен против легализации доходов, добытых преступным путем. В Германии создан реестр (регистр) бенефициарного владения, куда все компании обязаны представлять информацию о своих бенефициарных владельцах, а если их невозможно установить, то бенефициарами объявляются топ-менеджеры, члены правления или другие законные представители.

Штраф за несоблюдение требований закона составляет 100 000 евро, а в случае повторного или систематического нарушения — до 1 млн. евро. [5]

Так же, как и в Германии, в России уделяется внимание активизации мер, направленных против легализации доходов, полученных преступным путем. Действующий закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [7] регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

По смыслу закона легализация — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

В законе «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» не описывался механизм раскрытия информации о бенефициарах, что являлось пробелом в законодательстве и препятствовало эффективному применению закона на практике.

На устранение данного недостатка был направлен закон от 23 июня 2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [8].

Изменения коснулись механизма сбора, хранения, передачи и раскрытия информации о бенефициарных владельцах юридических лиц.

В п.8 ст. 6.1 получило законодательное определение понятие бенефициарного владельца, т. е. физического лица, которое в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Установлена обязанность юридических лиц запрашивать у своих участников или других контролирующих лиц сведения о своих бенефициарных владельцах, обновлять эту информацию не реже одного раза в год и хранить не менее пяти лет с момента получения информации. Учредители (участники) юридического лица или иные контролирующие его лица обязаны предоставлять такую информацию.

За нарушение требований закона установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч для должностных лиц и в размере от ста до пятисот тысяч рублей для юридических лиц (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

Раскрытие бенефициаров должно стать эффективным способом по противодействию офшорным схемам, однако на практике выявить своих бенефициаров компаниям очень сложно, да и не всегда они стремятся к этому.

Пробелом закона, по мнению экспертов, является отсутствие какой-либо ответственности самих бенефициаров за предоставление неточной информации. Нужно отметить, что такая ответственность предусмотрена Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Однако эта норма не закреплена в Гражданском кодексе РФ, отсутствует в Федеральном законе «Об акционерных обществах», что приводит к ее ограничительному толкованию.

Кроме того, если в европейских странах стали вести реестры (регистры) бенефициаров, что позволяет им обмениваться этими данными в интересах, прежде всего, налоговых служб, то в России подобные реестры отсутствуют. Это значит, что прозрачность информации о бенефициарных владельцах изменениями в закон «О легализации» не достигнута. И это радует отдельных представителей бизнеса, которые не желают освобождаться от офшорных схем и разрабатывают всевозможные способы борьбы с деофшоризацией [6].

В настоящее время российская правоприменительная практика в отношении раскрытия информации о бенефициарных владельцах находится в стадии формирования. Препятствием к эффективному противодействию офшоризации экономики является недостаточная четкость в формулировании понятия «бенефициар как в российском, так и в международном праве. Кроме того, недостатком российского законодательства, на мой взгляд, является отсутствие реестра бенефициарных собственников. На примере Германии можно убедиться, что в тех случаях, когда все сведения о бенефициарном владельце содержатся в едином центральном реестре, то это значительно облегчает получение необходимых данных, в том числе иностранным налоговым службам. Отсутствие реестра влечет за собой трату времени и средств на подготовку и аргументацию запроса, а затем на ожидание ответа.

Таким образом, необходимость адаптации российских экономических интересов к рыночным экономикам развитых стран диктует требования по дальнейшему совершенствованию мер, направленных на обеспечение доступности и открытости информации о деятельности юридических лиц, в том числе введение центрального реестра бенефициарных владельцев.

Другой мерой может быть закрепление в Гражданском кодексе РФ ответственности самих бенефициаров за непредставление информации, требуемой от них юридическим лицом.

Литература:

  1. Закон об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. (с последующими измен). Aktiengesetz vom 6 september 1965. URL: books.google.ru/books?id=Dka_baC9CxIC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&g&f=false
  2. Зотова Е. К. Сохранение корпоративного контроля в акционерных обществах в праве Германии и России. Автореф. дис. …канд. юрид. наук. М. 2019. URL: mgimo.ru>upload/diss/2019/zotova-e-k-diss.pdf
  3. Мишкин Н. А. Особенности правового регулирования акционерных обществ: история и современность // Вестник международного института экономики и права. 2016. № 1 (22). С. 83–90.
  4. Покудов О. А. Экономический либерализм в Германии накануне объединения немецких государств в 1861 г. // В мире научных открытий. 2011.
  5. Peeстр бенефициаров в Германии начнет действовать уже в конце года [Электронный ресурс]: URL: internationalwealth.info>deofshorization/registry…
  6. С 21 декабря 2016 г. В России начнут собирать информацию о бенефициарах [Электронный ресурс]: URL: internationalwealth.info>office/from…beneficiary…
  7. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (с изм. на 01.03. 2020 г. № 46-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс»
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, акционерная деятельность, общество, бенефициар, владелец, лицо, правовое регулирование, юридическое лицо, AKTIENGESETZ, акционерное общество.


Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Специфика реализации прав собственности в российских фирмах с различной организационно-правовой формой

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Основные методические подходы к исследованию обязанностей человека и гражданина в отраслевых юридических науках

Похожие статьи

Некоторые аспекты правового регулирования интернет-рекламы в Российской Федерации

Специфика реализации прав собственности в российских фирмах с различной организационно-правовой формой

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования цифровых финансовых активов

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Анализ правовых средств защиты иностранных инвестиций в законодательстве Российской Федерации (на примере стабилизационной оговорки и института арбитража)

Основные методические подходы к исследованию обязанностей человека и гражданина в отраслевых юридических науках

Задать вопрос