Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Метальников, А. М. Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы / А. М. Метальников, О. В. Карпанин, А. Е. Костяев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 117-118. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68662/ (дата обращения: 25.05.2020).



Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Ключевые слова: автоматизированная обучающая система, удаленный доступ, дистанционное обучение, лабораторный практикум, научно-дидактический комплекс.

Работа автоматизированной обучающей системы (АОС) в режиме удаленного доступа сопровождается использованием средств дистанционного обучения (ДО) [1]. В высшем техническом образовании важную роль играет возможность сформировать у исследователей и инженеров научное мышление, навыки усвоения информации и ее критического анализа, умение построения научных гипотез и проведения эксперимента для их проверки. Решение данной задачи представляется возможным благодаря широкому применению современных информационных технологий.

Используемые средства обучения во время ДО выступают в качестве интерпретации содержания обучения и также применяются, чтобы контролировать и управлять учебно-образовательной деятельностью. Определенный материал, возможно представить разными средствами обучения, у каждого имеются уникальные дидактические возможности. Обучающему необходимо знать об этих возможностях и уметь относить их к разным средствам. Из анализа источников, к средствам ДО относятся:

  1. Учебные пособия (электронный вариант учебников и учебно-методических пособий, электронные справочные системы и учебники и т. д.);
  2. Сетевые учебно-методические пособия;
  3. Компьютерные обучающие системы в мультимедийном и обычном вариантах;
  4. Аудио учебно-информационные материалы;
  5. Видео учебно-информационные материалы;
  6. Лабораторные дистанционные практикумы;
  7. Тренажеры с удаленным доступом;
  8. Базы знаний и данных с удаленным доступом;
  9. Электронные библиотеки с удаленным доступом.

Исходя из общепринятых взглядов на традиционный учебный процесс, средства обучения представляются через технические средства обучения (ТСО). Например: мультимедийные проекторы, компьютеры, лабораторные стенды и т. д. ТСО являются учебным оборудованием, состоящего из лабораторного оборудования (микроскопы, химическая посуда, контрольно-измерительные приборы и т. п.), а также учебных приспособлений и мебели. Следует обратить внимание на то, что в СДО используются средства новых информационных технологий (СНИТ) в качестве средств обучения.

Ключевой составляющей АОС является «Лабораторный практикум» выступающий в качестве средства ДО. Потребность в подобном средстве увеличивается, когда затрагивается процесс подготовки специалистов во многих отраслях техники, так как подготовка специалистов основывается и на изучении необходимого теоретического материала, и на получении определенных практических навыков для проведения лабораторных исследований. На сегодняшний день, анализируя возможные пути решения этой проблемы касаемо СДО, приводит к тому, что она решается двумя способами. Один заключается в специальной разработке и последующей доставке мобильного комплекта к обучаемому, другой используется, чтобы обеспечить дистанционный доступ к установкам в лаборатории. Последователи этих направлений имеют определенные достижения, однако, кардинально решить указанную проблему возможно при создании идеи дистанционного лабораторного практикума (ДЛП), что решает как проблемы практикумов для ДО, так и проблемы традиционных форм процесса образования [2].

Основным компонентом ДЛП является универсальный научно-дидактический комплекс (НДК), созданный для определенного тематического направления. НДК возможно применять при обучении студентов, переподготовки специалистов и проведении исследований в области науки, также предусмотрена возможность коллективного использования абонентами, находящимися на значительном расстоянии, что выполняется посредством телекоммуникации. Работа измерительных приборов в НДК имитируется автоматизированной интеллектуальной подсистемой. Для управления экспериментом в автоматическом режиме используется интеллектуальная многоканальная подсистема регулирования по командам, получаемым со стороны пользователей с удаленных компьютеров на рабочих местах, где создается виртуальное отображение НДК, что позволяет максимально приближенно воспроизвести реальное оборудование, используемое в стенде. Программное обеспечение, установленное на рабочих местах, поддерживает весь процесс лабораторного практикума, состоящего из моделирования, контроля знаний, получения индивидуального задания, обучения, инициирования выполнения эксперимента, возможности задавать его условия, получения результатов и их последующий анализ. В состав комплекса желательно добавлять практические задания и методические указания, облегчающие получение и освоение навыков взаимодействия с компьютером и его сетями.

Однако описанные выше подходы лишены главного — отсутствие возможности проведения натурального эксперимента на реальных объектах и образцах самостоятельно. В АОС такая возможность реализуется в полном объеме. Роль инженера лаборатории удаленного доступа сводится лишь к установке исследуемых образцов/объектов, включению стенда и запуска серверного приложения. Программу исследования, обработку результатов и составление отчета учащийся реализует самостоятельно. Его работа в АОС в удаленном режиме ничем не должна отличаться от работы студента, непосредственно присутствующего в лаборатории. Грамотно построенная справочная система делает необязательным личное общение с преподавателем. Но такая возможность в виде электронной переписки во время проведения исследований обязательно должна быть реализована. Эти технологии на сегодняшний день хорошо развиты и не вызовут больших проблем при реализации. Такой подход резко увеличивает целевую группу потребителей системы:

– студенты вечерней и заочной форм обучения;

– студенты с хроническими заболеваниями, вынужденные прерывать в моменты обострений посещения занятий либо в периоды плановой госпитализации;

– лица с ограниченными возможностями.

Для студентов, обучающихся по очной форме, появляется возможность использовать ресурсы выпускающей кафедры (это создает более комфортные условия обучения), а для администрации ВУЗа появляется возможность улучшить планирование учебного процесса и повысить загруженность специализированных лабораторий [3].

Для остальных, раннее перечисленных категорий, преимущества использования удаленного доступа очевидны.

Главное требование к АОС для реализации такой задачи: программно-аппаратное обеспечение должно обеспечить абсолютно равные возможности получения образования в режиме удаленного доступа. Роль лаборантов и инженеров лаборатории сводиться лишь к включению питания оборудования и установке образцов. Режим работы всех систем АОС (справочной, учебно-методической, контроля знаний и т. д.) должен по своим возможностям полностью соответствовать рабочим местам непосредственно в специализированной лаборатории.

Литература:

  1. Метальников А. М., Карпанин О. В., Чайкин М. С. Аппаратное и программное обеспечение автоматизированной обучающей системы для исследования вольт-амперных характеристик полупроводниковых приборов // Молодой ученый. — 2019. — № 50. — С. 118–121.
  2. Раводин О. М., Туровец Л. А., Зайцев А. П. Адаптивная обучающая система для проведения лабораторных практикумов при дистанционной технологии. Успехи современного естествознания. — 2005. — № 6. — С. 90–92.
  3. Гедранович, В. В. Квалиметрический инструментарий в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов / В. В. Гедранович // Инновационные образовательные технологии. — 2005. — № 1. — С. 58–65.
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, автоматизированная обучающая система, дистанционное обучение, лабораторный практикум, контроль знаний, преимущество использования, средство обучения, средство ДО.


Похожие статьи

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Сегодня дистанционное обучение рассматривается, как одна из форм организации образовательного процесса и предписывается в федеральных образовательных стандартах, в том числе и во ФГОС 3++, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Термин «дистанционное обучение» дословно означает обучение на расстоянии, когда обучающий и обучаемый разделены пространственно. На основе дистанционного обучения в настоящее время возникло так называемое «открытое образование» или «дистанционное...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Дистанционный контроль знаний — важная и популярная тема для обсуждения в настоящее время. До сих пор нет однозначных ответов на многие вопросы технологии и методики не только дистанционного, но и традиционного тестирования, среди которых следующие

Эффективная форма дистанционного обучения

По средству обучения опосредованное обучение делится на обучение по учебнику и

Автоматизированное обучение — это обучение посредством обучающей системы.

Похожие статьи. Контроль знаний в системе дистанционного обучения.

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Студент не ждет пока преподаватель запишет на доске задания или приведет пример решения, он имеет доступ к электронному учебно-методическому...

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при...

Использование средств компьютерного обучения (компьютерные тесты, электронные учебники

Применение автоматизированных обучающих систем (АОС), позволяющих реализовать индивидуальные

Контроль знаний в системе дистанционного обучения.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен

‒ предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому

В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения: – печатные

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи...

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Похожие статьи

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Сегодня дистанционное обучение рассматривается, как одна из форм организации образовательного процесса и предписывается в федеральных образовательных стандартах, в том числе и во ФГОС 3++, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями...

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Термин «дистанционное обучение» дословно означает обучение на расстоянии, когда обучающий и обучаемый разделены пространственно. На основе дистанционного обучения в настоящее время возникло так называемое «открытое образование» или «дистанционное...

Создание электронного учебно-методического комплекса...

Дистанционный контроль знаний — важная и популярная тема для обсуждения в настоящее время. До сих пор нет однозначных ответов на многие вопросы технологии и методики не только дистанционного, но и традиционного тестирования, среди которых следующие

Эффективная форма дистанционного обучения

По средству обучения опосредованное обучение делится на обучение по учебнику и

Автоматизированное обучение — это обучение посредством обучающей системы.

Похожие статьи. Контроль знаний в системе дистанционного обучения.

Особенности электронного учебно-методического комплекса...

Дистанционное обучение в колледже позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени обучающегося. Студент не ждет пока преподаватель запишет на доске задания или приведет пример решения, он имеет доступ к электронному учебно-методическому...

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при...

Использование средств компьютерного обучения (компьютерные тесты, электронные учебники

Применение автоматизированных обучающих систем (АОС), позволяющих реализовать индивидуальные

Контроль знаний в системе дистанционного обучения.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен

‒ предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому

В образовательном процессе ДО используются следующие средства обучения: – печатные

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи...

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Задать вопрос