Время проведения: Апрель 2020 года.
Место проведения: Компьютерный класс в ДОУ.
Оборудование: Магнитная доска, шахматное панно, большие шахматные фигуры, магниты с буквами.
Участники: Шахматная королева, ладья, дети одетые в шахматными фигуры и родители.
Музыкальное сопровождение: Фонограммы спортивных маршей, песен о шахматах, фоновая музыка.
Цель: Популяризировать шахматы среди семей воспитанников, прививать детям стойкий интерес к игре в шахматы.
Задачи: Закрепить знание детей названий шахматных фигур, их передвижений на шахматной доске, умение на ней ориентироваться. Создать праздничное настроение детям и гостям праздника.
Ход мероприятия.
Вход: Под музыку дети входят в зал и встают на шахматную доску в разнобой.
Ладья: Добрый день уважаемые гости! Весь год ребята познавали азы гениальной шахматной игры и участвовали в VI ежегодном шахматном турнире «Юный шахматист». И мы вам предлагаем сегодня посетить нашу шахматную страну и вручить награды победителям и призерам! Ой, а где же наша коробка с наградами, она же была здесь, ни кто не видел?
Звучит грозная музыка входит шахматная королева.
Королева:Здравствуйте! Я слышала, в вашем шахматном королевстве ребята умеют играть в шахматы. Что-то я сомневаюсь, и хотела бы в этом убедиться, а ваши награды я забрала и отдам вам их тогда когда буду уверена в ваших знаниях.
Ладья: Здравствуй шахматная королева! Наши ребята все знают о шахматах и не боятся твоих заданий, правда ребята? И награды свои мы обратно отвоюем!
Ребенок:
Что бы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронить честь свою.
Королева:Для начала расскажите мне, знаете ли вы начальную расстановку шахматных фигур на поле?
Ребенок:
Приготовь все для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля
Пешки — смелые натуры,
прикрывают все фигуры.
По славам ребенка все ребята становятся на свои места согласно шахматным фигурам на голове.
Ладья:Молодцы ребята вы справились!
Королева:Ну, хорошо! Знаете, как располагаются шахматные фигуры в начале партии! Я приготовила для вас шахматный кроссворд, попробуйте его отгадать.
Отгадай загадку.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идет лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И еще по горизонтали (ладья)
Белая королева помогает ребятам приклеивать ответ на магнитную доску. Молодцы!
Королева:Игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачном мешочке спрятана шахматная фигура, королева словесно описывает фигуру, дети должны догадаться, что это за фигура.
Ладья:Молодцы мы отгадали еще одно слово!
Королева:Что-то я вам даю слишком легкие задания, есть у меня для вас одно очень сложное задание.
Иногда король с ладьей
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют… (рокировка)
Ладья: Молодцы, наши ребята хорошо занимались и играли в шахматы!
Ребенок:
Играть я в шахматы учусь,
Проиграть я не боюсь.
Все умнее становлюсь!
Заниматься мне не лень,
Я играю каждый день.
Королева: рокировку мало кто знает…. Но вы молодцы! Ребята как победить в шахматной игре? Срубить все фигуры соперника?
Дети: поставить шах и мат королю соперника.
Ребенок:
Шах и мат не путай брат.
Знает каждый — стар и млад:
Если спасся падишах –
Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Значит это точно мат.
А противник будет рад!
Черная королева отдает еще одно слово (шах)
Королева: У меня для вас загадка!
Его травой кормить не надо.
Он любит буквой «Г» ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить (конь)
Ребенок:
Конь- коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Вот стоял на поле белом,
перепрыгнул между делом-
Поле черное под ним.
За конем следит чужим.
Черная королева отдает еще одно слово (конь)
Ладья:Молодцы мы отгадали еще одно слово! Мы скоро разгадаем кроссворд и заберем свои награды!
Королева: Загадка, еще одна есть!
Быть особо защищенным –
У него такая роль,
Это правили резонно,
Потому что он …. (король)
Черная королева отдает еще одно слово (король)
Королева: Следующая загадка!
В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый бой свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают (пешка)
Черная королева отдает еще одно слово (пешка)
Королева: Последняя загадка!
Есть тихий спорта вид-
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат» (шахматы)
Черная королева отдает еще одно слово (шахматы)
Королева:
У меня для вас есть адреса шахматных клеточек, я хочу посмотреть, знаете ли вы шахматную нотацию!
Ладья: Ура! Мы выполнили все твои задания! Ребята много знаю о шахматной игре и умеют в нее играть и заслужили награды, возвращай!
Королева и ладья награждают ребят медалями и дипломами! Фотосессия!
Литература:
- Сухин И. Г. «Удивительные приключения в Шахматной стране» «Волшебные фигуры, Шахматы для детей 3–7 лет»
- Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1/ И. Г. Сухин. — Изд. 5-е. — Обнинск: Духовное возрождение,2014. — 88с., ил.
- Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2/ И. Г. Сухин. — Изд. 5-е. — Обнинск: Духовное возрождение,2014. — 88с., ил.
- Шахматы для самых маленьких/ И. Г. Сухин. — Москва: АСТ: Кладезь, 2015.
- Шахматный учебник для детей/Н. М. Петрушина. — Изд. 16-е. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015