История развития марийского танцевального искусства в XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 10861 раз

Библиографическое описание:

Макарова, Н. А. История развития марийского танцевального искусства в XX в. / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3488/ (дата обращения: 17.12.2024).

Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном. Если народные песни назвать философским лицом народа, а его музыкальные инструменты – олицетворением его художественно-исполнительского мастерства, то хореографическое творчество народа без преувеличения мы можем назвать его эстетическим лицом»[1, C.6].

Старинный костюм луговых мари. Женский головной убор шурка бытовал до середины XIX века.

Танцы народа мари в литературных источниках встречаются не часто. Объясняется это тем, что почти все исследователи, особенно дореволюционные, в первую очередь стремились описать религиозно-культовые обряды, происходившие в священных рощах и связанные с жертвоприношением. О танцах и танцевальных играх упоминали как о каком-то мало значащем добавлении к молельным ритуалам, хотя поражали путешественников и исследователей своей яркостью и оригинальностью. Такое отношение к марийскому танцевальному искусству является совершенно не заслуженным, так как танцы народа мари очень интересны и самобытны [2, C.3].

Марийские народные танцы также древни, как и народные песни. По утверждению научного сотрудника МарНИИ В. Акцорина[3, C.87] в древних марийских танцах были элементы подражания птиц и животных. Например, во время рождественских представлений ряженные танцевали танцы медведей, свиней и козы. Эти танцы и сегодня распространены в Малмыжском районе Кировской области. Обрядовые танцы в древности танцевали в пасхальные дни. Юноши и девушки ходили по домам в гости и должны были общаться и танцевать с хозяевами. При этом муж не должен танцевать со своей женой, а только с гостями. В старину девушку выдавали замуж за калым, жених и невеста иногда даже не были знакомы до свадьбы. Часто у бедных юношей не было возможности найти себе пару. Во время пасхальных дней им удавалось встречаться и потанцевать со своими бывшими возлюбленными.

Танцевали перед посевными, уборкой урожая и после уборки урожая. Самыми яркими, массовыми и зрелищными были танцы в свадебных обрядах, которые сохранились до наших дней. Из преданий о национальном марийском герое Болтуш мы узнаем, что в XVI веке воины танцевали вокруг костра. Вокруг огня танцевали и в сороковой день после похорон, и во время молитвы. Во время моркинской свадьбы юноши исполняют танец с хлыстом. В характере исполнения этого танца есть много мужественного, воинственного. В. Акцорин считает, что эти движения пришли к нам из военных действий, только луки и копья заменили хлысты [3. C. 88].

После Великой октябрьской революции появляются темповые танцы с более веселым настроением. Композиторы И. Палантай, Я. Эшпай, А. Искандаров, Н. Сидушкин и другие создают более радостные музыкальные произведения, используя народные танцевальные мотивы. Во время коллективизации и бурного развития промышленности танец стал незаменимым жанром для агитбригад. В 1928 году писатель и драматург С. Г. Чавайн написал драму «Мукш отар» на марийском языке («Пасека»). Это первый профессиональный спектакль музыкально-драматической студии под руководством Н.И. Календера, а затем и Марийского Государственного театра по оригинальной пьесе (премьера состоялась 20 октября 1928 года) [4, C. 78]. Драма «Мукш отар» стала образцом исполнения народной музыки, хореографического творчества и бытовых обрядов в сценическом искусстве. В этом спектакле зрители впервые увидели сценическое воплощение народного танца – это танец пчел под вальсовые ритмы, которые олицетворяли мир прекрасного, справедливого и светлого. А богатых кулаков показали через комические, гротесковые движения.

Много танцевальных сцен в другой музыкальной комедии «Салика» С. Николаева, премьера которой состоялась 5 апреля 1938 года. Здесь моркинская свадьба, песенно-танцевальная композиция «Чоп-чоп-Чопай» и другие смешные музыкальные сцены. Постановка моркинского свадебного танца в спектакле «Салика» Марийского национального театра им. Шкетана привлекает своей красочностью. Танец состоит из двух частей. Первая его часть массовая, представляет собой эскорт жениха и невесты. Основной рисунок первой части – круг. Танцуют также под сопровождение традиционных музыкальных инструментов – барабана и гармони. Основные движения этой части танца – мужская и женская моркинская дробь свадебного танца. Наибольший интерес представляет вторая часть танца, представленная дуэтом парня и девушки. Музыкальное сопровождение этой части более быстрое, весь танец состоит из дробей. Исполнители как бы соревнуются между собой. Девушка танцует кокетливо и игриво, а парень с удалью и озорством. На протяжении всего танца чувствуется национальный колорит, присущий танцевальному искусству народа мари. К сожалению, мы не располагаем сведениями о постановщиках танцев в этой пьесе. Скорей всего это были сами артисты и режиссеры.

Развитие марийской народно-сценической хореографий, создание на основе фольклорных первоисточников лучших образцов сценического танца начинается с организации в 1939 году Марийского ансамбля песни и пляски. Коллектив был создан композитором Алексеем Искандаровым при Марийской Государственной филармонии на базе хоровой капеллы. Первым балетмейстером ансамбля была приглашенная из Москвы Татьяна Владимировна Островская. А в первый состав танцевальной группы ансамбля вошли учащиеся театрального и балетного отделения Музыкально-театрального училища им. И. С. Палантая, а также любители танцевального искусства – Павел Зимин, Борис Колчин, Владимир Жилочкин, Макс Веденкин, Алексей Кашков, Александра Черепенина, Иван Петряев, Зоя Казакова, Елена Данилова, Надежда Дружинина, Ольга Кудрявцева, Вера Смирнова.

При Марийском музыкально-театральном училище 1 сентября 1936 года был открыт балетный класс и состоял из 12 учащихся. Среди них были Зоя Казакова, Мария Михайлова, Рая Птицына, Пелагея Романова, Даша Кельдышева, Ольга Чумакова. Работали с ними балетмейстеры Тиманов, А.А. Шишкинская, концертмейстер Л.В. Глезнев. Кроме обязательных предметов учащиеся изучали специальные: станок, ритмику, актерское мастерство, историю балета. Через два года класс был закрыт, а причиной этого послужило отсутствие материальных средств и специалистов. Одни ученики ушли работать в филармонию, а другие стали учиться на музыкальных и театральных отделениях[5, C. 23].

Во время Великой Отечественной войны народный танец прочно вошел в репертуар фронтовой концертной бригады, организованной при филармонии Павлом Тойдемаром, а также ни одна агитбригада, шефская бригада не обходилась без лихого русского перепляса или лирического марийского танца. При филармонии была организована балетная студия, педагогами которой были Е.М. Одаровская и Н.А.Смирнова, выпускница Ленинградского хореографического училища. В этой студии в 1943 году учился Женя Волков – брат знаменитого марийского драматурга Арсия Афанасьевича Волкова. Сегодня у всех на устах задушевные марийские песни и мелодии к спектаклям Евгения Волкова. У композитора более 200 песен, марши для духового оркестра, музыка к 10 марийским спектаклям. Но есть еще одна малоизвестная, но очень интересная строка в его недолгой жизни. Он был одаренным, очень перспективным танцовщиком. Е.В. Волков (1927-1969) с детства любил музыку, хорошо играл на гармошке и балалайке. Во время службы в армии танцевал в ансамбле песни и пляски Украинского военного округа, а в 1951 году вернулся в родной ансамбль песни и танца. Недолго поработал в Чувашском ансамбле песни и танца, в ансамбле песни и танца Коми АССР. Его мастерство заметил сам Игорь Моисеев, руководитель Государственного ансамбля танца СССР и пригласил его в свой коллектив. Но Евгений Волков не задержался в прославленном коллективе.

Долгие годы в Государственном ансамбле песни и танца «Марий Эл» марийские танцы ставили приезжие балетмейстеры. В разные годы в ансамбле работали Елена Одаровская, Леонид Ошурко , Заурбек Битаров, Кубатов Кадыр, Борис Кращин, Анатолий Штанько, Владимир Лехт, Василий Чернов, Леонара Грикурова и другие. По рассказу заслуженного деятеля искусств МАССР А.А. Чеботкина, основном, они ставили танцы разных народов, получали свои гонорары и уезжали, а танцы недолго держались в репертуаре. Из них можно выделить Семена Самойлова, который на основе марийского фольклора поставил танец «Солдат вернулся», который был украшением репертуара в 50-60-е годы. Анатолий Штанько обогатил репертуар, поставив «Танец Сернурского района», «Горномарийский танец», заслуженная артистка Тувинской АССР Леонара Грикурова - «Марийский сувенир», «Марийские игры», женский лирический танец «Журавли», шуточный танец «Лапоточки» и марийский молодежный танец.

Первым марийским постановщиком танцев можно считать Николая Михайловича Арбана (1912-1995). Он – народный писатель, композитор, балетмейстер, драматург, художник. Многогранность таланта этого человека не знала границ. Он автор более 100 песен, написал музыку к 10 спектаклям. Еще в 1948-м году он поставил оригинальную хореографическую картину «Сват и сваха», а первыми исполнителями стали Павел Тойдемар и Надежда Дружинина. Чуть позже этот номер замечательно исполняли Алексей Кашков и Надежда Дружинина. «Старинный марийский танец» и «Танец с хлыстом» в постановке Н. Арбана для артистов Государственного ансамбля песни и танца были высоко оценены зрителями и членами жюри разных Всероссийских конкурсов. Плодотворно трудился Н. Арбан в качестве балетмейстера в марийском драмтеатре. В 50-е годы ставил марийские танцы для многих спектакле.

Но расцвет и самые яркие страницы летописи ансамбля «Марий Эл» связаны с Михаилом Петровичем Мурашко. М. Мурашко – профессор кафедры народного танца МГУКИ, академик, заслуженный деятель искусств России и Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР, основоположник марийской народно-сценической хореографии, основатель Государственного ансамбля танца «Марий Эл». За двадцать лет работы в ансамбле М. П. Мурашко внес огромный вклад в сохранении неповторимого, уникального облика марийского народного танца и отличился новаторским методом в интерпретации фольклорного материала.

Новая программа М. Мурашко «Танцы марийского края» – это результат многолетнего, многостороннего изучения марийского танцевального и музыкального фольклора. Весь творческий путь и репертуар балетмейстера можно условно поделить на две части: танцы, поставленные на основе литературных источников, обрядов, праздников и традиций, и танцы на основе фольклорного материала всех этнических групп народа мари.

М. П. Мурашко проехал тысячи километров бездорожья по этим регионам. Плетут «веревочку» башкирские марийцы, танцуют «строем» в кировской стороне, кружатся под руку в деревне Элнет (Ильнеть) Татарстана, плавно двигаются девушки под свадебные мелодии в Ныргынде, что в Удмуртии. А за ними зорко наблюдал наш художник, подмечая изюминки, записывая на магнитофон народные мотивы. Новый район – новый музыкальный материал, новые танцы, непохожие друг на друга и такие оригинальные!

Экскурсии по родным просторам Республики Марий Эл, путешествие по далеким местам, где компактно проживают марийцы, сказ о трудолюбивом, скромном, доброжелательном народе – все это нашло отражение в новой программе М. Мурашко «Танцы марийского края». Именно под таким названием в Москве в концертном зале имени П. И. Чайковского 2 апреля 1991 года состоялся концерт ансамбля танца «Марий эл». Так Михаил Мурашко отметил свой 50 – летний юбилей и порадовал москвичей и его гостей с новой программой. Своими танцами он сблизил марийцев, проживающих в разных уголках нашей необъятной Родины. На такое чудо способно только искусство!

Старинный танец луговых мари. Постановка М. Мурашко в исполнении Государственного ансамбля танца «Марий Эл»

Балетмейстеры Леонид Соколов, Геннадий Салдаев, Борис Колчин, Надежда Дружинина, Александр Чеботкин, Алексей Якушев и другие способствовали обогащению марийской сценической хореографий.

Черпая из животворного родника народного фольклора бесценные сокровища, творчески перерабатывая их, они выставляли на суд зрителей яркие образцы народного марийского танца. С именами балетмейстеров Вячеслава Асмаева, Юрия Иркабаева, Тамары Дмитриевой, Марии Соловьевой, Натальи Смирновой, Бориса Ерондейкин, Григория Русинова, открываем новые страницы в современной марийской хореографии. Высокая сценическая культура, творческая изобретательность, проникновение в жизнь марийского народа и понимание тенденции развития хореографического искусства, знание региональных особенностей танца, манеры и техники исполнения, обрядов и традиций – вот чем отличаются творческие работы этих знатоков марийского танца.

По ходатайству республиканских партийных и советских организаций, Министерства культуры РСФСР в 1968 году принято решение о создании в Йошкар-Оле Марийского Государственного объединенного музыкально-драматического театра им. М. Шкетана. В его труппу вошли 16 солистов-вокалистов, 20 артистов хора, 16 артистов балета, симфонический оркестр из 24 музыкантов . Новый коллектив актеров был создан главным образом из молодежи. В хоровую и оркестровую группу вошли студенты музыкального училища им. И.С. Палантая, артисты Маргосфилармонии. К ним органично влились семь выпускников Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. Балетную группу составили выпускники Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой и Пермского хореографического училища. Это А. Александрова, В. Кузьминых, Г. Климанова, Т. Игнатьева, А. Козыревский, Я. Глейзер, Г. Михалева, И. Кокорин и другие. За короткий срок была реконструирована сцена театра, был подготовлен балетный класс. А первым балетмейстером театра стала В.Ф. Наваева, которая приехала из Новосибирска. Большую помощь при выпуске новых спектаклей оказывала балетная студия, которую открыли тоже в 1968 году. А первыми педагогами стали Алла Александрова и Петр Силкин. Открытие театра ознаменовалось первой национальной героико-романтической оперой талантливого марийского композитора Эрика Сапаева «Акпатыр». Балеты А. Адана «Жизель», Д. Шостаковича «Барышня и хулиганка», П. Чайковского «Лебединое озеро» прочно заняли свое место в афишах театра в первые года становления театра.

17 февраля 1973 года на сцене Государственного музыкального театра МАССР состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда». Спектакль вылился в подлинный праздник марийского профессионального искусства. Музыку к балету написал заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР, лауреат Государственной премии МАССР, профессор Казанской Государственной консерватории Анатолий Луппов. Либретто написано Валентиной Наваевой по мотивам марийских народных сказок и легенд. Балетмейстером-постановщиком балета был Энн Эрович Рая, художник Раиса Сергеевна Чебатурина. Главные роли исполняли солисты Государственного музыкального театра МАССР Алла Александрова, Владимир Кузьминых, Яков Глейзер, Галина Михалева, Галина Климанова. Всего А. Б. Луппов написал четыре балета («Лесная легенда» - 1971-1972, «Прерванный праздник» - 1976-1977, детский балет «Музыкальная история» - 1978, «Замок Шеремета» - 1984), Все балеты были специально поставлены для нашего театра и стали украшением репертуара музыкального театра республики.

4 мая 1978 года на сцене Марийского музыкального театра состоялась премьера второго национального балета «Прерванный праздник» на музыку и либретто А. Луппова и сюжет марийского поэта Макса Майна. Балет о событиях Великой Отечественной войны, в частности, о подвиге героини марийского народа Ольги Тихомировой был посвящен 60-летию Октябрьской социалистической революции и Дню Победы[6, C. 13]. Для постановки балета из Минска был специально вызван М. П. Мурашко. Но этот балет, поставленный М. Мурашко, недолго просуществовал на сцене театра, т.к. для участия в нем были привлечены артисты балета музыкального театра и артисты Государственного ансамбля песни и танца. Такая совместная работа очень сложна организационными моментами, да и к военной, патриотической теме мы зачастую обращаемся только в день знаменательной даты.

В весной 1990 году балетмейстер снова вернулся к этой теме, посвятив работу 45-летию Победы, но это был уже другой спектакль. Хореограф сам написал либретто с учетом возможностей коллектива. Из двухактного спектакль превратился в одноактный. Если в театральной постановке было больше сольных, дуэтных танцев, то теперь смысловой акцент сместился на массовые сцены. Сцены нашествия, сражения, плена, сожженной деревни, плакальщиц, победы были решены пластикой, мимикой, жестами, исходя из образа и сценического действия.

Все эти факты доказывают, что хореографическое искусство бурно развивалось в XX веке и сразу заявило о себе, как самый зрелищный, доступный, любимый народом вид искусства.


Литература:

1. Герасимов О.М. Очерки по народной хореографии мари // Министерство культуры и межнациональных отношений РМЭ; Республиканский центр народного творчества – Й-Ола, 2001, 104 с.

2. Мурашко М.П. Танцы марийского края. – Й-Ола: Марийское книжное издательство, 1995, 296 с.

3. Акцорин В. Марийский танец (на мар. яз.) // Ончыко - 1982. - №5. – С. 87-94.

4. Арбан Н.М. Рос с любовью к театру // Ончыко. – 1969, №6. – С. 72-78.

5. Екельчик Л. 70 лет Йошкар-Олинскому музыкальному училищу имени И. С. Палантая: Материалы истории, «А.М. студия», 2002, 179 с.

6. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: Сост. В. Кузнецов, Л. Кульшетова, В. Чеснокова. – Йошкар-Ола, 2006, 266 с.

Основные термины (генерируются автоматически): танец, Мария Эл, Александров, Государственный ансамбль песни, народный танец, спектакль, Великая Отечественная война, Государственная премия, Государственный музыкальный театр, Лесная легенда.


Задать вопрос