Рассматривается работа кочевого лагеря для детей коренных малочисленных народов Севера по обучению родному языку и культуре.
Ключевые слова: малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, проблема, язык, дети, кочевой лагерь, эвены, этнопедагогика.
Глобальный процесс интеграции культур разных народов современности оказывают деформирующее воздействие на этническую культуру разных народов.
В период всепроникающей глобализации общества роль развития народного воспитания, т.е. этнопедагогики возрастает, она требует воспитание детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов.
Проблема сохранения родного языка среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в период промышленным освоением их места
Применение различных методов народного воспитания в дальнейшем должно стать той формой, которая даст свои результаты в деле сохранения культуры, родного языка, традиционных видов хозяйствования и образа жизни. Одной из таких поисковых форм можно считать организацию кочевого лагеря для детей эвенов во время летних каникул. По сути, кочевой лагерь является как объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоение инноваций в образовании учащихся, ведущий к прогрессивным изменениям качества их образования.
Эвены – коренные малочисленные народы Севера. Ранее в этнографической литературе эвены известны были как ламуты. Они являются коренным населением Республики Саха (Якутия), Хабаровского и Камчатского края, Магаданской области, их материальная и духовная культура распространена от Енисея до Тихого океана, т.е. весьма обширном пространстве. Численность по данным переписи 2002 г. в Российской Федерации составила – 19071 чел., из них в Республике Саха (Якутия) – 11657 человек.
Под педагогической инновацией понимается нововведение - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности. [1.c.14]
Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации эвенов.
Кочевой лагерь - очень эффективный механизм погружения и укоренения детей в родную культурную среду. Общение на родном языке, игровые занятия, изучение культуры и истории своего народа, культурно-бытовых навыков и традиций оказывает очень глубокое влияние на осознание ребенком своей этнической принадлежности [2.с.104].
Традиционное воспитание хорошо приспособлено к вполне определенным хозяйственно-экономическим условиям. [3.с.6] Исходя из этого, в лагере применялись различные формы обучения: игры, национальное шитье, традиционное занятие – оленеводство, а также изучение обрядов, обрядов и других различных видов фольклора формирует у детей своей значимости и необходимости.
Известно, что фольклор как ценнейший языковый материал широко используется в обучении и воспитании. Обращение к фольклорному материалу помогает по-другому взглянуть на окружающий мир: развиваются чувства ребенка, создается эмоциональный тонус, то есть пережитые чувства способствуют появлению знаний, которые затем становятся убеждениями. [4.с.21]
Основным видом традиционного хозяйствования момских эвенов является домашнее оленеводство. Оленеводство – это отрасль, которая в течении времени почти не подверглась внешним воздействиям и изменениям, по сравнению с рыболовством и охотничьим промыслом. Многие оленеводы говорят «Наш народ будет жить, пока есть олени. Не станет оленя – не будет и нашего народа». [5. с.23] И в настоящее время в оленстадах сохранились эвенские названия орудий труда, животных, места кочевок и т.д.
Первые шаги по созданию кочевого лагеря были сделаны в 2000 г., на базе оленеводческой базы «Чолой» в Момском улусе был организован лагерь «Нелтэнкэ».
Создание естественной среды благотворно повлияло на детей, они легче стали воспринимать родной эвенский язык, различные игры, ведения кочевой жизни. Освоение ребенком родного языка оказывает на него благоприятное влияние: с его помощью он познает мир, приобщается к национальной культуре, через него ощущает себя представителем той или иной нации. Родной язык формирует в нем сопричастность к истории своего народа, гордость за своих предков, определяет общее развитие ребенка. [6.с.149]
В первых кочевых лагерях привлекались дети оленеводов, в дальнейшем стали привлекать детей, которые в силу специфики жизнедеятельности, не имеют возможности вести кочевой образ жизни или отправить к родственникам в оленеводческие стада. Тем самым кочевой лагерь сообразно играет роль семейного воспитателя. Исходя из задачи, в лагерь набираются дети разного возраста.
В ходе работы кочевого лагеря воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт. Собираются и систематизируются народные знания о воспитании и обучении детей, народная мудрость, отраженная в легендах, сказках, песнях, играх, национальном шитье, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, применение всего педагогического потенциала, оказывающего влияние на процесс формирования личности.
В лагере были проведены следующие мероприятия:
• обучение в летний период на местах кочевья оленеводческих стад с помощью опытных преподавателей и наставников детей из числа эвенов родному языку;
• непосредственное участие детей в производственной деятельности оленеводов. Например, совместно с взрослыми оленеводами пасти домашних оленей с изучением методов ведения традиционного вида хозяйствования, т.е. правильный уход за домашними оленями и т.п.;
• изучение топонимики способствует познанию родного языка, так как многие местности имеют названия на эвенском языке.
• этноэкологическое воспитание на природе. В этноэкологии считается, что каждый объект в природе (река, гора, дерево и т.п.) имеет своих духов.
Основным занятием было изучение родного эвенского языка, обычаев и культуры предков. Дети учились по родному языку каждый день по 1-2 часа. Во внеурочное время старались говорить на эвенском языке, например, во время приготовления пищи, работы и отдыха. Такой способ помогает детям быстро освоить слова из повседневного обихода. Кроме этого, дети учили песни и стихи, что тоже позволяло запоминать слова, понять их смысл. Конечно, дети вначале с трудом говорили и запоминали эвенский язык, стихи читали с помощью шпаргалок, но в конце занятий довольно легко стали читать и запоминать стихи, при разговоре многое из сказанного понимали, некоторые поддерживали общение. Одними из факторов, определяющих интерес к познанию родного языка, являются различные легенды, связанные с топонимикой родного края. Дети, слыша легенды, осваивали не только слова, но и их смысл и понятие.
Организация временных детских коллективов, одним из которых является кочевой лагерь, создает своеобразный, близкий для их участия этнопедагогический микросоциум. Благодаря этому есть возможность сохранить этнопедагогические традиции, что может противостоять полной ассимиляции и деэтнизации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Подобный опыт работы можно применить ко всем народам, ведущим кочевой образ жизни. Опыт кочевого лагеря стали применять в различных регионах, внеся свои коррективы и новации исходя из своих возможностей.
Литература:
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. Высших заведений/ А.В.Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
Слепцов Ю.А. Кочевой лагерь как летняя школа по обучению родному языку малочисленных народов Севера.//Наука и образование.-2009.-№1.-120 с.
Оконешникова А.П., Романова Е.Н. Этнография детства: учебное пособие. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2008. – 170 с.
Банаканова Е.Е. Быт и культура эвенов: Пособие для учителя начальной эвенской школы. – М.: ИНПО, 2001. -168 с.
Йонни-Лео Йернслеттен, Клоков К. Устойчивое оленеводство.: Центр саамских исследований Университета Тромсё, 2002-2003. – 160 с.
Дегтярев А.М., Дегтярева Р.Г. Слепцов Ю.А. По родным местам…(топонимика Момского улуса. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. 32 с.