Психологические особенности подростков мужского пола в детерминирующих условиях спецшколы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 18.03.2020

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Довженко, А. Ю. Психологические особенности подростков мужского пола в детерминирующих условиях спецшколы / А. Ю. Довженко, Т. Д. Кулик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 237-240. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68108/ (дата обращения: 27.02.2021).



Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиант, специализированная школа, девиантное поведение.

Девиантное или отклоняющееся поведение — понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [9, С. 77]. Другими словами, это нарушение поведения не обусловлено нервно-психическими заболеваниями. Девиантом можно назвать того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение» [12], которое носит социально-негативный характер [6, c. 105]. Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я. И. Гилинский [1]. Зарубежные ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимают [2, 3, 11]:

  1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
  2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Рост самых разных отклонений, омоложение преступности, девиантности требует особого внимания к изучению проблемы поведения подростков. Политическая и социально-экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян привели, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, количества социальных сирот и подростков девиантного поведения

В ответ на распространение девиантного поведения подростков развивается сеть спецшкол как учреждений интернатного типа, направленных на коррекцию асоциальных проявлений, воспитание нормативного поведения подростков. С другой стороны, условия воспитания в учреждениях закрытого типа, как отсутствие матери, ограниченность социальных контактов, жесткая регламентация поведения и другие обусловливают определенные искажения личностного развития воспитанников. В.Н Мясищев полагал, что между взаимодействием и отношением существует определённая взаимозависимость, но связь между ними не всегда постоянна, так как взаимодействие регламентируется отрегулированными социальными требованиями: дисциплиной, этикетом и т. п., что нередко блокирует или маскирует истинное отношение [11].

Вместе с тем современная образовательная и воспитательная система государственных учреждений для подростков-деликвентов неэффективна с точки зрения их адаптации к самостоятельной жизни, сознательного выбора своей взрослой социальной роли. Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к жизненному и профессиональному самоопределению социально незащищенных детей, и фактически сложившейся системой педагогического руководства этим процессом, является актуальной проблемой. В. Н. Мясищев «отношение к труду неразрывно связано с отношением к лицу, к группе лиц, коллективу»... [10]. Возникает противоречие между актуальной потребностью учета особенностей социальной адаптации подростков с девиантным поведением в практике учреждений интернатного типа (спецшкол) на современном этапе развития общества и их недостаточной изученностью.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников спецшкол во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Объект исследования — Психологические особенности подростков мужского пола. Предмет исследования — Психологические особенности подростков мужского пола в детерминирующих условиях спецшколы

Гипотеза — условия спецшколы влияют на психологические особенности подростков мужского пола

В диагностической части исследования применялись стандартизированные методики такие как: — сокращенный многофакторный опросник исследования личности (Mini-Mult, СМОЛ); [5, 12] — методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП); [7, 8].

Математическая обработка результатов исследования включила расчет моды и медианы. Анализ динамики показателей личностных особенностей подростков выполнен описательно. Эмпирическим объектом исследования стали 30 подростков мужского пола в возрасте (14±2) года, находящиеся в условиях закрытой специальной школы после совершенных правонарушений. На момент исследования подростки находились в спецшколе, время их пребывания составило (2 ±0,5) года. Исследование проводилось на базе Спецшколы закрытого типа в г Уссурийск. Исследование проводилось в течении года 3 раза. проводилось 2 расчета — медиана и мода.

Количество подростков, участвовавших в исследовании изменялось. В первом срезе 27 исследуемых, во втором срезе — 25 исследуемых, в третьем срезе — 14 исследуемых

Можно отметить, что по результату медианы все показатели снизились спустя год исследования. В начале проведения исследования, то есть после того как подростки поступали в спец школу после совершенного правонарушения, подростки демонстрировали повышение значения по шкалам ригидности, тревожности, индивидуалистичности и оптимизма. Спустя год пребывания в условиях спец школы можно отметить, что повышенных значений шкал не наблюдается, Пониженное значение только одно по шкале — тревожности. (значение очень сильно изменилось — от повышенного к пониженному- сначала тревожные, а потом уверенные в себе). То есть результаты по всем шкалам кроме тревожности были в пределах средних значений

Таблица 1

Анализ динамики показателей личностных особенностей по методике СМОЛ уподростков вдетерминирующих условиях спецшколы (медиана, мода баллы)

Срез 1

Срез 2

Срез 3

Название шкалы

медиана

мода

медиана

мода

медиана

Мода

Шкала 1 — сверхконтроля, ипохондрии

55

52 и 58

52

52

51

45 и 52

Шкала 2 — депрессии

54

54

54

61

46

46

Шкала 3 — эмоциональной лабильности, демонстративности, истерии

51

51 и 59

51

47

49,5

51 и 59

Шкала 4 — импульсивности, психопатии

55

53

53

53 и 58

51

53

Шкала 6 — ригидности, паранойи

66

72

55

55

55

50 и 55

Шкала 7 — тревожности, психастении

56

56

51

64

43

39

Шкала 8 — индивидуалистичности, шизофрении

63

63

60

74

53,8

63

Шкала 9 — оптимизма и активности, гипомании

57

68

57

62

51

51

Рис. 1. Динамика показателей личностных особенностей, выявленных по методике СМОЛ, у подростков в детерминирующих условиях спецшколы (медиана, баллы)

Результаты медианы подтверждаются результатами моды, т.е произошло снижение показателей, за исключением шкал эмоциональной лабильности, импульсивности и индивидуалистичности — показатели остались на том же уровне. По шкале депрессии произошло колебание — от среднего к повышенному через полгода, и вернулась к среднему через год.

Методика СОП

Количество подростков, участвовавших в исследовании, изменялось. В первом срезе 28 исследуемых, во втором срезе — 23 исследуемых, в третьем срезе -13 исследуемых

Таблица 2

Анализ динамики показателей склонности котклоняющемуся поведению по методике СОП уподростков вдетерминирующих условиях спецшколы (медиана, Т-баллы)

Название шкалы

Срез 1

Срез 2

Срез 3

медиана

мода

медиана

мода

медиана

мода

Шкала установки на социально-желательные ответы

63,5

50 и 65

55

-

58

58

Шкала склонности к преодолению норм и правил

50

50 и 56

50

50

52

56

Шкала склонности к аддиктивному поведению

44

44

53

59

54

59

Шкала склонности к саморазрушающему поведению

43

43

54

54 и 62

54

-

Шкала склонности к агрессии и насилию

46

48

48

48

50

46 и 53

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

53

55

51

51

48

62

Шкала склонности к деликвентному поведению

50

55

55

50 и 59

57

46

Рис. 3. Динамика показателей склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП у подростков в детерминирующих условиях спецшколы (медиана, Т-баллы)

Можно отметить, что по результатам медианы в начале проведения исследования подростки желали показать себя в лучшем свете и старались давать социально желательные ответы, что сказалось на других шкалах (значения по ним понижены). Однако через год пониженных значений по шкалам стало меньше, почти все были в пределах средних значений, за исключением шкал склонности к агрессии и насилию и по шкале волевого конроля эмоц реакций. Произошло снижение показателей по таким шкалам как: установка на социально — желательные ответы и по шкале волевого контроля эмоциональных реакций.

Также можно отметить, что произошло повышение показателей от пониженных к средним по шкалам склонности к преодолению норм и правил, по шкале к агрессии и насилию, по шкалам склонности к аддиктивному, самоповреждающему и делинквентному поведению.

По результатам моды можно отметить, что наблюдается та же тенденция: выросли показатели от пониженных к средним- по склонности к преодолению норм и правил, к аддиктивному, саморазрушающему поведению. За исключением шкалы волевого контроля эмоциональных реакций значение относительно начала исследования увеличилось до повышенного. Снизился показатель по делинквентному поведению, показатель по шкале склонности к агрессии и насилию остался на том же уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мере увеличения времени пребывания в детерминирующих условиях спецшколы происходят как количественные, так и качественные изменения в системе отношений подростков: снижается мотивация, эмоциональные реакции становятся более стабильными, что на фоне прочих показателей трактуется как ригидность и пассивность, снижается волевой контроль, повышаются склонности к деликвентному и аддиктивному поведению. Из анализа литературы также выявлено, «что характерные черты людей с определенным типом аддиктивного поведения соответствуют характеристикам определенных типов РДС, это говорит о взаимосвязи данных феноменов. Выявленные связи типа РДС с формами аддиктивного поведения или привязанности помогут быть использованы в психологической работе при индивидуальном консультировании и в работе с зависимым поведением». [4]

На основании полученных результатов Психологам, педагогам и другим сотрудникам спецшкол, работающим с подростками — воспитанниками интернатов можно дать следующие рекомендации:

  1. Разработка методов работы по усилению волевого контроля эмоциональной сферы подростков — воспитанников интернатов.
  2. профилактическая и коррекционная работа аддиктивного, делинквентного, агрессивного и самоповреждающего поведения
  3. информирование об общепринятых нормах и правилах поведения
  4. проведение работы по повышению уровня самостоятельности, овладению социальными навыками, профессиональному самоопределению подростков — воспитанников интернатов.

Литература:

  1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 2004, № 2. — С.205.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д Агрессия. — СПб., 1997.
  4. Воронина И. Е., Люкшина Д. С. Ранние дезадаптивные схемы у юношей и девушек, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведенияРоссийская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2018. № 4 (23)
  5. Зайцев В. П. Вариант психологического теста Мini-Мult // Психологический журнал. — 1981. — № 3. — С. 118–123
  6. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — СПб., 2001
  7. Карпова Э. Б. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — 2004. — Т.1. –
  8. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) / учебное пособие для вузов. — М., 2004. С.141–154.
  9. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие. — М., 1998.
  10. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  11. Мясищев и медицинская психология (к 110-летию со дня рождения и 30-летию со дня смерти) / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский, № 1.
  12. Перешеина, Н. В. Психодиагностика девиантного поведения [Текст] / Н. В. Перешеина. — Киров: ВГГУ, 2003.
  13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) /. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362–370
Основные термины (генерируются автоматически): шкала склонности, шкала, волевой контроль, девиантное поведение, детерминирующее условие спецшколы, медиана, отклоняющееся поведение, поведение, подросток, срез.


Ключевые слова

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, девиант, специализированная школа

Похожие статьи

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, девиантное поведение, индекс

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации.

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается...

Психологическая оценка склонности воспитанников...

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение...

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, девиантное поведение подростков, главное общее положение, длительное время... Исследование склонности к девиантному поведению подростков.

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска

Исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению, было...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного

отклоняющееся поведение, девиантное поведение, поведение, группа риска, склонность

шкала, девиантное поведение, индекс агрессивности, индекс враждебности, критерий...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальное поведение, подросток

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — отдельные поступки или система

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются

Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка

По шкале склонности к агрессии и насилию полученные результаты доказывают, что дети (9

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций результаты были выявлены у 1 учащегося (8,3%).

Похожие статьи

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, девиантное поведение, индекс

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации.

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка, считается...

Психологическая оценка склонности воспитанников...

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска, семья.

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение...

Девиантное поведение среди подростков как... | Молодой ученый

девиантное поведение, подросток, контрольная группа, подростковый возраст, отклоняющееся поведение, девиантное поведение подростков, главное общее положение, длительное время... Исследование склонности к девиантному поведению подростков.

Психологическая характеристика подростка-правонарушителя

поведение подростков, поведение, подросток, шкала склонности, испытуемый, девиантное поведение, шкала, высокий уровень, группа риска

Исследование, целью которого являлась психодиагностическая оценка склонности подростков к отклоняющемуся поведению, было...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе. Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития.

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях...

Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного

отклоняющееся поведение, девиантное поведение, поведение, группа риска, склонность

шкала, девиантное поведение, индекс агрессивности, индекс враждебности, критерий...

Основные подходы к объяснению девиантного поведения

девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социальное поведение, подросток

Девиантное поведениеотклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

Они определяли склонность к девиантному поведению по физическим особенностям человека.

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного...

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — отдельные поступки или система

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются

Профилактика девиантного поведения подростков предполагает наличие достаточно...

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших...

Причиной, воздействующей на отклоняющееся поведение детей, подростка

По шкале склонности к агрессии и насилию полученные результаты доказывают, что дети (9

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций результаты были выявлены у 1 учащегося (8,3%).

Задать вопрос