В статье рассматривается проблема связи физического и духовного развития личности в контексте изучения его психологических составляющих. Представлен анализ основных теоретических подходов к духовному и физическому здоровью, корреляционной связи духовного и физического развития личности.
Ключевые слова: личностное здоровье, духовное развитие, физическое развитие, связь.
Несомненно, физическое здоровье личности является значимым условием полноценного социального развития общества, его процветания. На современном этапе развития психологической науки эта проблематика требует своего рассмотрения в социальном и личностном контексте. Это и обусловило актуальность исследования.
Цель исследования — выявить корреляционную связь между физическим и духовным развитием личности.
Задачи проведенного исследования:
Рассмотреть сущность, структуру, понятийный аппарат духовного развития личности.
Рассмотреть сущность, структуру, понятийный аппарат физического развития личности.
Общая выборка составляет 30 испытуемых. Испытуемые — обучающиеся в учреждении высшего образования / «Брянский государственный технический университет». В качестве методов сбора информации использовались тестирование, опрос студентов.
В качестве методики исследования была выбрана адаптированная методика М.Рокича. Методика ориентирована на изучение ценностно-мотивационной сферы личности. Для выполнения статистического анализа применялся U-критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2 ≥ 3 или n1=2, n2 ≥ 5. Данный метод выявляет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами.
Сегодня духовное развитие через физическое воспитание — эффективный способ укрепить гармоничное общество — способно внести свой вклад в характер нации [1, с.45].
В жизни физическое и духовное развитие являются важным аспектом. Они имеют разные значения, и все же они взаимосвязаны. Из определения, «духовность» — важный и универсальный аспект человека, его личный нравственный опыт. На протяжении всей истории, в разных культурах и традициях, духовность играет интегральную роль в жизни индивидуумов, и в целом человека. Несмотря на свой универсальный потенциал, духовное развитие не всегда происходит, и его курс развития может быть весьма различным у разных людей, даже в пределах одной и той же культуры. Духовное развитие отличается от других процессов развития, таких как физическое, когнитивное или эмоциональное. Духовное развитие часто включает в себя волевой выбор. Модели процессов духовного развития могут быть концептуализированы через три перспективы, каждая из которых отличается по характеру процесса (то есть постепенное или внезапное). Первая перспектива обозначает постепенное созревание, чаще всего через этап моделей поведения. Вторая перспектива концептуализирует духовное развитие как широко интегративную конструкцию духовного преобразования. В отличие от универсальных последовательных этапов духовное развитие может происходить через более постепенный процесс. Третья перспектива концептуализирует духовное развитие как более постепенное развитие духовности с течением времени, чаще всего происходит активная внутренняя работа личности. Духовность отражает многомерный процесс развития под влиянием индивидуальных, культурных, экологических и контекстуальных факторов. Потенциал для духовного развития считается присущим человеческой природе и универсальным в разных культурах [3, с.196].
Физическое развитие — это способ, благодаря которому люди меняются и растут на протяжении всей жизни. Есть много типов развития, через которые люди проходят. По мере того, как дети учатся навыкам решения проблем, их когнитивное развитие (или мышление) растет. Когда люди стареют, они часто развивают мудрость, что означает, что они лучше справляются со стрессом, процессом, который является частью эмоционального развития. Физическое развитие делится на две области: рост и развитие. Рост — это физические изменения, увеличение размера, роста и веса. Развитие — это то, как люди обретают контроль над своими физическими действиями, чтобы выполнять сложные действия более умело и легко. Рост и развитие связаны между собой. Физическое развитие является наиболее видимой из областей развития человека. Важно помнить, что то, что мы видим физически, соответствует тому, что мы не можем видеть, а именно развитию мозга.
Таким образом, физическое развитие включает в себя все большую способность создавать здоровые модели поведения, которые могут быть связаны с физическими упражнениями, диетой, сном, расслаблением или использованием различных лекарственных препаратов. Чувствительность к «физическому Я» необходима для оценки своего состояния. Здоровый человек осознает свое собственное тело и взаимосвязь между его физическим, эмоциональным и духовным здоровьем [2, с.14].
На первом этапе эмпирического исследования для выявления ценностных ориентаций студентов была проведена методика М.Рокича «Ценностные ориентации». Опросник включал в себя 10 духовных ценностей. Испытуемым было необходимо проранжировать утверждения в порядке значимости. Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и обратный подсчет по рангам занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Ценностные ориентации М. Рокич
№ |
Ценностные ориентации |
Средние статистические баллы |
1 |
Материальная обеспеченность |
402 |
2 |
Активная жизнь |
321 |
3 |
Здоровье |
311 |
4 |
Удовольствия |
309 |
5 |
Продуктивная жизнь |
305 |
6 |
Счастливая семейная жизнь |
302 |
7 |
Друзья |
340 |
8 |
Интересная работа |
335 |
9 |
Свобода |
321 |
10 |
Развитие |
312 |
11 |
Любовь |
311 |
12 |
Уверенность в себе |
310 |
13 |
Общественное признание |
309 |
14 |
Жизненная мудрость |
301 |
15 |
Познание |
289 |
16 |
Счастье других |
269 |
17 |
Творчество |
264 |
18 |
Красота природы |
249 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для студентов свойственна следующая иерархия духовных ценностей, где:
1) к наиболее значимым можно отнести такие духовные ценности как: материально обеспеченная жизнь (16,05 %); активная деятельная жизнь (14,55 %); здоровье (13,61 %); удовольствия (13,22 %); продуктивная жизнь (12,67 %);
2) к значимым, но менее важным для данной категории, студенты выбрали такие ценности как: счастливая семейная жизнь (11,11 %); наличие хороших и верных друзей (10,89 %); интересная работа (10,67 %); свобода (10,11 %); развитие (9,89 %); любовь (9,22 %); уверенность в себе (8,39 %);
3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы можно отнести такие как: общественное признание (7,61 %); жизненная мудрость (6,89 %); познание (6,78 %); счастье других (5,33 %); творчество (2,28 %); красота природы и искусства (1,72 %).
На втором этапе исследования данная методика была проведена среди студентов, состоящих в активе спортивной жизни университета. Полученные результаты по методике «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и обратный подсчет по рангам занесены в таблицу 2:
Таблица 2
Ценностные ориентации М. Рокич
№ |
Ценностные ориентации |
Средние статистические баллы |
1 |
Развитие |
471 |
2 |
Активная жизнь |
393 |
3 |
Здоровье |
391 |
4 |
Счастливая семейная жизнь |
388 |
5 |
Творчество |
383 |
6 |
Жизненная мудрость |
381 |
7 |
Друзья |
375 |
8 |
Счастье других |
363 |
9 |
Красота природы |
354 |
10 |
Материальная обеспеченность |
338 |
11 |
Любовь |
317 |
12 |
Уверенность в себе |
316 |
13 |
Познание |
304 |
14 |
Удовольствия |
301 |
15 |
Общественное признание |
281 |
16 |
Интересная работа |
263 |
17 |
Продуктивная жизнь |
245 |
18 |
Свобода |
231 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что для студентов свойственна следующая иерархия духовных ценностей, где:
1) к наиболее значимым можно отнести такие ценности как: развитие (17,03 %); активная деятельная жизнь (15,35 %); здоровье (14,58 %); счастливая семейная жизнь (12,20 %); творчество (12,17 %);
2) к значимым, но менее важным для данной категории, студенты выбрали, такие ценности как: жизненная мудрость (10,05 %); наличие хороших и верных друзей (9,81 %); счастье других (9,67 %); красота природы (8,11 %); материальная обеспеченность (8,06 %); любовь (7,22 %); уверенность в себе (7,19 %);
3) к ценностям, не представляющим особого значения для данной группы можно отнести такие как: удовольствие (6,63 %); общественное признание (5,79 %); интересная работа (4,71 %); продуктивная жизнь (3,28 %); свобода (2,28 %).
На втором этапе исследования корреляционной связи между духовным и физическим развитием личности был выполнен расчет корреляции методом математической статистики по программе «IBM SPSS Statistics 21». Полученные данные обеих выборок занесены в таблицу 3:
Таблица 3
Данные U-критерия Манна-Уитни
№ п\п |
Критерий |
Критические значения |
Результат UЭмп |
Значимость |
|
p≤0.01 |
p≤0.05 |
||||
1 |
«Ценностные ориентации» 1 выборка |
79 |
82 |
34,1 |
Различия значимы |
2 |
«Ценностные ориентации» 2 выборка спортивного актива колледжа |
93 |
96 |
36,3 |
Различия значимы |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что есть существенные различия в выборках обеих групп. Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов, имеющих высокий уровень физического здоровья, духовные ценности и духовное развитие сформированы более эффективно. Взаимосвязь духовного и физического развития — сложный социально-психологический феномен, определяющий направление и содержание энергичности проявления личности, являющейся составной частью концепции взаимоотношений личности, решающий единый аспект человека к миру.
Литература:
- Абрамович, С. В. Возрастная психология: учебное пособие / С. В. Абрамович. — Урал: Просвещение, 2018. — 538 с.
- Былова, А. К. Психология развития: учеб. пособие / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 254 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. — Москва: КноРус, 2014. — 718 с.