Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 20.03.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Князева, О. Г. Самостоятельная деятельность обучающихся как инструмент решения задач учебного проекта / О. Г. Князева, Е. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68227/ (дата обращения: 26.04.2024).



На занятиях по астрономии, обучающиеся изучают физические свойства и особенности строения планет, а во внеурочное время осваивают технику папье-маше изготавливая макет. В ходе изготовления макета обучающимися проводится изучение и исследование.

Ключевые слова: деятельность, изучение, исследование, папье-маше, планеты.

Римский философ говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В наше время эти слова особо актуальны. Общество нуждается в человеке, владеющим универсальными умениями и знаниями.

Проектный метод обучения является основанием технического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость [2].

Очевидно, что теория и практика проектного подхода позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание обучающихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов обучающиеся выявляют и оттачивают свои профессиональные навыки и способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное мышление. В свою очередь исследовательская деятельность является самостоятельной работой над приобретением новых знаний по выбранной теме как на занятиях, так и во внеурочной деятельности [3].

Таким образом,проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка «реализуемости» исследования, определение необходимых ресурсов.

Однако в чем же отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процесса исследования. Необходимо подчеркнуть саму ценность получения новых знаний в процессе исследования как его главного продукта.

Вывод: метод учебного проекта — это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и прочие методики [1].

В работе над проектом мы выделили следующие основные этапы:формулировка основной проблемы исследования, определение целей и задач исследования, планирование, реализация, презентация.

Для профилизации такой общеобразовательной дисциплины как Астрономия, возможно изучение и исследование Солнечной системы, где логическим итогом может стать изготовленный макет в технике папье-маше. Например, для профессии строитель или дизайнер. Данное исследование возможно приурочить к памятной дате. Так в нашем колледже в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова обучающиеся по профессии Мастер отделочных строительных и декоративных работ на протяжении двух месяцев изготавливали макет «Солнечная система» (рис. 1), который наглядно показывает относительные размеры и расположение планет. Данный макет был изготовлен в технике папье-маше и представлен обучающимся и преподавателям Голышмановского агропедколледжа.

Рис. 1. Готовый макет «Солнечная система»

На занятиях по астрономии, обучающиеся изучали физические свойства и особенности строения планет, строение звезд и различных небесных тел, а во внеурочное время с удовольствием осваивали технику папье-маше. Звездное небо привлекало внимание людей ещё с древних времен, и вот, чтобы глубже погрузиться в загадочный и таинственный мир астрономии юными исследователями было принято совместное решение об изготовлении макета. Создание моделей с использованием этой техники занимает много времени и требует определенных навыков. Но те, кто изучает профессию мастера отделочных, строительных и декоративных работ, легко и с интересом осваивают основные элементы этой техники: изготовление клея, склеивание по образцу, удаление его из формы и сушка, подравнивание полей, уборка, штукатурка, грунтовка, создание шероховатости и рельефа, выбор цвета и колерование поверхностей, отделка.

Благодаря знаниям, полученных на занятиях по астрономии, и самостоятельному изучению различных источников информации, обучающимися были получены более подробные сведения о планетах Солнечной системы: их строении, размерах относительно Солнца и друг друга, температуре поверхности на солнечной стороне и в тени, рельефе, наличии или отсутствии атмосферы, продолжительности светового дня и календарного года на каждой из планет. Не стоит забывать и о том, что кроме планет в Солнечной системе присутствуют и другие космические объекты, в том числе и созданные человеком, их изучение в дальнейшем позволит нам создать и учесть малейшие детали и, возможно, в будущем создать более подробный макет. А на сегодняшний день в результате совместной проектно-исследовательской работы обучающиеся изготовили большую и красочную модель, более подробно познакомились со строительными и отделочными материалами, их свойствами и способами обработки, немаловажен и вопрос декорирования конечного изделия.

Работа, проделанная в ходе исследовательского проекта, помогла обучающимся более детально изучить не только законы движения небесных тел и их свойства, но и познакомил с различными способами моделирования, конструирования и декорирования макетов. Кроме того, обучающимися был снят и смонтирован видеоролик об изготовлении данного макета, тем самым отработан и закреплен навык презентации и защиты проектов, что играет немаловажную роль в развитии личностных качеств будущего специалиста.

Литература:

  1. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с. — (Профессиональное образование).
  2. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / Н. В. Матяш. — 5-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2016. — 160 с.
  3. Самыгин, С. И. Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений ВПО / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, Д. С. Загутин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2017. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): техник папье-маше, исследовательская деятельность, обучающийся, Солнечная система, внеурочное время, макет, особенность строения планет, учебный проект.


Похожие статьи

Прикладная космология: от макета к компьютерной модели...

Предложены модели визуализации Солнечной системы с помощью макетов и

Семенов О. Ю. Дидактика астрономии в общеобразовательных учебных заведениях / Гуманитарные

- Углубить знания о строении Солнечной системы и планеты Земля, слагающих ее горных...

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Тема инновационного проекта «Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного

На метеостанции находятся солнечные часы.

Учебно-методический комплект. Линка-пресс.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д...

Учебные проекты, предполагающие создание обучающимися...

Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, компьютерная программа, создание компьютерных программ, программирование. В конце 19 — начале 20 в. сначала в США, а затем в Западной Европе и России в системе образования появился новый метод...

Проектная деятельность в средней группе «Космические...»

Исследовательски– творческая работа «Космос в банке»; Изготовление модели Земли

Запомнить порядок планет Солнечной системы; Участие в спортивном празднике «Ты

Взаимодействие сучастниками проекта. Вторник. Составление модели трех вопросов по теме...

Проектная и исследовательская деятельность...

Учебный проект — это возможность ученику делать что — то интересное самостоятельно

Уже в начальной школе обучающиеся должны учиться отличать проект или исследование от

Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта...

Паспорт проекта «Мы разгадаем тайны космоса»

Цель проекта. Формирование представлений у дошкольников о представлений о космическом пространстве и его покорении людьми, солнечной системы и ее планетах.

—В солнечной системе 8 планет, все они вращаются вокруг солнца; —Солнце — звезда солнечной системы

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году

Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через

Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной...

Формирование исследовательской компетентности...

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Похожие статьи

Прикладная космология: от макета к компьютерной модели...

Предложены модели визуализации Солнечной системы с помощью макетов и

Семенов О. Ю. Дидактика астрономии в общеобразовательных учебных заведениях / Гуманитарные

- Углубить знания о строении Солнечной системы и планеты Земля, слагающих ее горных...

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Тема инновационного проекта «Создание единой модели развития поисково-исследовательской активности дошкольников в условиях образовательного

На метеостанции находятся солнечные часы.

Учебно-методический комплект. Линка-пресс.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сущности и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т. д...

Учебные проекты, предполагающие создание обучающимися...

Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, компьютерная программа, создание компьютерных программ, программирование. В конце 19 — начале 20 в. сначала в США, а затем в Западной Европе и России в системе образования появился новый метод...

Проектная деятельность в средней группе «Космические...»

Исследовательски– творческая работа «Космос в банке»; Изготовление модели Земли

Запомнить порядок планет Солнечной системы; Участие в спортивном празднике «Ты

Взаимодействие сучастниками проекта. Вторник. Составление модели трех вопросов по теме...

Проектная и исследовательская деятельность...

Учебный проект — это возможность ученику делать что — то интересное самостоятельно

Уже в начальной школе обучающиеся должны учиться отличать проект или исследование от

Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта...

Паспорт проекта «Мы разгадаем тайны космоса»

Цель проекта. Формирование представлений у дошкольников о представлений о космическом пространстве и его покорении людьми, солнечной системы и ее планетах.

—В солнечной системе 8 планет, все они вращаются вокруг солнца; —Солнце — звезда солнечной системы

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году

Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через

Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной...

Формирование исследовательской компетентности...

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке

Внеурочная деятельность социальной направленности в ДОУ МО РФ: особенности...

Задать вопрос