Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 28.10.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Шурмина, А. А. Приобщение детей к русской народной культуре с помощью культурно-досуговой деятельности / А. А. Шурмина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8702/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрены основные тенденции и направления использования приёмов народной педагогики и форм культурно-досуговой деятельности для приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Представлен личный опыт ведения культурно-досуговой деятельности, проанализированы особенности фольклора и его значение при формировании знаний, умений, навыков у детей.

Ключевые слова: народная педагогика, фольклор, традиции, обычай, народный календарь, русский народный быт, крестьяне, праздник, досуговая деятельность.

Народная культура — одно из средств нравственного, познавательного и эстетичного развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Вспомним слова академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи… национальное отличие сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабоченны воспитанием душ, а не только передаче знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Эффективной формой работы с детьми является культурно-досуговая деятельность, построенная на материале народной культуры и разных видах фольклора, как итог проведенной образовательной работы. Культурно-досуговая деятельность развивает субъективную позицию ребёнка, это исключительная возможность для самореализации ребёнка и проявления мастерства педагога.

Значительное место в работе с детьми занимают праздники фольклорного содержания, приуроченные к временам года. Каждый праздник связан с определенными формами поведения и культурными традициями.

В своей работе участники творческой группы знакомят дошкольников с традициями русских праздников, взглянув на них глазами современного человека. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами встречать весну, как зайти в новый дом и др. В своей педагогической практике рассказываем детям о народном празднике и проводим досуг, в котором вместе с современными героями могут участвовать персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни.

Система педагогической работы по освоению дошкольниками народного наследия строилась на годичном (календарно-земледельческом) цикле интеграции материала в образовательную среду ДОО во взаимосвязи с другими видами детской деятельности.

Для начала было разработано наглядно-дидактическое пособие «Круглый год» о русском земледельческом календаре. Любой календарь — не просто система исчисления годового времени. Календари отражают отношения человека не только со временем, но и с окружающим миром и обществом. Русский народный календарь сохраняет в себе древнее мифологическое восприятие времени и его деление на сакральное и обыденное, «чистое» и «нечистое», доброе и опасное, праздничное и будничное.

Данное наглядно-дидактическое пособие о русском земледельческом календаре «Круглый год» способствует повышению интереса со стороны воспитателей и родителей к бытовой истории, помогает натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России. Пособие помогает познакомить дошкольников с частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном календаре или тесно связанной с ним. Пособие подходит как для индивидуальной, так и для групповой работы, а также для образовательной деятельности (занятий).

Оно представляет собой журнал формата А1, где каждая страница посвящена месяцу года, информационной справкой о старинном названии месяца, традициях и приметах месяца, кармашки с карточками с сезонными стихами для заучивания, кармашки с дидактическими играми, мастер-классами и др.

В среде ДОО был создан уголок народной культуры, включающего в себя различные предметы быта крестьян, предметы народных промыслов России, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д. Уголок стал местом для создания фильма «Город Мастеров» для конкурса короткометражных фильмов среди педагогических работников ГБДОУ д/с № 52 Приморского района Санкт Петербурга «ЧУДО-телевидение. Иван да Марья». А также местом съёмки коротких образовательных фильмов, консультаций, мастер-классов.

На основе народного земледельческого календаря были разработаны и проведены тематические досуги.

Например, в тематическом досуге «Капустница» рассказывалось о переходе от осени к зиме, о том, как его широко отмечали. Заканчивались полевые работы, и наступало щедрое на угощение время — с яблоками, овощами, пирогами. Осень в народе называли «запасухой». Люди благодарили матушку-землю за добрый урожай, царицу-водицу — за богатые уловы рыбы, солнце — за тепло, а верных животных за помощь в труде.Вдавние времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Этот всеми любимый овощ — стал главной темой встречи воспитанников групп 3–4 лет и 4–5лет в детском саду № 52 Приморского района. В процессе таких капустных посиделок ребята познакомились с народными песнями, играми, загадками, шутками и прибаутками. Воспитанники группы 4–5 лет показали сценку «Дуня и овощи».

В досуге «Зимние святки» рассказывалось, что зима — особая пора в жизни крестьян, она занимала самый большой период времени. С приходом Нового года начинались Святки — праздничные дни, которые славились гуляниями и забавами. Ребята показали народные игры, которые они знают — «Бубен», «Солнце и Луна», вспомнили любимые зимние забавы, побывали в роли колядовщиков и получили традиционное рождественское угощение — печенье козули.

Переход от зимы к весне был отмечен досугом «Как на масляной неделе…» Всем известно, что в масленичную неделю традиционно пекут блины, устраивают народные гуляния и сжигают чучело. При этом каждый день праздничной недели со временем приобрел свое название и особые традиции, и ритуалы, которые непременно нужно было исполнять. Об этих традициях и рассказали воспитанникам ГБДОУ д/с № 52 скоморохи Филя и Уля в досуговой программе «Как на масляной неделе…»

В весенний период воспитанники группы 4–5 лет познакомились с древним праздником «Сороки». Этот праздник наши предки считали второй встречей весны, его отмечали в день весеннего равноденствия. В народе говорили, что в этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется — равняется». По народным представлениям, весну приносили на крыльях, прилетавших в этот день с юга 40 птиц, первой из которых был жаворонок или кулик.

В день весеннего равноденствия ребята группы 4–5 лет украшали, как и наши предки, обрядовое дерево лентами, рассказывали специальные стишки и пели песенки-веснянки, водили хороводы, играли в народные игры. Совместно с родителями группы был проведен мастер-класс по изготовлению обрядовых печений «жаворонков». С этим печеньем в руках ребята закликали весну.

Реализация проекта на данном этапе позволила повысить интерес дошкольников к занятиям, изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок получал возможность проявить себя либо в драматизации сказок, участии в сценках, при проведении игр, в творческих заданиях. Большой интерес к проекту проявили родители, выразив желание принять участие в драматизации, обогащении предметной пространственно-развивающей среды.

В будущем планируется продолжить работу в данном направлении: пополнить уголок народного творчества, мастер-классы с родителями, тематические вечера, фольклорные праздники, посещение центров народных промыслов, разработка календаря народной куклы «Круглый год».

Литература:

  1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2020. — 352 с.
  2. Ботякова О. А. Детский народный календарь. Солнечный круг: в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. — СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021. — 56 с.
  3. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006. -320 с.
  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 304с.
  5. Левкиевская Е. Е. Русские праздники. — СПб.; М.: Речь, 2016. — 144с.
  6. Пантелеева Н. Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2021.- 176 с.

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается роль народной сказки в нравственном воспитании младших школьников. Обращаясь к богатству народного фольклора, авторы анализируют, какие ценности и уроки морали могут быть извлечены из сказочных сюжетов и персонажей. Ра...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Обновление воспитательного процесса на основе технологии организации туристско-краеведческой деятельности

В статье раскрываются подходы к обновлению воспитательного процесса, показывается роль досуговой деятельности в воспитании и социализации детей. Представлена технология организации туристско-краеведческой деятельности, приведен авторский опыт примене...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству

В статье рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование различных форм фольклора в работе с девочками и мальчиками дошкольного возраста способствует разв...

Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей

В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку...

Развитие творческих способностей у дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

В статье представлено содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Представлен опыт предметно-развивающей среды, непосредственной образовательной деятельности...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования

В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...

Задать вопрос